О юбилеях немного позже. А сейчас о том, к ак он стал водителем. Это было неспокойное время. Полыхала первая мировая война. Девятнадцатилетний орловский паренек Дима Саньков со дня на день ждал призыва. Отсрочка, хотя и недолгая, возникла неожиданно: из Москвы от дяди пришло письмо, тот звал к себе и обещал устроить учеником шофера. Определил он его вгараж братьев Головиных, при котором были курсы автомобильной езды. Гараж считался в Москве одним из лучших — с размахом, с новой по тому времени техникой и оборудованием.ПЕРВОПРОХОДЦЫСоветские автомобили высокой проходимости представлены на вкладке (2—3-я стр.)Эти автомобили предназначены для работы не только на дорогах с покрытием. Благодаря ряду конструктивных особенностей их можно успешно эксплуатировать на грунтовых Дорогах и просто на местности. Высокая проходимость делает такие машины незаменимыми для нужд народного хозяйства, для армии. И ми пользуются агрономы, сельские врачи, лесозаготовители, геологи, строители, мелиораторы. Производство автомобилей высокой проходимости, крайне необходимых во мно гих отраслях, получит дальнейшее развитие в Девятой пятилетке. Д ирективамиXXIV съезда КПСС предусмотрено «увеличить поставки сельскому хозяйству... автомобилей повышенной проходимости». Такие машины требуются и для того, чтобы «ускорить вовлечение в эксплуатацию новых высокопродуктивных нефтяных и газовых месторождений , а также расширить работу по геологическому изучению земных недр и разведке минеральносырьевых ресурсов», и для выполнения многих других задач пятилетнего плана. П о этому наша промышленность должна не только количественно увеличить выпуск автомобилей-вездеходов, но также модернизировать машины, выпускаемые сего дня, освоить производство их специализированных модификаций, перейти -на новые, более совершенные конструкции. В этомномере мы знакомим читателей с основными моделями автомобилей высокой проходимости, выпускаемых нашими заводами. Тут нет перспективных УАЗ-469 иЛуМЗ - 9 69 , массовое производство которых еще не начато, нет имоди фикаций базовых моделей, таких, как микроавтобус УАЗ-452В, лесовоз КрАЗ 255Б или седельный тягач ЗИЛ-131В. Для обзора всех образцов потребовалось бы очень много места. М ыже выделили лишь наиболее распространенные, наиболее характерные вездеходы. У них все оси, к ак видно из колесной формулы, ведущие, шины — односкатные с развитыми грунтозацепами, а конструкция ходовой части такова, что обеспечивает большой дорожный просвет, одинаковую колею для всех колес и постоянную передачу на грунт крутящего момента нужной величины. С моделями , которые предстоит освоить в девятой пятилетке, мы познакомим читателей вбудущем . О дни из них ныне еще проектируются, другие проходят испытания. Естественно, что их конструкция, технические показатели и внешний вид могут измениться к тому моменту , к огда развернется серийный выпуск этик автомобилей. Пока лишь скажем , что в числе нескольких десятков новых машин, производство которых начнется в нынешней пятилетке, будет немало автомобилей высокой проходимости, в том числе трехосные грузовики КрАЗ - 2 60и «Урал-379», тягачи, самосвалы и автобусы со всеми ведущими колесами.ТРИ ЮБИЛЕЯНесладко жилось будущему водителю: учеба — учебой, а в добавок к тому постоянные понукания да бегание за водкой. Но паренек готов был снести все ради автомобилей, которые полюбил с первого взгляда. В июне 1915 года сбылась мечта — он получил удостоверение об окончании «Московской шко лы шоферов В. А. Головина». А спустя Йва месяца .призвали в армию. Сначала етербург, потом Киев — автомобильные части. Солдат-шофер многое познал, многому научился. И научился ненавидеть эксплуататоров. Всем сердцем он воспринял социалистическую революцию. Одним из первых вступил в профсоюз транспортных рабочих. В годы гражданской войны его направляют на Урал, я Пермь для организации автоцеха на механическом заводе, затем водителем-механиком is штаб Туркестанского фронта. В 1925 году он снова приехал в Москву, теперь уже навсегда. Работал в «Союзавтотрансе», в «Интуристе». Возил по улицам столицы немцев и австрийцев, американцев и французов, итальянцев и англичан на американских , английских, итальянских машинах. И день, когда он сел за руль одного из первых советских автомобилей, был едва ли не самым счастливым в его жизни . .А потом пришла Великая Отечественная — третья война на его оеку. И сорокашестилетний водитель опять надел солдатскую форму. 'Как пригодился тогда Дмитрию Васильевичу Саиьнову, шоферу штаба МВО, годами накопленный опыт. в -1945 году, уйдя в запас, он определился на автобазу Академии медицинских наук. Тут и работает по сей день. Когда ветерана войны и труда просят рассказать о каких-либо необыкновенных случаях за годы его работы, он смущенно улыбнется и разведет руками . Саньков считает, что тот, кто влюблен е свою профессию, не может назвать саму жизнь обыденной. А у него были дороги, длинные и близкие, трудные и легкие — но не было ни одной будничной. В коллективе автобазы Дмитрия Васильевича любят иуважают . И не только как «старейшину», но икак человека, много сделавшего и делающего для своих товарищей. 'Коммунист с 1929 года, Саньков не мыслит себя без общественной работы — несколько лет подряд был членом партбюро, а сейчас в технической комиссии, член месткома. Его энергия, чувство ответственности, трудолюбие заражают молодежь. В один год у Дмитрия Васильевича было три юбилея: ему исполнилось 75 лет, из них 55 он провел за рулем и 25 в бессменном труде на автобазе Академии медицинских наук. Свои юбилеи он встречал на беспокойных московских улицах.' Если вы увидите в столице санитарную «Волгу» с номерным знаком МОГ91-91 (кстати, эта машина прошла уже более 200 тысяч километров без ремонта!), знайте — за рулем Дмитрий Васильевич Саньков, один на старейшихя стране водителей. В. СТАРЧЕВСКИЙНаиболее распространенная кинемат ическаясхема трехосного автомобиля высокой проходимости (типа «Урал375Д» и ли ЗИЛ-131): 1 — двигатель; 2 — коробка передач; 3 — р аздаточная коробка; 4 — в едущие мосты.О дновременноспереходом на более совершенные конструкции наши автозаводы в девятой пятилетке будут наращивать вьтуск машин, предназначенных для эксплуатации в любых дорожных условиях. Достаточно сказать, что ужев нынешнем году, п ервом году пятилетки, производство автомобилей этого типа возрастет на 18 процентов по сравнению с 1970 годом . М ожет возникнуть вопрос: з ачем столько вездеходов? Ведь скаждымгодом сеть автомобильных Дорог с твердым покрытием растет — в течение 1971 — 1 975 гг. их протяженность намечено увеличить по меньшеймере на 110 тысяч километров. Нет ли здесь противоречия? Нет, потому что размах работ по освоению новых райо нов, строительству, развитию сельского хозяйства становится все шире . Это значит, что первые колеи в новых районах неизбежно придется прокладывать на машинах высокой проходимости. «« В. ГУСЕВ, кандидат технических наук