II. Какие из вновь разрабатываемых препаратов вы хотели бы приобрести в первую очередь (подчеркните)» Для предотвращения запотевания стекол Для герметизации стекол Для полировки лакокрасочных покрытий Для удаления жировых, масляных и битумных пятен с лакокрасочных покрытий 5. Для удаления старого синтетического и нитроэмалевого покрытия в. Для удаления и предотвращении накипи в радиаторах 7. Для предотвращения старения резиновых деталей 8. Для устранения течи в радиаторах 9. Для защиты хромированных поверхностей от коррозии 10. Для смазки замков и предотвращения их замерзания 11. Для снятия нагара в цилиндрах 12. Для холодной чистки двигателя 13. Для консервации автомобиля 14. Огнетушитель в аэрозольной упаковке i 15. Ударопрочный антикоррозионный состав для крыльев 16. Термостойкий антикоррозионный.состав для покраски двигателя III. Что еще из препаратов по уходу за автомобилем вы хотели бы видеть в продаже! 2. 3. 4. Линия первого сгиба 1. 2. 3. 4.Что такое сальник? В технике — это устройство для уплотнения отверстий, через которые проходят подвижные части механизмов — валы, штоки, тяги и т. п. Таких узлов много в современных машинах. Применяются они ив автомобиле, главным образом для того, чтобы удерживать масло в картерах агрегатов. Чем отличаются они конструктивно? Какие уплотнения ив каких точках устанавливаются, взаимозаменяемы ли сальники для различных моделей? Эти вопросы интересуют многих автолюбителей. Мы попросили ответить на них применительно к автомобилям «Москвич» одного из конструкторов АЗЛК Л. М. ВАСИЛЕВСКОГО.Сальники «москвичей»На автомобилях «Москвич» можно найти сальники всех типов, и прежде всего самолоджимные манжеты. Конструктивно они могут иметь либо одну рабочую кромку (рис. 1), либо кромку и пыльник (рис. 2), который защищает уплотняемую зону от пыли и грязи. Самоподжимные сальники делают из резины. Реже уплотнение осуществляется кольцами, резиновыми (рис. 3) я войлочными (рис. 4). Материалом для резиновых сальников служит специальная маслостойкая нитрильная резина на основе синтетических «аучуков. Достоинство ее в том, что она сохраняет работоспособность в среде гипоидного масла при температурах от минус 30 до плюс 100 градусов, а в обычных маслах — от минус 40 до плюс 120. Нередко автолюбителям приходится самим проверять надежность уплотнения или заменять сальник. При этом надо обратить внимание на его рабочие кромки, которые и обеспечивают уплотнение вала. Они должны быть острыми, ровными и достаточно эластичными. Проверяют это вначале «на глаз», внимательно осматривая манжету. Убедившись в том, что на ней нет трещин, заусенцев и повреждений, контролируют «на ощупь», проводя пальцем по всему периметру рабочей кромки.Линия второго сгибаОПЛАЧЕНО ПО РАСЧЕТУ103092, Москва, К-92 Сретенка, 26/1 Редакция журнала«За рулем»В кольцевой канавке над этой кромкой находится спиральная пружина, замкнутая в кольцо (рис. б). Она прижимает уплотняющую кромку к валу. Если по каким-либо причинам кольцо раскрылось, его нужно вновь замкнуть. Для этого возьмите концы пружины большими и указательными пальцами, проверните одновременно оба конца в сторону против навивки спирали, плотно вставьте один в другой и проверните обратно, примерно на один оборот. Если все сделано правильно, замок не «вспучится», не увеличится диаметр пружины в этом месте. Манжету, уплотнительное резиновое кольцо и войлочный сальник перед установкой нужно окунуть в масло. Проследите, чтобы при запрессовке стальник встална место без переко сов. И наченеизбежнатечьсмазки . Есл и вы не запомнили, к ак стояла манжета, воспользуйтесь простым правилом: у плотняющая кромка с пружиной всегдаобращенавсторонумасля ной полости — к артера . В ойлочноеразрезноекольцо (оно ставится у «москвичей» на полуосях заднего моста ) в основном предназначено для защитыподшипника полуоси от пыли и грязи. П ри сильном загрязнении войлок грубеет, кольцо становится твердым и перестает уплотнять вал. ВДО Ля га ь. о Я". л чо * <в ». яС а ft яsя|8£s>>о »at се ВЭУ с:ФИ*±ъйта1 11—>"и •В . о f-<~sob о, ч cr BS >>ч\\NXKJxCyэтом случае нужнозаменить сальник. Если_под рукой нет «фирменного» кольц а , его можновырезать по старому образцу из войлока необходимой толщины.Рис. 1. К онструкциясамоподжимногосальника без пыльника ( р азмерыв таблице).0Место установки и характеристика cai£Номер сальника НаименованиеdРазмеры (см.si2°Р ис . 2. К онструкция сальника с пыльником лице).самоподжимного ( р азмерыв табdea/;QВd Sana3-/ стык2 av S3 со ка о. о .. В 5-оgggйX8«8й 0.°I• о . я- . о am Sо ЕГО 0,50*00,О ajо. "S «Гс -+0,15 1. 407-1005034 Сальникколен чатого вала пе 41 +0,10 редний i 412-1005034 То же 46 -0,039 2. 402-3103035 Сальник ступи-43- -0,10 цы переднего колеса 3. 408-1005160 Сальник колен-75±0,О1 К чатого вала задний 2 412-1005160 То же 80—0,046 .10 ~1—Г 4. 412-1701033 Сальник первич-29,95 —0,014 Е ного вала коробки передач ±0,15. 403-1702090 Сальник боко-14—0,012 2,4 вой крышки коробки пере3 дач 11 49,25 — 1 6. 402-1701210-Сальник вторич-33,4—0,017 А1 ного вала коробки передач передний — — 1 1 7. 400-2402052- С альник вто- 33,4—0,017 49,25 9 10 А2 ричного вала коробки передач задний 2222222 +0,15 55,7 8. 400-2401034-Сальник полу оси заднего мо41 +0,10 A3 ста — 2 2222 9. 402-2403107 Войлочная на+0,15 10 — 57,0 бивка наружно 41 + 0.10 го сальника полуоси заднего моста 9 10 — 1 11 веду- 33,4- 0,125 63,0 10. 407-2402052- С альник щей шестерни А1 заднего моста * 1 2122вала 23,42 0,02134,9—0,2 11. 400-3401069 Сальниксектора рулевого механизма саль- 17±0,006 — 1 31,5 13,5 12. 401-1307038- М анжета ника крыльчатА ки водяного насоса 81Ставился на двигатели, в ыпущенныесмая 1967 года. На прежних моделях можетбытьустановленвкомплекте 407-1005350-А. 2 Применяетсянадвигателях АЗЛК смая 1964 года. 3 Применяетсяс 20 июля 1967 года. В коробкахпередачпрежних выпусков став илсясальник 407-1702090. С альникикольцо по отдельности не взаимозаменяемы . К рышкав сборе скольцом (407-1702011) в заимозаменяемы . 1 Для моделей «400», «401» и «402» п рименяетсядеталь 400-2402052-А2. 1 Ставитсяс4июля 1965 года.ние жидкости падает, поршни 14 вследствие упругости уплотнительных колец 11 возвращаются в исходное положение. Специальных устройств для регулирования зазора между дисками 20 и накладками 9 не требуется, так как под действием даже незначительного осевого би ения диск отжимает накладки независимо от их износа на нужную величину, п оддерживая необходимый минимальный зазор. Накладки предохраняются от грязи, приводящей кпреждевремен ному их износу, защитным кожухом. Тормозные накладки имеют значительную толщину итребуют замены (простая операция, не отнимающая много времени), лишь когда толщина их уменьшится до 1,5 >лм. Н ужно отметить, что дисковые тормо за не теряют эффективности при попадании на них воды: диски почти мгно венно сбрасывают с себя влажную пленку. Задние барабанные тормоза (см. рис. 5) выполнены по общепринятой схеме. Расположенные внутри рабочего цилиндра 25 поршни раздвигают связанные с ними колодки 26 и 38, п рижимая их ктормозному барабану. О си 34 колодоки цилиндр 25 закреплены на опорном щите 30, который четырьмя болтами 31 привернут к фланцу балки заднего моста. Ручной тормоз действует на те же колодки 26 и 38 посредством тросов 33 через промежуточный рычаг 28 и расп орную планку 37. Рычаг ручного тормозаснабжен храповым устройством, ф иксирующимегов поднятом (затянутом) положении. З азормеждуколодкамии барабанам и регулируется за счет проворачивания эксцентриков 29 и 36, на которые опираются тормозные колодки. Ш ести гранные головки эксцентриков, служащ ие для их проворачивания, выведены из тормозного щита. Несколько слов об уходе за тормоз -О тm то т13