низм с глобоидальным червяком и двухгребневым роликом, трехзвенная система тяг с маятниковым рычагом. Знакомство с рулевым управлением начнем с его основного узла — рулевого механизма. Он предназначен для уменьшения усилия (в нашем случае в 16,4 раза), прилагаемого к рулевому колесу. В его литом алюминиевом картере 13 (см. рисунок), прикрепленном к левому лонжерону кузова тремя болтами 20, помещены червяк 26 и ролик 15. Стальной червяк так называемого глобоидального типа напрессован на вал 25 и вращается вместе с ним на шариковых радиально-упорных подшипниках, установленных в расточках картера 13. Вал 25 червяка шлицевым хвостовиком соединен с валом 21 руля, на конце которого смонтировано рулевое колесо 23. Перпендикулярно валу червяка в картере 13 размещен вал сошки, который вращается во втулках. В головке 16 вала сошки находится двухгребневой ролик 15, который может вращаться на игольчатом подшипнике относительно оси 14, запрессованной в головку 16. При вращении руля его вал поворачивает червяк 26. Находящийся в зацеплении с червяком ролик 15 стремится при этом переместиться вдоль червяка, тянет за собой головку 16 и таким образом поворачивает вал сошки и посаженную на его шлицевой хвостовик 27 сошку 8. Для регулирования величины зазора между червяком и роликом ось ролика лежит выше плоскости, перпендикулярной валу сошки. При опускании вала сошки с находящимся в его головке 16 роликом 15 боковой зазор между последним и червяком 26 уменьшается. При вытягивании вала 27 вверх этот зазор увеличивается. Вал 27 перемещается посредством регулиро-вочного винта 18, шляпка которого входит в Т-образный паз на головке 16. Натяг подшипников 24 вала червяка регулируется подбором прокладок под крышкой, через которую вставляется червяк. Ввиду того что вал 21 руля в своей верхней части опирается на втулку, неподвижно установленную относительно кузова, для обеспечения соосности валов 21 и 25 между картером 13 рулевого механизма и левым лонжероном устанавливаются дистанционные шайбы. Их толщину подбирают во время сборки машины на заводе при помощи специального оптического приспособления. Поэтому, когда приходится в последующем снимать и устанавливать вновь рулевой механизм, расположение и количество шайб должны быть сохранены. Рулевой привод «Жигулей» включает узлы и детали, образующие рулевую трапецию и передающие усилия от сошки 8к стойкам 1и 10 передней подвески через рулевые тяги 4, 7 и9и поворотные рычаги 2и 11. Качание рычагов подвески и наружных рулевых тяг должно быть согласовано так, чтобы при ходе вверх или вниз колесо не увлекало за собой рулевую тягу и не возникало ненужного (хотя и не-Рулевое управлениеУ автомобиля «Жигули» оно принци пиально мало отличается от аналогичных узлов таких отечественных легко вых машин, как «Москвич» или «Вол га». Здесь используется рулевой мехаПродолжение серии статей по устройству автомобиля «Жигули». Общее описание — 1970, № 8; компоновка — 1970, № 9; устройство двигателя —1970, № 11; механизм газораспределения — 1970, № 12: система питания — 1971, № 1: система охлаждения — 1971, № 2; система смазки — 1971, № 3; сцепление — 1971, № 4; коробка передач и карданная передача — 1971, № 5; г лавная передача, колеса ишины — 1971, М Ь подвеска — 1971. № 7.1. 10 — стойки передней подвески; 2, 11 — поворотные рычаги; 3. 12 — наружные шаровыешарниры рулевых тяг; 4, 9 — боковые рулевые тяги; 5 — кронштейн маятникового рычага; 6 — маятниковый рычаг; 7 — средняя рулевая тяга; 8 — сошка; 13 — к артер рулевого механизма; 14 — ось ролика; 15 — ролик вала сошки; 16 — головка вала сошки; 17 — пробка маслоналивного отверстия; 18 — регулировочный винт; 19 — к рышка картера; 20 — болты крепления рулевого механизма; 21 — вал руля; 22 — кронштейн рулевой колонки; 23 — рулевое колесо; 24 — шарикоподшипники червяка; 25 — вал червя-