Ровно и мощно работает прогретый двигатель. Лента дороги так и просится под колеса. Рука легла на рычаг переключения передач, левая нога нащупывает педаль сцепления, п равая — готова «дать газ». Сейчас автомобиль двинется с места, начнется его «трудовая жизнь». Ее продолжительность во многом зависит от вас. Продолжим наш разговор. Сегодняо системах, которые особо важны для безопасности: о тормозах, сцеплении, рулевом управлении, шинах. 1. Тормоза необходимы лишь при аварийных ситуациях. Если эта мысль станет вашей привычкой, она намного продлит жизнь шин, даст немалую экономию горючего, а главное, позволит пассажирам чувствовать себя гораздо спокойнее. 2. Проверяйте как можно чаще тормозную систему. В этом случае бдительность не может быть чрезмерной. Не ленитесь отыскать причину малейших отклонений от нормы в работе тормозов. 3. Внешним признаком неисправности тормозов чаще всего бывает подтекание тормозной жидкости. Даже самые незначительные следы такой «сырости» — сигнал опасности. Выезд в этом случае может привести к нехорошим последствиям. 4. Торможение всех колес, когда вы нажимаете на педаль, должно быть одновременным и плавным. Не откладывайте на завтра то (регулировку тормозов), что надо сделать сегодня. б. «Держи тормоза сухими». После того, как помоете автомобиль из шланга, переедете глубокую лужу или долго будете двигаться под косым дождем, полезно нажать несколько раз на тормозную педаль, чтобы «подсушить» тормозные накладки и барабаны. 6. Садясь за руль незнакомого автомобиля, всегда проверяйте, как работают тормоза. Сначала на месте — не проваливается ли педаль, потом в движении на небольшой скорости — все ли тормоза «берут» одновременно. Нарушение этого правила может стоить жизни. В первые минуты езды, убедившись, что вокруг вас никого нет на расстоянии 100—150 метров и дорога сухая, попробуйте несколько раз резко затормозить на разных, постепенно увеличивающихся скоростях. Руль при этом держите прямо. Так вы оцените возможности тормозов. 7. Помните, что на мокрой дороге тормозной путь увеличивается примерно вдвое. Попав на такую дорогу, сразу переключите соответствующий «рычажок» в своем сознании. 8. При обслуживании тормозной системы следите за чистотой рук, инструментов и эксплуатационных материалов — здесь недопустимы малейшая грязь или следы масла. 9. Всегда пользуйтесь одной маркой тормозной жидкости, той, что рекомендована инструкцией, регулярно проверяйте ее уровень в наполнительном бачке главного тормозного цилиндра. 10. При заправке или доливке свежей жидкости постарайтесь свести до минимума ее контакт с воздухом. Это особенно важно на «Жигулях». Атмосферная влага, которую усвоит жидкость, повлияет на ее рабочие характеБеседа вторая. См. «За рулем», 1971, № 6.ристики. Не верите? Проверять все же не рекомендуем. 11. Частые длительные торможения (например, при неправильной тактике езды в горах) или пользование ручным тормозом в движении могут привести к перегреву колодок и барабанов, образованию паровых пробок в системе гидропривода и резкому снижению эффективности тормозов. Признак этого дефекта такой же, как и при попадании воздуха в систему, — «упругость» педали. 12. Педаль сцепления обязательно должна иметь свободный ход. Величина его указана в инструкции. Отсутствие или уменьшение свободного хода приводит к пробуксовке, перегреву и выходу сцепления из строя. 13. Будьте особенно внимательны к рулевому управлению. При малейших отклонениях от нормы необходимо вмешательство специалиста. Не имея опыта, не делайте регулировок сами-. Признаки, требующие обращения к механику: увеличение люфта рулевого колеса, затрудненное его вращение, стуки или шум при работе. 14. Если рулевое управление и шины в порядке — автомобиль «держит дорогу», то есть движется по прямой без «подруливания», а в конце поворота рулевое колесо само возвращается в исходное положение. 15. Кроме того, непреложным правилом должно быть соответствие норме углов установки колес («сход» и «развал»), Эти величины следует систематически цроверять и приводить к норме на станциях обслуживания, оборудованных специальной аппаратурой. От схода и развала зависит и износ шин. 16. Очень важно, чтобы в .шинах поддерживалось предписанное инструкцией давление, и, главное, следить, чтобы оно было одинаково в каждой паре колес. От этого также зависит управляемость автомобиля и износ шин. Проверив давление, не забывайте плотно заворачивать колпачки ниппелей. 17. Систематически, не реже чем раз в месяц, контролируйте состояние запасного колеса. Это сбережет ваши силы и нервы при проколе в дождь, ночью, когда вы куда-либо торопитесь и т. п. Вы, наверное, догадываетесь, что проколы случаются именно в этих ситуациях. 18. Пользуйтесь каждым случаем, чтобы внимательно осмотреть колеса, удалить камешки, гвозди, кусочки стекла и проволоки, застрявшие в протекторе. Если не делать этого вовремя, острый осколок постепенно углубится в покрышку и, дойдя до камеры, порвет ее. 19. Очень важна балансировка колес. Ее делают на заводе, прикрепляя специальные грузики к ободу колеса. При замене камеры отмечайте положение шины на ободе и при сборке устанавливайте покрышку точно по этим меткам. Когда заменяется покрышка или обод слегка деформирован, необходимо заново отбалансировать колесо в сборе. Для этого на станциях технического обслуживания есть специальные стенды. Дисбаланс (разбалансировка) приводит к биению колеса, быстрому износу шины, вибрации автомобиля, разрушающей подвеску, ухудшению управляемости.14