10
11
"lUra ' д ай тшшеггаавдш-!Первое знакомство сПрактически это первые длительные испытания, предпринятые редакцией. Тесты, которые мы проводили раньше («Москвич-412», мотоцикл «ИЖ-Юпитер-2», мотороллер «Турист»), — результат одного-двух месяцев наблюдения. В этот раз машина эксплуатировалась более полугода. Мы смогли убедиться в ее качествах и зимой и летом, проверить в условиях большого города, на шоссе и проселках, сделали специальные замеры на аатополигоне. Пройдено почти 15 тысяч километров. Вот наш отчет. Знакомство. Оно началось в гараже экспериментального цеха Волжского автозавода. На торцовых деревянных брусках пола рядами стояли «жигули». Вишневые, синие, темно-зеленые, светло-серые... Новые и прошедшие различные испытания. Машины несколько непривычные, как бы обрубленные, с «утопленными» ручками, без хромированных молдингов и острых граней. Простые формы — глазу «не за что зацепиться». — Выбирайте... И мы выбрали. ВАЗ-2101 белого цвета, гаражный номер 47, государственный 00—47 «проба», двигатель 0000067, шасси 000124, пробег 24935 километров. Сразу скажем, почему вместо сверкающей свежим лаком мы взяли несколько уже поцарапанную, кое-что повидавшую машину: хотелось узнать, как будет работать автомобиль в «среднем возрасте», после двух-трех лет эксплуатации (как раз столько обычно и выходит к 25 тысячам километров пробега). И еще,ссЖИГУЛЯМИлено в подкапотном колодце. Смотрим, как подобраться к «опасным» или требующим обслуживания точкам. Заливные горловины все под рукой. Уровни тормозной жидкости, антифриза и жидкости в резервуаре привода сцепления, воды в бачке-мешке омывателя лобового стекла хорошо различимы, так как все емкости полупрозрачные. Расположены они с левой стороны, и не нужно обходить машину, чтобы утром проверить соответствие норме. На этой же стороне и масляный щуп. Удобен и легок доступ к свечам зажигания, распределителю и бензонасосу. Кстати, жаль, что последний не имеет прозрачного стеклянного колпачка, и не видно, подает ли он топливо. Масляный фильтр, пожалуй, погружен несколько «глубоко», но ведь и добираться до него приходится не часто — через десять тысяч километров пробега, практически раз-два в год. Очень удобно размещен механизм и привод стеклоочистителя — слева в желобе наверху задней части подкапотного пространства. Осмотр, ремонт, замена этого устройства не представляют трудности. Переходим на правую сторону. Здесь воздушный фильтр и карбюратор. Убедились, что заменить элемент фильтра, поставить заслонку в «летнее» или «зим-чтобы не было разговоров о специально собранном и подготовленном для журнала автомобиле, о том, что «конечно, с ним ничего не случится, а вы бы взяли рядовой...». Вот мы и взяли рядовой и даже не новый. Поначалу, когда мы еще не присмотрелись к пропорциям машины, она казалась намного ниже и шире привычных «москвичей» и «запорожцев». Короткие капот и багажник, очень длинная относительно других размеров база, скромное простое оформление, несколько, пожалуй, широко расставленные фары. Вначале «архитектура» «жигулей» даже как-то не нравилась, но потом (скажем забегая вперед) мы оценили в полной мере ее разумность. А что же еще в конечном итоге красота в технике? Теперь заглянем внутрь. Сначала под капот. Он откидывается, как на большей части современных легковых автомобилей, вперед и фиксируется в открытом вертикальном положении простым, но надежным стопорным устройством. Почему вперед? Чтобы даже при полном отказе замка встречный поток воздуха на ходу не поднимал капот, а, напротив, прижимал его. Двигатель, аккумулятор, расширительный бачок (новинка для нас!)... Все довольно плотно, но с расчетом, распреде10 нее» п оложениепросто . П опробовали , л егко ли достать отверткойдорегулиро ­ вочных винтов холостого хода карбюра ­ тора. Л егко . Жаль, что вкарбюраторе 32ДКР не предусмотреносмотровоеок ­ но для контроля за уровнем бензина впоплавковойкамере , такое, к акустрое ­ но на карбюраторах К-124, К-126 инеко ­ торых других . Небольшая, но достаточно яркая лампочка , к оторая освещает 'подкапотное пространство, к огда капот открыт , очень удобна. Аккумулятор емкостью 55 ампер-часов закреплентакже справа впередней части колодца . Н амкажется , правда, что было бы неплохо защитить его пластмасс овойкрышкой , к ак на «москвичах» и «волгах». З ахлопываем капот и, минуя салон (о немразговорособый ) , п одходимк баг ажнику . К люч — тот же , что икперед ­ ним дверям машины. Сложный, с рисунк ом , п овторяемымчерез 800 серий, так что подобратьегопрактически нельзя. Багажник прямо-таки ошеломляет 3вместимостью . Его объем — 0,385 м . А чеммогут похвастать европейскиема ­ ш ины класса «жигулей»? « Ф ольксваген 1200» — 0,26 м3 ; «<Рено-8» — 0,3 м3 . Наши чемоданы, 20-литровая канистра, инструментальная сумка — их, м ожно сказать, и не заметно вэтом нео бъятном « т рюме » . Кстати, р азмещение инструмента достаточно удобно , о н над ежнозакрепленрезиновыми лентами, не гремити всегда подрукой . Д аи «запаска» так приютилась влевом крыле, что ничему не мешает. Х орошее место найдено домкрату . Жаль только , что штырь икронштейнегокрепления не обрезиненыитемсамымполностью не исключено возникновение стуков. П ора войти в салон. Д лямаленькоймашины он очень просторен . Сзади, не теснясь, м огут сесть трое . А передниесиденья ! Без восклицательного знака здесь не обойтись. О баможнопереме ­ щать по длине автомобиля в достаточно широких пределах, чтобы обеспечить удобную посадку людями небольшого и почти двухметрового роста. К овшеобразныеспинки . Их наклон плавно регу ­ лируется, и каждыйлегкоможетподо ­ брать наиболее подходящее для себя положение . Заднее сиденье тоже очень удобно . Не приходится думать, куда деть ноги — м еждуколенямии спинкам и передних сидений достаточно места. Сиденья отлично сшиты, стыки обивки точно подогнаны. Впервые оказавшись за рулем « ж игу ­ лей», с разужепривыкаешькавтомоби ­ л ю . Н огиируки сам'и находят нужные педали ирычаги . Л егко «читается» щ и ­ток приборов . Разумно подобрано сочетание стрелочных указателей сконтроль ­ ными лампами. Кстати, очень полезна сигнальная лампочка «пора заправляться», неплохо было бы ввести ее и на автомобилях других заводов. У нас вызвало замечание лишь расположение педали «газа». Она стоит слишком вертикально, и соответственно нужнодержать стопу правой ноги. Это не самое удоб ­ ное положение , о собеннопри длительном движении. Первая тысяча километров. Д орога из Тольятти вМоскву . Едем вдвоем . Вечер. На улице минус двадцать, метель, а в машине тепло. Все стекла чистые, д аже заднее. Поток нагретого воздуха из де ­ ф ростеровнадежнопредохраняет их от обмерзания . Через 10—15 минут после выезда снимаем пальто, перчатки и шапки. Но дажев свитере жарко , п ри ­ ходится наполовину уменьшать подачу жидкостив отопитель. В ближнем свете фар хорошо видна правая обочина, о н не ослепляет водителя встречной маши ­ ны. Дальний, п ожалуй , н есколько слабоват. На скорости выше 90 км/час хо ­ чется видеть дорогу дальше тех 100 — 120 метров , к оторые обеспечивают фары «жигулей». Ночевка в придорожной гостинице. У тром двадцать два градуса мороза . Вот ипервое настоящее испытание. Признаться, м ыснекоторойопаской подходили кмашине : з аведем или нет? О с ­ тальные водители ужес полчаса греме ­ ли ведрами , таская горячую воду, г ре ­ ли паяльными лампами коллекторы иподдоны двигателей, проворачивали ру ­ к оятками коленчатые валы застывших моторов . М ы сделали все точно по инстр укции : полностью вытянули манетку пускового устройства карбюратора , в ы ­ ж али сцепление и повернули ключ . Первая же 8—10-секундная попытка оказа ­ лась удачной. Двигатель «схватил» сразу и заработал устойчиво, без провалов. Полторы-две минуты после пуска нуж ­ но было держать сцепление выжатым — м оторрезко сбавлял оборотыи начинал работать неустойчиво, к огда педаль отпускали. Затем все вошло внорму , и мы , п рогрев двигатель еще три-четыре минуты , тронулись в путь, к Москве . С разускажем , е ще восемь — десять дней стояли морозы , д оходящие ночам идо 15—20 градусов. И не было случая, чтобы возникли какие-либо затруднения. Пусковые качества выделяют ВАЗ-2101 среди остальных машин . Ш оссеКуйбышев — М осква . М ы вед ем машину по очереди , меняясь через 150—200 километров . А втомобильлегок на ходу, послушно ичуткореагирует на «газ» и руль, б ыстро набирает скоростьпри обгонах. М ощный для своего класса двигатель будто не чувствует подъемов, позволяет держать стрелку спидо ­ метра все времяоколоцифры 100. Кстати, на «жигулях» т рудно оценить фактич ескуюскорость , не глядя на приборы . Очень плавный ход и ровная работа мо ­ тора создаютиллюзию 60—70 км/час, к огда на самом деле вы едете уже «за девяносто». Водителям, о собенно начин ающим , н ужно это учесть. М ашинахорошо «стоит» на дороге , входит вповоротыбезопасногокренаи тенденции копрокидыванию ( к онечно , при скоростяхв пределах разумного). У «жипулей» п ружиннаяподвеска , нап равляющий аппарат которой способствует хорошей устойчивости, а кромето ­ го, они отличаются весьма низким центр ом тяжести иширокой для своих раз ­ меров колеей. Салон. О сиденьях ужебылосказано . Х орошопродумана вентиляция. Кузов, как говорят, «плотный» — внутрь не про ­ никает ни пыль, ни влага. Д веризакры ­ ваются легкоинадежно . Очень удобныкарманывнижней части обивкиперед ­ них дверей . В них хорошоразмещаются щетки «дворников», дорожные карты, и нструкцияи т. п. Н есколько непривычно, что стекла задних дверей нельзя опустить полностью — они «не помещаются » в дверях. Но это, п ожалуй , нельзя назвать неудобством. Детали обивки крепятся резиновыми « г воздями » — это ихорошои плохо. Х о ­ р ошо то, что бесшумно , плотно ипрос ­ то. Плохо, что трудно восстановить крепление , если «гвоздь» выскочит, п о ­ теряется или разорвется . П росторный «перчаточный» ящик с внутренним освещением, прикуриватель со светящимся кольцом , зеркальце вправомпротивосолнечномщитке — все это маленькие, но приятные знаки заботы овашемкомфорте . Омыватель лобового стекла ищетки «дворника» о пробованы нами при самых разных погодных условиях. Снег, д ождь или частицы грязи от колес идущих впереди машин — со всем вполне удовлетворительно справлялись мягкие щетки иструйки воды из разбрызгивателей . Остается сказать орадиоприемнике . В нашей машинеего не было. Н о , право, мы от этого ничего и не потеряли. Присоединяемся к довольно значительной группе автолюбителей, с читаю ­ щих радиов автомобиле полезным и приятным дополнением к оборудованию только при дальних путешествиях, но не для городскойезды . А. Б РОДСКИЙ , Б. СИНЕЛЬНИКОВОкончание— в следующемномере.Двигатель. Все. что требует контроля, — с одной стороны. Хорошо видны масляны/! щуп. бачки цилиндров тормо.чов и сцепления, расширительный бачок системы охлаждения. масляный щуп. бензонасос, распределитель, свечи. Так выглядит «передний отсек». На заднем сиденье достаточно просторно. При необходимости в машине можно спать. Багажник очень вместителен. Этот снимок — вполне убедительное тому свидетельство. А сделан он после финиша «Интерпресс-ралли-71». Так победители — чехословацкие журналисты пожелали отметить успех, которого они добились на автомобиле «Жигули».-„ -.'/2*11