СПЕШАТ РЕБЯТА В КЛУБСреди заводских ребят, торопившихся куда-то, я заметил знакомого парня. Окликнул его: — Куда это, Славик? — В спортивно-технический, Владимир Петрович, — отозвался он и побежал догонять товарищей. Вскоре группа исчезла за углом. Город окутывали вечерние сумерки. В окнах загорался свет. «Люди приходят с работы, отдыхают, а эти, — подумал яо ребятах, — разбредутся по классам, мастерским и допоздна будут возиться там». Спортивно-технический. Это в Ленинском районе нашего Запорожья. Давно я знаком с ним. По вечерам там кипит жизнь. Одни хотят получить специальность водителя автомобиля, другие освоить мотоцикл, третьи стать радиотелеграфистами. Почти тысяча ребят в-течение года в одном только районе промышленного города осваивает нужные для народного хозяйства и Советской Армии специальности! И сколько из них, увлекшись интересным делом, оставили пустое шатание по улицам и скверам. Первое, с чем знакомится в клубе новичок, — это привлекающие взгляд витрины, стенды. Они рассказывают о том, как советские люди выполняют решения XXIV съезда КПСС, о жизни наших Вооруженных Сил, героизме советских воинов в годы войны, а также об учебноспортивной жизни клуба. В одной из комнат всю стену занимают дипломы (их около шестидесяти), полученные клубом, его воспитанниками на спортивных состязаниях. А вот и стоянка техники. 16 автомобилей, 24 мотоцикла поблескивают,, лаком, вымыты, ухожены. Они почти все время, как говорят, в деле. Но на стоянку всегда возвращаются опрятными. Вообще безукоризненная чистота, порядок, требовательность словно бы оттеняют богатое содержание учебно-воспитательного процесса, о котором речь пойдет немного позднее. А сейчас небольшой экскурс в историю. Собственно, это не совсем еще история: клубу нет и десяти лет. Но опыт его создания, на наш взгляд, поучителен — он свидетельство того, как много можно достичь, если за дело браться с энтузиазмом, настойчиво. — В тот год, когда окончательно созрело решение об открытии клуба, — вспоминает теперешний председатель его совета И. Д . Печеник, — нам выделили всего два учебных автомобиля, несколько мотоциклов, телевизионных аппаратов и старое, прямо скажем, мало пригодное для занятий помещение. М ожно было, конечно, и так готовить сотню-другую специалистов в год и ни о чем не заботиться, коль база, предоставленная «сверху», такая скромная. Мы, однако, решили иначе. Автор этих строк в курсе дела, что стоит за словом «иначе». Помню, как часто собирались, спорили, вырабатывали деловые решения ветераны клубаСтраничка спортивного календаряВ октябре состоится немало открыт ыхстартов автомобильных и мотоцикл етных соревнований. Назовем некоторые из них. Автомобильный опорт. Ралли. «Руденс», Рига; «Восток», Владивосток; «Балтийское море — море мира», Рига. Картинг. Кубок РСТК ДОСААФ БССР, Минск. Кроссы. Первенство ДСО «Варпа», Цесис, Л атвийская ССР. Мотоциклетный спорт. Кроссы. Памяти Героев Советского Союза Зои и Александра Космодемьянских, Тамбов; на приз имени С. М. Кирова, Кировоград; п амяти ген ерала И. В. П анфилова , Алма-Ата; пам яти Героя Советского Союза К. С. Заслонава, Орша. Витебская обл.; первенство Северного Кавказа, Нальчик; н а приз Ижевского машиностроительного завода, Ижевск; н апризгазеты «Молодая гвардия», Южно-Сахалинск; н априз имени чемпиона СССР Р. Богданова. Владивосток; п амяти Героя Советского Сою за Александра Матросова, Псков; пос вященный 54-й годовщине Великой Окт ябрьской социалистической революции, Улан-Удэ; «Биерини», Рига. Гонки по гаревой дорожке . Первенство Северного Кавказа, Зеленркумск; на призимени героя гражданской войны Умара Алиева, Черкесск; на приз «Большой Владивосток». Владивосток.И. Д . Печеник, В. Ф . Бубнов, А. Д . Харьковенко, В. И. Ведяха. Я видел их утром на занятиях, а к концу дня во главе рабочих бригад курсантов, которые расчищали территорию, выгружали кирпич, цемент, перестилали полы, красили стены будущих классов — все безвозмездно. Потом, когда строительная проблема осталась позади, я видел этих людей, окруженных многочисленными помощниками, за изготовлеиием учебных агрегатов, механизмов, плакатов, макетов, схем, за оборудованием классов. Активисты развернули одновременно широк ую разъяснительную работу среди молодежи предприятий, учреждений, учебных заведений, приглашая овладеть техническими профессиями. Во многих заводских организациях ДОСААФкнуж дам клуба отнеслись с большим пониманием. Помощь и поддержка были взаимными. Расширялась и хозрасчетная деятельность. Вот несколько цифр. В 1965 году клуб получил первую прибыль — 600 рублей. Через год она составила уже 12 тысяч. Теперь — около 17 тысяч рублей. Вырученные за учебу деньги идут на пополнение и обновление учебной техники, развитие спорта. Вместе с клубом растут и его люди. Как далеко за это время шагнуло педагогическое мастерство преподавателей, рационализаторство. Войдем в класс теории автомобиля. Он оборудован с большим знанием дела, я бы сказал, со вкусом. Это приложили руку рационализаторы, возглавляемые преподавателем Ю. Я. Павлятенко. Привлекает внимание действующий макет автомобиля, на котором можно, как говорится, пощупать взаимодействие всех агрегатов и систем машины. Сконструированный Юрием Яковлевичем автомат-светофор воспроизводит реальную обстановку на перекрестке. Периоды работы светофора (от 5 до 20 секунд) позволяют преподавателю тренировать будущих водителей на знание сигналов и быстроту реакции. Еще не садясь за руль учебного автомобиля, ребята осваивают дорожные знаки, указатели. Практическое вождение после этого постигается значительно быстрее и легче. Когда начинаются выезды на улицы города, за городскую черту, рядом с будущими водителями — опять опытные наставники. Сержант запаса Михаил Григорьевич Гуценко знает технику до тонкости, «профессор» по устранению неисправностей и ребят обучает умело. Добрая слава о спортивно-техническом перешагнула границы района. Все больше людей идет в клуб, чтобы получить специальность. Обращаются сюда и предприятия, испытывающие нужду в технических кадрах. Клуб готовит также шоферов и мотоциклистов в подшефном Запорожском сельском районе: в Отрадном, Ш ироком , Лукашеве, Лысогорском и Верхней Хортице.