ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯw•Л. Л. АФАНАСЬЕВ, председатель научно-технического совета по проблемам безопасности движения при Государственном комитете Совета Министров СССР по науке и технике, доктор технических наук О различных аспектах автомобилизации говорят и пишупг сейчас много. В этой области девятым пятилетним планом развития народного хозяйства поставлены принципиально новые задачи, решение которых носит государственный масштаб. Мы на пороге нового этапа автомобилизации, главной отличительной чертой которого является резкий количественный рост автомобильного парка. Среди многочисленных технических, социальных, экономических и других проблем, которые автомобиль, как говорят, поставил в повестку дня, особого внимания заслуживает проблема безопасности движения. Как ни печально, под колесами автомобилей на планете уже попибло больше людей, чем в иных жестоких войнах и страшных эпидемиях. Иногда можно услышать, что дорожные происшествия чуть ли не неизбежные издержки автомобилизации, так сказать, оборотная сторона медали, оплата полученных выгод. Нет, автомобили сами по себе здесь ни при чем, хотя, может быть, не было бы их, не было бы и дорожных происшествий. Но растет прежде всего население планеты, растут и его потребности в передвижении и перевозках грузов, обусловливающие развитие всех видов транспорта. И мы знаем, что историю технического прогресса, как и всякую историю, нельзя повернуть вспять. Итак, если автомобиль ни при чем, то где же причина тех бед, что стали печальным спутником автомобилизации? ' В общих славах она в том, что человек, немало преуспев в совершенствовании автомобилей, повышении мощности и надежности, серьезно отстал в создании всех необходимых условий для их безопасного движения. Но это, так сказать, констатация. Если же обратиться к будущему, то есть все основания рассчитывать, что в предстоящем пятилетии у нас в стране в деле безопасности движения будет сделан самый крупный за все время шаг вперед. Чтобы наши усилия дали максимальный эффект, сейчас очень важно верно определить, образно говоря, направление основного удара. Прежде всего, предстоит по-государственному решить проблему повышения водительского мастерства. Низкая квалификация водителей — одна из основных причин дорожных происшествий. Этот тезис не требует особых доказательств. Достаточно красноречив уже тот факт, что по статистике за водителями 3-го класса числится вдвое больше происшествий, чем за водителями 1-го и 2-го классов (на 1000 водителей данного класса). Говоря о недостаточной квалификации, я вовсе не имею в виду неумение в прямом смысле слова уп-ГосударственныйМАСШТАБВопросы безопасности движения в новой пятилеткеравлять автомобилем. С этой стороны как раз все в порядке. Беда в том, что многие водители обнаруживают неумение быстро ориентироваться в сложной обстановке, в аварийных ситуациях, то есть, как говорят специалисты, в экстремальных условиях движения. А именно этих новых качеств потребовало от водителя повышение скоростей и интенсивности движения, усложнение конструкции автомобилей. С ростом скоростей водитель неизбежно и все острее будет ощущать дефицит времени, вот почему так высоки сейчас требования к быстроте его мышления, восприятия и оценки дорожной обстановки. В конечном счете, именно эти свойства определяют надежность работы водителя. А чему учат сегодня автошколы и автомотоклубы? В основном умению приводить машину в движение, то есть манипуляциям с передачами, педалями тормоза, сцепления, подачей топлива, рулевым механизмом. И совсем не обучают законам решения конкретных задач, не прививают навыки распределения внимания. Иными словами, совершенно упускают из виду стратегию вождения, умение определять свое поведение в той или иной дорожной ситуации. Эти недостатки традиционной системы и методики обучения водителей следует преодолеть как можно быстрее. Учебным заведениям нужна новая техническая база — тренажеры, как для первоначального обучения вождению, так и для моделирования аварийных ситуаций; автодромы или специально оборудованные площадки для овладения на практике тактикой и стратегией безопасной езды; учебные автомобили, оснащенные современными приборами контроля и оценки приобретаемых учащимися навыков. Объективности ради надо сказать, что ни методический кабинет Министерства автомобильного транспорта РСФСР, ни методический кабинет ЦК ДОСААФ до сих пор не располагают экспериментальной базой для этих целей. Все разработки поэтому ограничиваются теоретическими аспектами, что совершенно недостаточно. Неотложная задача — преобразовать эти организации в полнокровные методические центры по подготовке водителей, придав им опытные автополигоны для отработки современных методов обучения. Отвечая на возможные вопросы, скажу, что сроки подготовки водителей, по-.моему, достаточны; за полгода шофера выучить можно. Надо только, чтобы обучение правильно строилось и опиралось на самые последние достижения науки и техники. Однако повышение квалификации водителей-профессионалов — лишь полдела. Нельзя не думать сейчас и об автолюбителях. Ведь пятилетка, наметившая увеличить производство легковых автомобилей в 3,5—3,8 раза, существенно изменит «соотношение сил» на дорогах. Как вести профилактическую и воспитательную работу с этой категорией водителей? Опыт стран развитого автомобилизма уже дал ответ: объединяя индивидуальных владельцев автомобилей и мотоциклов в клубы. Как юридическое лицо клубы могут решать широкий круг вопросов, в том числе и по повышению безопасности движения. Известные нам объединения автолюбителей за рубежом не только ведут постоянную работу по обучению и повышению мастерства во-На снимке вверху — т ранспортная эстакада на Садовом кольце в Москве. Подобные сооружения, появившиеся уже во многих городах страны, — пример современного решения градостроителями проблем безопасности движения. Фото В. ВазылеваЧелепая волна•73