шемся от первой мировой войны. Затем появилось еще несколько автомобилей разных марок. С 1924.года начали поступать в эту службу импортные «мерседесы», «фиаты», «рено» и наши АМО-Ф-15. К 1929 году было их всего 43. Разумеется, специального автомобиля для медиков тогда не существовало, и приспосабливать к новой должности приходилось каждую машину, переоборудуя ее иногда весьма существенно. Многими своими качествами современный автомобиль скорой помощи обязан работникам ремонтных мастерских, созданных с самого начала при этой службе. В 1922 году под стоянку и мастерские Московская автобаза скорой помощи получила помещения бывших конюшен ресторана «Яр». Здесь-то и начал свое настоящее формирование автомобиль новой профессии. К 1932 году, когда началось массовое производство отечественных автомобилей, санитарные машины нашими заводами все еще не выпускались. И снова автобазы окорой помощи сами делали такие машины, теперь уже на шасси ГАЗ-АА. В альбоме одного из организаторов московской скорой помощи В. В. Поморцева сохранились снимки, сделанные в ремонтных мастерских. В помещении на Большой Ордынке изготовлялись полностью кузова со всем оборудованием. Кузовных дел мастера дали возможность за короткое время освободиться от импорта таких машин. В 1936 году на шасси ГАЗ-АА выпущена первая отечественная санитарная машина заводского производства. Это был так называемый «автомобиль с обтекаемым кузовом». За ним последовал санитарный ГАЗ-55. Для придания шасси ГАЗ-АА максимально возможной мяпкости хода была изменена подвеска. К 1941 году парк санитарных машин в Москве насчитывал 150 автомобилей отечественных марок. Были среди них и ГАЗ-55 и ЗИС-16С, которые впоследствии прошли много тяжелых километров по дорогам Великой Отечественной войны. А потом? С 1945 по 1965 гт. п арк санитарных машин вырос в восемь раз. Год от года медицинская служба Москвы и других городов страны получает все большее количество современных машин. Немало среди них автомобилей Горьковского, Ульяновского, Рижского заводов. Не каждый РАФ, который мигает желтым огнем, — обычная линейная машина. Если на его боку есть слово «специальная», то это автомобиль с особым оборудованием, выезжающий, например, только на отравления и снабженный токсикологической аппаратурой. Среди специальных РАФ-977И есть машины «неврологическая», «шоковая», «инфарктная», «детская», «реанимационная». К аждая из них полностью отвечает своему назначению. В «детской» (педиатрическая скорая помощь) под потолком висят игрушки и приемник настроен на. «Маяк», чтобы отвлечь музыкой маленького пациента. Поскольку больные здесь малыши, автомобиль рассчитан на перевозку оразу четверых, тогда как обычно — двоих. Разнообразные лекарства, медикаменты, надувные шины, особые наркозные аппараты, электрокардиограф, аппараты для дыхания позволяют начать лечение уже в пути. В этой машине можно сделать перевязку, небольшую операцию. Она выезжает в детские сады и по самым различным вызовам — только к детям. Специальные автомобили имеют общий для всех комплект медицинского оборудования и, кроме того, особого рода аппаратуру. Работают на них специально подготовленные бригады врачей и фельдшеров. Возьмем кардиологическую машину, в просторечии «инфарктную». Она оснащена дорогостоящим оборудованием, и на ней работают так называемые БИТовские бригады — бригады интенсивной терапии. Врачи эти связаны с клиниками, разрабатывают собственные методики оказания помощи больному, предлагают новые решения, аппаратуру. Сначала выезжает обычная линейная машина, и, если потребуется, врач может вызвать любую специальную. Это все — РАФы. А ведь кроме них медики располагают «волгами» (ГАЗ-22Д) и «москвичами» (408ИМ и 412ИМЭ) — «Помощь на дому» или всем известными «неотложками», автобусами («Флюорографическая лаборатория», «Служба крови»), УАЗами (452А). Только в московской автобазе скорой помощи сейчас 14 типов автомобилей. Довольно широкое распространение получила санитарная «Волга» ГАЗ-22Д. Она обладает всеми качествами автомобилей этого типа: плавностью, хода, высокой скоростью и комфортабельностью. Пятидверный кузов разделен глухой перегородкой со смотровым и переговорным окнами. При необходимости кузов обогревается теплым воздухом. Ночью салон освещается тремя плафонами. Высококачественная шумоизоляция кузова, гигиеничность внутренней обшивки, которая легко моется и дезинфицируется, полностью отвечают назначению автомобиля. Он может хорошо работать ив городе ив сельской местности. Водители машин скорой помощилюди особой подготовки. В связи с условиями работы большое внимание при их обучении уделяется мастерству вождения в сложных ситуациях. Недаром в Москве один из лучших кабинетов но безопасности движения находится именно на автобазе скорой помощи. Первостепенное значение придают здесь техническому состоянию машин и линейной дисциплине. Развитие медицины, городского движения предъявляют все новые требования к медицинскому транспорту. Так появляются самые современные машины, например, реанимационной службы, сложные комплексные специальные машины, где врачи имеют возможность оказать экстренную помощь, спасти жизнь. А сколько существует автомобилей санитарных, занятых в эпидемиологической и дезинфекционной службах. Более полутора тысяч машин скорой помощи работают сегодня только в Москве. Ежегодно медики получают все больше автомобилей отечественного производства. Среди очередных забот автомобилестроителей — создание новой машины для массовой линейной службы скорой помощи. Н. СЕМИНАВодитель Анатолий РомановЕго портрет появился на одной из последних художественных выставок. И хотя на картине изображен был не ученый, космонавт или популярный киноактер — люди, которые всем нам известны, как говорят, в лицо, возможно, что ктото из москвичей узнал этого человека: ведь Анатолий Романов около пятнадцати лет проработал за рулем такси. Картину художника В. Филимонова даже нельзя, на наш взгляд, определить одним словом «портрет». Перед нами представитель современной Москвы. Лицо дышит спокойной уверенностью хорошо поработавшего человека. Кажется, водитель остановился лишь на минуту, перевести дыхание. Через мгновение на традиционное «Свободен?» он скажет «Прошу!», сядет за руль, и оранжевая крыша таксомотора снова замелькает в море машин. Итак, водитель такси. Мы привыкли больше видеть на вернисажах портреты сталеваров и строителей, животноводов и геологов, шахтеров и многих других представителей рабочих профессий. И вот шофер, водитель такси. Это по-своему знаменательно. Специальность водителя становится одной из ведущих и самых массовых в стране. У искусства живописи свои границы, поэтому мы попросили дополнить портрет несколькими штрихами людей, которые много лет работали в коллективе 7-го таксомоторного парка столицы с Анатолием Романовым. В. Трушкин, секретарь парткома парка: — Коммунист Романов отличный водитель. Я уж не говорю о каждодневном выполнении производственного плана и безаварийной езде. за что он был награжден знаком «За безаварийную работу» I степени. У него настоящая деловая хватка и мастерский водительский почерк. А. Успенский, председатель месткома: — Анатолию доверяют ребята, вот что характерно. Потому, наверное, что умеет он по душам поговорить. Что это значит? Ну, стало быть, не о проблеме вообще, а на конкретном примере, часто на собственном опыте. Не случайно его несколько лет избирали профоргом. Е. Калиновский. сменщик: — Что больше всего ценишь в сменщике? Чтобы машину он тебе оставлял в хорошем состоянии. Так вот после Анатолия можешь смело садиться за руль, автомобиль не подведет! Остается добавить, что рабочая доблесть водителя отмечена недавно высшей правительственной наградой — орденом Ленина.9