^ПРОБЛЕМЫHE ПОРА ЛИ ПРИБОРАМ В ОТСТАВКУ?О том, что мешает улучшать мотоциклы ми органами было принято решение о коренном улучшении конструкции и качества мотоциклетных приборов, но до сих пор оно не выполнено. Немалую долю ответственности за это несет НИИавтоприборов—институт, .который призван разрабатывать перспективные образцы и следить за их внедрением в производство. На технической конференции, которая проводилась в Ижевске в 1966 году, обращалось внимание и Главного управления по производству приборов («Глававтоэлектроприбор») Министерства автомобильной промышленности и его головного института на необходимость скорейшего выпуска новых приборов. В нынешнем году наш завод начинает производство новых моделей мотоциклов — «Юпитар-3» и «Планета-3». вой сигнал для мотоциклов. Потребляя большой ток, сигнал С-37 (его изготовляет завод АТЭ в Тюмени) издает слабый дребезжащий звук, уступая по этим параметрам сигналам мотоциклов «Ява» и «МЦет». Еще хуже обстоит дело со свечами зажигания. Из выпускаемых свечей мы не можем подобрать пригодную для новых моделей мотоциклов. Свеча А11У, которую поставляет для наших машин тюменский завод АТЭ, способна работать в узком тепловом диапазоне, и то ,на протяжении 5—6 тысяч километров пробега. Необходимо срочно организовать производство нужных для двухтактных двигателей свечей зажигания на современном уровне. Усилиями заводов шинной промышленности ныне ликвидирован «голод»Намеченный XXIV съездом партии курс на все более полное обеспечение советских людей товарами народного потребления, глубокий поворот экономики к решению многообразных задач подъема народного благосостояния ко многому обязывает и нас, работников мотоциклетной промышленности. Ведь мы призваны удовлетворять запросы населения в индивидуальных транспортных средствах, которые рассчитаны на самый широкий «руг потребителей, и прежде всего сельских жителей. Сегодня, « а к никогда остро, стоит перед нами задача не просто увеличить выпуск, но и резко поднять качество мотоциклов. Надо сказать, что мотозаводы постоянно совершенствуют свои машины. К аждая новая модель превосходит предшественников по техническим характеристикам и внешнему виду. Ведущая роль здесь принадлежит, конечно, предприятиям мотоциклетной промышленности, но многое зависит и от смежников. Дальнейшее улучшение мотоциклов ставит в повестку дня вопрос о техническом уровне комплектующих изделий, получаемых с других заводов в порядке кооперации. Скажем, на наших мотоциклах ИЖ-П2 и ИЖ-Ю2 более 40 таких узлов, (поставляемых 27 предприятиями. Вот о их продукции нам и хотелось бы поговорить, ибо она резко отстает от требований сегодняшнего дня. Мириться с этим далее нельзя. Начнем хотя бы с электрических приборов, в первую очередь фар. На ижевских мотоциклах ставят фару ФГ-38Г завода «Красный Октябрь» в г. Киржаче. Не говоря уже о непривлекательном виде, отметим главный ее недостаток — низкие светотехнические характеристики. Если сила дальнего света у современных фар, выпускаемых в ГДР и других странах, достигает 20—26 тысяч свечей, то у фары ФГ-38Г всего 8 тысяч. Нить ближнего света в лампе, предназначенной для мотоциклов, не экранирована, изза чего ее свет ослепляет водителей встречных машин. Провода к патрону фары (и другим приборам) крепятся посредством болтов (фото слева), не обеспечивающих надежного соединения. Многие зарубежные заводы применяют для этой цели пружинные разъемы (фото справа), более удобные и надежные. Не можем мы решить с заводом «Красный Октябрь» и вопрос о выпуске фар с декоративным козырьком. Как это ни обидно, но приходится констатировать, что мотоциклетные фары 1 первые послевоенные годы (1946в 1947) обладали лучшими светотехническими характеристиками, чем нынешние. К тому же мы ежегодно вынуждены возвращать поставщику несколько тысяч негодных фар. Все эти проблемы возникли не вчера. Еще в 1965 году соответствующиПо основным параметрам они превосходят своих предшественников. В частности, у них выше скорость. А вот нужные спидометры отсутствуют, и мы вынуждены комплектовать наши машины старыми — СП-115В, которыми снабжает ижевцев завод «Автоприбор» (г. Владимир). Они отстали от сегодняшних требований и по оформлению, и конструктивно — часто саморазбираются и выходят из строя; они заметно тяжелее, чем многие зарубежные образцы. И главное, шкалы этих спидометров не хватает для скорости новых ИЖей. Много нареканий вызывают у мотоциклистов и аккумуляторные батареи. Они быстро выходят из строя при увеличении зарядного тока: электролит выкипает и разбрызгивается, обнажая пластины. Между тем в современных батареях благодаря специальному сборнику и газоотводной трубке электролит не теряется. Корпус аккумуляторов делают прозрачным, чтобы легко было контролировать уровень электролита и состояние пластин. Проигрывают наши батареи и по удельной емкости. В батарее ЗМТ6, например, она составляет 2,5 а-ч на килограмм веса, а в аналогичной батарее, изготовленной в ГДР, — 5 а-ч. Пора уже усовершенствовать звукона мотоциклетную «обувь». Кировский шинный завод обеспечивает наши машины добротными и долговечными покрышками. Теперь настало время расширить их номенклатуру, наладив массовое производство шин повышенной проходимости. Их ждут сельские жители и спортсмены. Совершенствование двигателей тормозит отсутствие современных карбюраторов. Применяемый до сих пор на ижевских мотоциклах К-36 выпускается Ленинградским карбюраторным заводом с 1963 года, и естественно, что он не удовлетворяет требованиям новых мотоциклов. Конечно, внедрение всякого новшества связано с определенными трудностями. Но когда речь идет о техническом прогрессе, нельзя искать легких путей. Мы хотим, чтобы все организации и предприятия, от которых зависит производство комплектующих изделий, восприняли эту статью ясак обращение, как призыв к согласованной совместной работе по улучшению наших мотоциклов. Г. ПИСАРЕВ, Л. ЛАГОВСКИЙ, инженеры г. Ижевск7