Вот он новый отряд автотранспортников Ленинграда. Фото М. Муразова вич Марченко, Алексей Григорьевич Чертов, Федор Иванович Краснов, чья грудь украшена Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, Зинаида Ивановна Григорьева... Им есть что рассказать. Ребята слушают Пискуна. — Произошло это в ночь с 13 на 14 декабря 1941 года, — рассказывает ветеран. — Выезжал я из Кобоны, куда доставил эвакуированных. ГАЗ-АА тянет нормально. Вокруг мгла. Метет пурга. Фар не зажигали. А перед этим дорогу фашисты сильно бомбили. И прямо с ходу на середине пути вбухался в воронку. Машина моментально погрузилась в воду по кузов, да еще сани сзади ее подтолкнули поглубже. Двери кабины у меня льдом зажало, я локтем левое стекло высадил и, как был в ватнике, ватных штанах, сапогах, вылез через окно в полынью. Машина медленно тонет, а я барахтаюсь в ледяной каше. С трудом уцепился руками за кромку льда. Передохнул малость. А когда выкарабкался на поверхность, понял: машина с грузом ушла на дно. Слышу, где-то недалеко шум мотора. Кричу, руками размахиваю. Неужели, думаю, не увидят и тоже в воронку заедут? Увидели меня. Андрей Воробьев ехал, товарищ мой. Остановился. Стали мы совет держать, к ак быть. Ведь воронок этих после бомбежки ого сколько! Решили так : один вперед бежит, обследует дорогу, другой следом за ним машину ведет. Так, чередуясь, объезжая опасные места, под утро добрались до берега... За окном между тем промелькнул последний белокаменный километровый столб с цифрой «39», и вся колонна остановилась перед открывшимся вдруг Ладожским озером. Это был знаменитый Вагановский спуск. Здесь начиналась ледовая часть героической трассы. На краю невысокого берегового откоса стоит памятник. Молодые парни в форменках, стоя у монумента, слушая рассказы старших, словно приобщались к их подвигу. Отныне они вливались в дружную трудовую семью. А работа ожидает большая. К ак сказал в своем напутственном слове ребятам начальник Главленавтотранса Александр Федорович Иванов, тоже ветеран Ладоги, ежедневно на улицы Ленинграда и дороги области выходят десятки тысяч автомобилей, автобусов, такси, грузовиков. В сутки перевозится 2,5 миллиона пассажиров и около 600 тысяч тонн грузов. Чтобы все это огромное автомобильное хозяйство действовало безотказно, нужно много умелых рук. Питомцы ПТУ-31 каждый год пополняют автотранспортные предприятия города. Многие выпускники училища — ударники труда. ...Гремит оркестр, развеваются кумачовые полотнища, звучит над строем: «Клянемся не посрамить рабочей чести, славных трудовых и боевых традиций рабочего класса!» Взволнованно произносят слова клятвы все четыреста выпускников училища. В. Б ЕЗБРЕЖНЫЙ ЛенинградНАПУТСТВИЕ В РАБОЧУЮ ЖИЗНЬОбычно тихая 5-я Советская улица в Ленинграде в то летнее утро оживилась. Один за другим въезжали на нее автобусы, разворачивались, выстраиваясь вдоль тротуара длинной вереницей. Сюда же подошел желтый «Москвич» ГАИ с репродукторами. А в соседнем скверике сплошь темнели форменные куртки с ярко начищенными пуговицами, сверкали на фуражках эмблемы. Четыреста ребят из 31-го автомобильного производственнотехнического училища ожидали сигнала для торжественного выхода. Да, день торжественный. Его так и назвали: день посвящения в рабочий класс. День встречи с тем большим миром, в котором отныне предстоит жить и трудиться вчерашним пэтэушникам. Между шутками, весельем говором нет-нет да кто-то взглянет на светлые окна училища, у кого-то мелькнет грустинка в глазах. Что ж, все закономерно. Чувство расставания с учителями-наставниками, с полюбившимися классами знакомо всем, кто когда-то заканчивал школу, техникум, вуз... У выпускников ПТУ-31 свои причины глубокой привязанности к родному училищу. Каждого, кто переступает его порог, с первого до последнего дня окружают заботой. Каждому подростку даются здесь основательные политические, профессионально-технические и эстетические знания. Любовно оборудованные слесарные мастерские, цех разборочно-сборочных работ, лаборатория. горячей регулировки двигателей, кабинет электротехники с программированным обучением — учись, размышляй, твори! Недаром многие из 2500 питомцев, вышедших за 11 лет из стен училища и уже ставших теперь высококвалифицированными работниками, с уважением отзываются о своих наставниках, об училище в целом. ...Звучит сигнал, раздается команда: «По машинам!» Желтый «Москвич» устремляется вперед. За ним вся колонна. Она проходит Суворовский проспект, сворачивает к Больше-Охтинскому мосту, втягивается под его металлические своды и выезжает из города... Асфальтовое шоссе, ведущее к Ладожскому озеру. Автобусы бегут по нему мимо аккуратных деревень с домами в садах, поднимаются на холмы, откуда открываются лесистые дали. Каждый шаг здесь — история. Цифры на километровых столбах. Надписи: «Дорога жизни». Это вехи, по которым не только узнается расстояние, но и воскрешаются в памяти дни и события. В одном из автобусов вместе с ребятами — ветераны «дороги жизни», те, кто в тяжелую зиму 1941 — 1942-го вывозил на Большую землю из осажденного Ленинграда женщин, детей, стариков, а обратно вез все, что могло облегчить жизнь ленинградцам. Петр Афанасьевич Пискун, Алексей Андрее