VJJ**~~ <®тдисциплиной, готовностью в любое время прийти на помощь товарищам. Вот, скажем, Михаил Чевычалов. После окончания десятилетки он получил в автомотоклубе права шофера. Потом водил армейский автомобиль. Вернувшись домой, пересел на колхозный грузовик. Бывший механик-водитель танка Николай Балясников управляет трактором. Недавно демобилизованный воин Николай федоренко — автомобилем. В артели можно насчитать не один десяток семейных звеньев, экипажей. По стопам отцов-механизаторов идут их сыновья. Так, Галеев-старший — колхозный шофер, Галеев-младший — тракторист. Три сына тракториста В. Д. Цапова — Виктор, Николай, Василий — механизаторы. Слава о них давно переs шла границы области. Хорошо трудятся семейные династии механизаторов Дмитриенко, Кудрявцевых. Земля щедро одаряет своих хозяев. Колхозный доход в прошлом году составил 4 миллиона 200 тысяч рублей, превысив плановые наметки. Быльем поросла старая Голодаевка. На ее месте раскинулся благоустроенный поселок: ни в чем не уступающие городским Дом культуры, поликлиника, больница, комбинат бытового обслуживания, столовые, кафе. Квартиры колхозников также не отличаются от городских — современная мебель, радиоприемники, телевизоры. Самый распространенный вид личного транспорта у нас — мотоцикл, заменивший коня. Не могу назвать точную цифру, но за то, что он есть в каждой второй семье, — ручаюсь. Двадцать восемь колхозников имеют автомобили. Новые задачи, выдвинутые XXIV съездом КПСС перед работниками сельского хозяйства, требуют от нас новых усилий в борьбе за повышение урожайности полей, садов, увеличение продуктивности животноводства. Решая новые задачи, мы прежде всего думаем о том, как перевести наше артельное хозяйство на индустриальную основу. Для этого потребуется обновить технику и, конечно, автомобильный парк. Бортовые грузовики ГАЗ-51, которыми укомплектовано хозяйство, основательно подносились. Мы рассчитываем на новые ЗИЛы, ГАЗы, МАЗы и другие производительные машины. Решено принять участие а строительстве и благоустройстве местных дорог, на что выделяются сотни тысяч рублей. Естественно, понадобится и больше людей, умеющих квалифицированно управлять техникой. И не только в нашем хозяйстве — по всей стране, во всех колхозах и совхозах. Вот почему еще раз хочется обратиться к молодежи: на трактор, автомобиль, комбайн, друзья! Ростовская область, С. Куйбышево За нашу Советскую Родину!•!,<:'•"••'•. Ь>Испытывается трехосный седельный тягач МАЗ-515, рассчитанный на эксплуатацию с полуприцепом грузоподъемностью 25 т. Машина снабжена 240-сильным дизелем и может развивать до 80 км/час.НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,Научно-технический прогресс, базирующийся на новейших достижениях науки и техники, — это основа роста производительности труда, которую Владимир Ильич Ленин называл залогом победы социализма. В новом пятилетии прирост продукции будет достигнут главным образом путем повышения производительности труда. Автомобильной промышленности, в частности, предстоит увеличить выпуск продукции в 1975 году до 2,0—2,1 миллиона машин. Девятая 'пятилетка ставит перед автомобилестроителями небывалые по своим масштабам задачи. Основные направления развития отрасли намечены вДи рективах XXIV съезда КПСС. Конкретизируя задания пятилетки, каждый завод определяет пути их выполнения, сочетая текущие дела с перспективными. Любую новую модель, ее основные параметры заводы наши выбирают, руководствуясь перспективными типажами. Это согласованные с запросами потребителей межотраслевые документы, в каждом из которых в соответствии с требованиями народного хозяйства и перспективами совершенствования автомобилей прогнозируется на ближайшие годы развитие базовых моделей грузовых и легковых машин, автобусов, при^ цепов. Перспективный типаж грузовиков (см. «За рулем», 1971, № 4), охватывающий период 1971—1980 гг., является свидетельством научного подхода к прогнозированию научно-технического прогресса в отрасли. Работам по новым моделям, как травило, предшествуют исследования, которые создают теоретические основы для поисковых конструкций и их всесторонних испытаний. Здесь главную роль играют научно-исследовательские институты, такие, как НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт), НИИАТ (Научно-исследовательский институт авгомобильного транспорта), НИИавтоприборов (Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильного электрооборудования и «втоприборов), ВНИИПП (Всесоюзный научно-исследовательский институт подшипниковой промышленности). Выполненные 'ими разработки дают необходимые исходные данные для создания экспериментальных и опытных машин и агрегатов как непосредственно в заводских, так ив самостоятельных головных и специальных конструкторских бюро. Только после тщательных испытаний и доводки этих опытных конструкций принимается решение об освоении их производства. Сейчас главные направления и темы новых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые предстоит осуществить ведущим автомобильным предприятиям и институтам, в основном уже определились. Прежде всего, это повышение производительности выпускаемых грузовиков и автопоездов увеличением их средней грузоподъемности с 5,2 т (уровень 1970 года) до 5,8 т (в 1975 году). На этой основе в последнем году девятой пятилетки намечено поднять среднюю грузоподъемность всего парка грузовиков и прицепного состава в стране с 4,1 до 5,0 т. Для выполнения этой задачи развернуто строительство Камского завода большегрузных автомобилей, а также намечено освоить производство новой модели грузовика (ЗИЛ-133) на заводе имени Лихачева и трехосных машин на Минском автомобильном заводе. В перспективных планах заводов важное место отводится также повышению надежности и долговечности автомобилей и их узлов с тем, чтобы довести пробег грузовиков до капитального ремонта до 200—250 тысяч километров. Предусматривается почти на 30 процентов снизить трудоемкость технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей. Таким образом, благодаря повышению грузоподъемности, более широкому освоению прицепного состава и сокращению затрат труда на регулировку, смазку, проверку технического состояния машин можно высвободить в народном хозяйстве многие тысячи рабочих рук. Обратимся теперь к конкретным делам, которые намечено осуществить в девятой пятилетке. Задачей номер один является создание 8-тонного трехосного грузовика с малой осевой нагрузкой, позволяющей эксплуатировать его на дорогах всех типов. Эту модель и ее модификации предстоит выпускать строящемуся Камскому автозаводу. Испытание и доводка опытных образцов новой машины, снабженной 210-сильным дизелем и кабиной над двигателем, уже начаты и ведутся совместными усилиями ЗИЛа, Ярославского моторного завода с участиемЧаруиёлй№ 9-сентябрь-1971ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЙ СПОРТИВНЫЙ ЖУРНАЛ ДОСААФ СССР Издается с 1928 года Н АМИи других научно-исследовательских учреждений. Парк большегрузных машин, наряду с грузовиками КамАЗа и его же седельными тягачами с полуприцепами, будет пополняться тяжелыми машинами других предприятий. Минский завод не только готовит новые трехосные грузовики (14-тонный МАЗ-514 и седельный тягач МАЗ-515 на его базе), но и занимается проблемой дальнейшего увеличения грузоподъемности своей основной двухосной модели МАЗ-500А. Автозавод имени Лихачева в этой пятилетке начнет производство трехосных 8-тонных грузовиков ЗИЛ-133, конструкция которых в настоящее время находится в стадии доводки. В «конструкторском портфеле» Кременчугского автозавода — разработка нового семейства трехосных машин. Конструкторам Белорусского завода предстоит создать самосвалы грузоподъемностью 120 т для карьерных и вскрышных работ. Опытные образцы 75-тонного БелАЗ-549 и 120-тонного БелАЗ-549В с газотурбинным двигателем уже иопытываются.ние к автомобилю ВАЗ-2101 начать про изводство модели ВАЗ-2103 с более 3 мощным (1450 см , 75 л. с.) двигателем и улучшенной отделкой. Кроме того, в планах ВАЗа освоение еще одного легкового автомобиля — ему присвоен индекс 2102. Это «Жигули» с кузовом «универсал». Аналогичные модификации готовят Горьковский и Ижевский автозаводы. Они будут называться ГАЗ-24-02 и «ИЖ-Комби». На базе новой «Волги» в ближайшем будущем ГАЗ должен соз дать автомобиль для медицинокой службы. Опытно-конструкторские работы не сводятся, конечно, к подготовке новых моделей. К аждому институту или заводу предстоит выполнить большую программу исследований, направленных на совершенствование отдельных узлов и агрегатов. Среди них немалая доля отводится работам по дальнейшему повышению безопасности — улучшению эффективности тормозов, созданию безопасных рулевых колонок, совершенствованию систем освещения и сигнализации и другим мероприятиям.За строкой Директив... Ускорить темпы научнотехнического прогресса и обеспечить осуществление единой технической политики... Всемерно развивать фундаментальные и нрикладные научные исследования и быстрее внедрять их результаты в народное хозяйство.Директивы XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годыНОВЫЕ КОНСТРУКЦИИПоскольку в девятой пятилетке намечено широкое использование прицепного состава, перед заводами и специализированными конструкторскими бюро ставится важная народнохозяйственная задача по созданию новых образцов прицепов и полуприцепов. Немало предстоит сделать и для облегчения труда водителя. Предполагается построить и испытать опытные образцы гидромеханических трансмиссий для тяжелых грузовиков, позволяющие автоматизировать переключение передач. Намечено разработать унифицированное по важнейшим деталям семейство гидравлических усилителей руля, более совершенное оборудование кабины во дителя, особенно нужное для машин, эксплуатируемых в районах крайнего севера. Серьезное внимание в девятой пятилетке уделяется развитию общественного пассажирского транспорта. Именно ему предстоит взять на себя львиную долю обслуживания населения в городах. В городах с разной плотностью пассажиропотоков необходимы различные по производительности городские автобусы — длиной от 7 до 12 м, а такж е особо вместительные машины сочлененного типа. Они должны иметь широкие двери, низкий пол, пневматическ ую или гидрапневматическую подвеску с автоматическим регулированием высоты машины. В этих направлениях и предстоит работа Головному специализированному конструкторскому бюропо автобусам в г. Львове и автобусным заводам. Одновременно ведется создание новых микроавтобусов, которые планируется делать на строящемся заводе в Елгаве. На базе такого автобуса (РАФ-2203) предполагается выпускать машину медицинской службы. Автомобильный завод имени Ленинского комсомола, который регулярно обновляет свои модели, у же испытывает первые образцы очередного «Москвича». Волжский автомобильный завод планирует в ближайшие годы в дополнеX»Особое место в этой программе уделяется наиболее сложному и трудоемкому автомобильному агрегату — двигателю. В выборе перспективных конструкций нужна большая дальновидность, и поисковые работы в этой области должны учитывать прогнозы развития отрасли «а много лет вперед. Известно, например, сколь значительный экономический эффект дает дизелизация автомобильного парка. Этому вопросу отводится важное место в планах многих наших предприятий. Будут продолжены изучение роторных двигателей и газовых турбин, исследования по анижению дымности дизелей, уменьшению токсичности продуктов выхлопа карбюраторных двигателей. Названными здесь разработками по двигателям, разумеется, не ограничиваются планы наших заводов и институтов. Применение электронного управления впрыском топлива, усовершенствование полнопоточной фильтрации масла, освоение алюминиевых радиаторов, исследования работы поршневых колец, направленные на сокращение расхода масла, подбор (наиболее долговечных материалов для вкладышей и гильз двигателей, усовершенствование систем очистки воздуха и изучение турбонаддува дизелей — каждая из этих тем сама по себе имеет большое значение для совершенствования конструкции автомобиля. Осуществление широкого круга перспективных работ позволит повысить эффективность автомобильного транспорта в стране, снизить себестоимость перевозок, более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения, внести тем самым вклад о выполнение задач, поставленных девятым пятилетним планом. Л. КОСТКИН, заместитель председателя научнотехнического совета Министерства автомобильной промышленности СССР, лауреат государственных премийЭкспериментальный автопоезд Белорусского автозавода грузоподъемностью 120 тсседельнымтягачом ВелАЗ-549В. Он снабженгазотурбинным двигателем мощностью 1200 л. с.Самосвал КрАЗ-251А грузоподъемностью 14 тизсемействамашин , р азрабо танного кременчугскими автостроителями.И жевскийзавод на оазе выпускаемого им «Москвича-412» р азработал свой вар иантмашины «•ИЖ-Комби» . с грузо-пасс ажирским кузовом типа «универсал».Опытный образец среднего городского автобуса КАвЗ-3100. у нифицированногос ЛиАЗ-677. Эта машина Курганского автобусного завода вмещает 70 пассажи ров.з