Дом, который разрушил...Каждый, кто знаком с ходом городского строительства в Киеве, видит, какое серьезное внимание уделяют здесь транспортным проблемам, к ак погосударственному, с расчетам на перспективу решают вопросы автомобилизации. Город возводит не только огромные жилые массивы. Строятся быстрыми темпами многочисленные подземные путепроводы и переходы, новые автомобильные магистрали, обширные автостоянки, подобные тем, что уже появились в Дарвице, на площади Победы, Гостомельском шоссе, у ВДНХ, и, конечно, «жилые дама» для автомобилей — гаражи различных типов и вместимости. Киев постепенно освобождается от одиночных и разномастных гаражей, городские власти широко поощряют коллективное кооперативное строительство. Сегодня шестьдесят с лишним кооперативных гаражей дали уже приют более чем семи тысячам машин. В ближайшие гады, к ак мне сообщили в горисполкоме, запланировано ввести в строй еще двадцать с лишним тысяч машино-мест. Один из новых «автодомов» должен был встать на углу Красноармейской и бульвара Дружбы народов. Должен был, но, увы... Да, на поверку все оказалось именно так, как сообщалось в письме, которое и привело меня в Киев. Гаражный кооператив «Сигнал» просил о помощи, так как выделенный ему горисполкомом земельный участок самовольно перепланирован группой жильцов близлежащих домов, фундамент гаража засыпан, строительные материалы похищены, а на неоднократные распоряжения административных органов ЖЭК и домком не реагируют. Как же случилось такое? Может быть, тут были нарушены строительные и санитарные правила застройки, может, близлежащие дома оказались обделенными свободной территорией, необходимой для отдыха жильцов и детей, посадки деревьев и цветов? Нет. Планировке этих домов, отведенной для них территории могут позавидовать живущие ближе к центру города. Все учел исполком горсовета, когда выносил решение о передаче участка гаражному кооперативу. Я видел во дворах этих домов клумбы, обильные зелеиые насаждения, площадки для игр, теннисные корты. Так отчего же разгорелся сыр-бор? Мы привыкли к демократизму нашей жизни, к тому, что общественно полезные, подлинно гражданские устремления наших людей всегда находят поддержку в советских учреждениях. Но случается, что и отсталые, эгоистические интересы облекают в форму заботы об общем благе и стучатся во всежэкинстанции, яростно отстаивая неправое дело. Нечто подобное и произошло в коллектив* жильцов домов № 145 по ул. Красноармейской и № 3 по бульвару Дружбы народов. Мне пришлось перечитать кипу документов, подтверждающих справедливость и законность действий членов гаражностроительного кооператива, и не меньшее количество заявлений, писем и жалоб одной и той же группы жильцов, где неизменно правда подменялась наветами и лживыми утверждениями. Поначалу все было просто и естественно. К дворовым участкам домов, граничащим с заводом им. Дзержинского, примыкала небольшая территория городского земельного фонда. Горисполком часть этой территории отдал заводу, а другую часть — под коллективный гараж. В этом был резон. Гаражи могли создать как бы барьер между домами и заводом, своеобразную «буферную подушку». Наконец, таким образом решалась проблема стоянок автомобилей, которые мозолили глаза под оюнами. Не берусь категорически утверждать, что решение было идеальным, но в этом конкретном случае оно представляется единственно правильным. К такому заключению я пришел после бесед с архитекторами, планировщиками, работниками исполкома. С этим согласились и многие жители домов, с которыми мне довелось беседовать. Но была уже группа недовольных, но пущены были слушки, что какие-то «воротилы» нечистым путем добыли земельный участок. Этого было достаточно, чтобы полетели в различные партийные и советские органы заявления о «вопиющей несправедливости». Расчет был простым: вызвать сомнения, испугать потоком жалоб, заставить задуматься, не затронет ли это интересы живущих поблизости. Но вопрос этот давно и безоговорочно решен. Существуют строительные, санитарные, противопожарные и иные нормы для гаражного строительства, нормы, защищающие здоровье людей. И если эти нормы соблюдаются, значит соседство машины ничем не ущемляет интересы человека. На этот раз сработал «стереотип»: дыма без огня не бывает, а раз так, нужно принять сторону жалобщиков. Печально, что эту позицию заняли и руководящие работники Госстроя республики, до которого докатилось дело. Готовится заключение, в котором все ставится с ног на голову: территория горземфонда относится к дворовому участку (а во дворах строительство гаражей запрещено); плотность застройки завышается равно вдвое (стало быть, нарушаются нормы); существующие детские и спортивные площадки признаются отсутствующими (значит, надо отдать предпочтение детям). Так рождается первая ошибка, потянувшая за собой другие. Получив заключение Госстроя, заместитель председателя Совета Министров республики (вот какие инстанции вынуждены уже заниматься этим делом!) предложил исполкому горсовета привести вынесенное решение об отводе участка в строгое соответствие с действующими нормами. А пока, к ак говорят, суд да дело, строительство гаража приостановлено... Этого оказалось достаточно для председателя домового комитета Л. Кучерова. На следующий день срочно созывается заседание комитета, на котором решают снести все возведенное кооперативом. Тут же на участке появляются люди, бульдозеры. Дрогнули балки, обрушился фундамент... Ни милиция, ни прокуратура, к сожалению, не сделали серьезной попытки пресечь беззаконие, указать председателю комитета, начальнику ЖЭК на недопустимый произвол. Вот я уже слышу возражения Леонида Александровича Кучерова: не был, мол, он в то время на площадке! Верно, он был только организатором самоуправства, формулировал решение о сносе построенного. Но ведь знал он, что решение исполкома остается в силе, что выоказанное любым ответственным работником суждение еще не документ, обязывающий к действию, что председатель домового комитета должен был более чем кто-либо другой беречь престиж Совета депутатов трудящихся. Было неловко слушать, к ак он ссылался на свою неосведомленность, на ошибочное толкование прав и обязанностей возглавляемого им комитета. История эта началась два года назад и продолжается до сих пор. За все это время никто, увы, не помог кооперативу утвердить себя в своем бесспорном праве, призвать к ответу людей, нарушивших права, гарантированные законом. А это валено было сделать и потому, что всякое попустительство беззаконию опасно последствиями, что дело должно обязательно завершаться победой справедливости. В. МЯКУШКОВ, спецкор «За рулем» г. Киев Послесловие . По последним сообщениям из Киева, гаражностронтельному кооперативу «Сигнал» выделяют новый земельный участок и сочли вопрос исчерпанным. Однако сделано, на наш взгляд, еще далеко не все, чтобы эту неприглядную историю считать пришедшей к благополучному завершению. В свое время специальная инспекция горисполкома по благоустройству официальным предписанием предупреждала начальника ЖЭК и председателя домового комитета: за самоуправство на строительной площадке гаражного кооператива «виновные будут привлечены к уголовной ответственности, а все материальные затраты будут отнесены на ваш счет». Но ведь виновники до сих пор остаются безнаказанными! В прокуратуре города по этому поводу разводят руками: мол, слишком маленькое наказание установил закон, не стоит и огород городить. Позволим себе не согласиться с этим, памятуя, что не тяжесть, а неотвратимость наказания за преступление является незыблемым принципом нашего правосудия. А то, что в описанном случае люди преступили закон, совершенно очевидно. Кроме того, допустившие произвол обязаны возместить тот значительный материальный ущерб, который причинен кооперативу. Наконец, не исчерпаны и меры общественного воздействия на людей, позволивших себе самоуправство. И сделать все это надо непременно, чтобы описанное не повторилось гденибудь вновь, а осталось в истории гаражного строительства в Киеве единственным, нетипичным случаем.28