АВТОМОБИЛЬНЫЙКяронз-ведениям искусства, отмеченным талантом, признание приходит иногда лишь спустя много лет после их появления. Нечто подобное произошло с одним из сложных и интересных видов автомобильных соревнований — кроссом. Путь его развития труден и извилист, как и сама кроссовая трасса. Шестьдесят лет назад в районе Петербурга состоялся пробег автомобилей по грунтовым дорогам на 100 километров. Если учесть, по каким ухабам пришлось ехать машинам, то этот пробег, пожалуй, можно считать первым кроссовым испытанием. В годы первых пятилеток, когда наша промышленность приступила к массовому выпуску отечественных автомобилей, стали приобретать популярность соревнования по пересеченной местности. Это естественно. Они дают возможность не только выявить мастерство водителей, но и проверить ходовые и другие эксплуатационные качества машин, в том числе такие важные, как надежность и проходимость. Вот почему конструкторские бюро автозаводов сразу же стали придавать кроссам большое значение. Одним из важнейших испытаний, проведенных в те годы, был знаменитый каракумский пробег, по существу гигантский кросс. Довольно широкое развитие автокроссы получили у нас в послевоенное время. Большие состязания были проведены в мае 1949 года по инициативе Всесоюзного добровольного спортобщества «Труд» в районе подмосковной станции Планерная. Машины «Победа» стартовали на 20, а ГАЗ-51 и ЗИЛ-150на 40 километров. Через полгода состоялись новые соревнования, посвященные 50-летию автомобильного спорта в России. На этот раз дистанция была больше, а спортсмены выступали на легковых, машинах «Москвич» и «Победа», грузовых ГАЗ-ММ, ГАЗ-51, ЗИЛ-150. Наконец, в 1950 году сильнейшие кроссмены Москвы разыграли свой первый лично-командный чемпионат, ставший затем традиционным. Следующий сезон ознаменовался первым чемпионатом страны на автомобилях ГАЗ-51 и ЗИЛ-150. Через несколько лет на трассах соревнований появились и машины повышенной проходимости — ГАЗ-63 и ГАЗ-69. География автокросса быстро расширялась. Он прочно вошел в спортивную жизнь Москвы и Ленинграда, городов Прибалтики, многих военных округов. Инициаторами в организации кроссов стали спортивные общества «Спартак», «Калев», «Даугава», «Жалытщрис» и другие. Появилось немало разрядников, мастеров спорта. Среди наиболее известных спортсменов были москвичи Н. Розанов, Н. Подстрельнов, Л. Гри-щук, И. Пономарев. Любопытно, что в это время соревнованиями по пересеченной местности заинтересовались даже владельцы легковых автомобилей. В одном из кроссов, который провел Московский городской автомотоклуб ДОСААФ, участвовали известные ныне тренеры и спортсмены Р. Чертов, С. Тенишев, И. Тихомиров, Вадим Егоров и другие. А потом кросс исчез из всесоюзного спортивного календаря. Погоня за излишней усложненностью трассы привела к тому, что значительная часть участников не финишировала. На решение «проблемы» кросса ушло несколько лет. Но ив эти годы некоторые спортивные общества, и прежде всего «Спартак», продолжали устраивать соревнования, считая их хорошим помощником в повышении профессионального мастерства работников автохозяйств, подготовке молодых шоферов к военной службе. Вероятно, четко выраженный прикладной характер кросса (как и только (появившегося многоборья) и помог ему вновь вернуться в ряды автомобильных состязаний. В него были введены и некоторые военные элементы-—стрельба из малокалиберной винтовки, гранатометание. Окончательным актом признания кросса явилось включение его в программу V Всесоюзной спартакиады по военно-техническим видам спорта. Что же представляет собой кросс сейчас? Это скоростная гонка по сильно пересеченной местности. Участвуют в ней, как правило, только грузовые машины нормальной и повышенной проходимости. Дистанция до 100 километров, а один круг — 5—15 километров. Пролегает трасса по грунтовым,полевым и проселочным дорогам с крутыми поворотами, подъемами, спусками, бродами, заболоченными участками и другими препятствиями и труднопроходимыми местами. На время соревнований ее закрывают для движения транспорта и пешеходов. В ходе состязаний разрешается обгон как справа, так и слева. Движение по трассе—только в одном направлении. На личных и лично-командных первенствах запрещается всякая посторонняя помощь спортсменам в преодолении трассы, ремонте и обслуживании автомобиля. За нарушение этого правила участника снимают с дистанции. Машинам, безнадежно застрявшим на трассе и мешающим нормальному ходу гонки, оказывают помощь специально выделенные тягачи. Автомобили, на которых выступают участники, подразделяются на пять зачетных классов: первый — грузоподъемностью до 1,5 т включительно, второй — от 1,5 до 2,5 т, третий — от 2,5 до 4 т, четвертый — от 4 до 5 т, пятый — от 1,5 до 5т (повышенной проходимости). Спортсмены не имеют права изменять конструкцию автомобилей. Разрешается использовать лишь различные средства для повышения их проходимости и усиления мощности, которые допускаются техническими требованиями. Грузовые автомобили загружаются песком в специальные контейнеры, на финише же проверяется не только исправность машины, но и сохранность груза. Таким образом, современные кроссовые соревнования проводятся в условиях, близких к повседневной производственной работе многих водителей грузовых машин. Они воспитывают у22