жиме холостого хода, притормаживает ведущие колеса, и они не катятся, а скользят, окончательно потеряв сцепление с дорогой. Многолетняя практика научила меня в такой ситуации не сбрасывать, а усиливать подачу газа. В этом случае даже проскальзывающие ведущие колеса при самом незначительном сцеплении с дорогой увеличивают скорость машины, и она сразу становится управляемой. Выровняв автомобиль, я очень осторожно, постепенно уменьшаю подачу газа, притормаживаю двигателем, чтобы снизить скорость на опасном участке. Если машину начинает заносить вторично, достаточно чуть прибавить газу — и занос прекращается. Когда обочины дороги покрыты снегом, то для торможения лучше заехать правыми колесами на снег. По-видимому, так же действуют опытнейшие водители гоночных автомобилей. Каждый из нас, кто хотя бы на экране видел автогонки, обращал внимание, что при заносах гонщики не снижают скорость. В. БОЙКО, ш офер пожарной части № 4 Ивано-Франковская область, г. КоломыяБЕЗОПАСНОСТЬ, КОМФОРТ, НАДЕЖНОСТЬРассказываем об изменениях, внесенных в нонструнцию ,,Моснвича-412" в 1971 году. Иллюстрации—на 23-й страницах внладниН азваниемодели одно — «Моокви.ч-412». Н окакразличаютсямашины , сош едшиес 'конвейера автозаводаимениЛенинскогокомсомоласегодня , в конце прошлого годаившестьдесятдевятом ! А спервымиобразцами — « ч етырестадвенадцатыми » н ачала 1968 годанынешний «Москвич» р азошелсядажевнешне . Н и на час не прекращаетсяработаконструкторов , технологов, и спытателей . Идет непрерывныйпоиск — а втомобильстановится прочнее, у лучшаются его эксплуатационныепоказатели , к омфортабельность , а ктивнаяипассивная безопасность, м ашинаприобретает более совершеннуюотделку , с тановится элегантнее. К аки все процессызаводскогопроизводства , м одернизациямоделиведется строго по плану ( ж урналписал об основныхэтапахнамеченных работ — 1968, № 1 1 ; 1969, № 7). К акжевыполняется этот план ? П одводяитоги года, посмотрим, ч емотличается «Москвич-412» 1971 года от своих предшественников . Начнем сфар , подфарников, задних и габаритных фонарей — того, что в автостроении определяется понятием «светотехнические изделия». Прямоугольные фары, заменившие прежние одинарные и сдвоенные круглые, не только улучшили внешность автомобиля, но и существенно изменили характеристику освещенности дороги. Их оптические элементы, линзы и новые лампы полностью отвечают европейскому «стандарту безопасности» — комплексу требований, принятому в ведущих автомобильных странах континента на автомобильные агрегаты и машину в целом. Главное качество — резкое разделение темной и освещенной частей дороги, несимметричное световое пятно ближнего света, не слепящее водителя встречной машины, усиление дальнего света. Существенно переработаны и остальные осветительные приборы. Новые горизонтальные трехсекционные задние фонари с отдельными указателями поворота также получили в этом году «знак безопасности». Изменилось освещение номерного знака. Два экранированных фонаря, расположенных в заднем бампере, делают номер легко читаемым ночью на большом расстоянии. Намного улучшает удобство, а следовательно, и безопасность новое зеркало заднего, вида. Его отражательную поверхность 'можно фиксироватьв одном из двух положений («день» или «ночь»), что предохраняет водителя от ослепления светом фар идущей сзади машины. Предусмотрена и установка дополнительного зеркала на левой передней двери. Оно очень полезно, так как позволяет своевременно увидеть обгоняющий автомобиль, когда он выходит из зоны обзора основного зеркала. За задними колесами «Москвича» теперь установлены фартуки из жесткой резины, которые не отгибаются даже на больших скоростях и благодаря этому предохраняют фарыи лобовые стекла идущих сзади и обгоняемых машин от повреждения летящими из-под колес камнями и от забрызгивания грязью. На обоих бамперах вновь появились клыки. Но в сегодняшнем варианте они значительно лучше старых отвечают своему назначению — з ащищать машину от ударов. В клыках сделаны энергопоглощающие резиновые вставки. Тормоза — система, которой уделяется особое внимание. Это понятно, ведь от них в большой степени зависит безопасность автомобиля. В дополнение к гидровакуумному усилителю (см. «За рулем». 1969. № 12) на машинах 1971 года применяются усиленные ребрами барабаны, которые намного «жестче» прежних и лучше рассеивают тепло, выделяющееся при работе тормозов. На верхних колодках тормозов передних колес устанавливаются специальные грузики, благодаря чему исчез неприятный «писк». В журнале уже рассказывалось (1968, № 11; 1969, № 7) об улучшении панели приборов «Москвича». Теперь же не только панель, но и передние, средние, задние стойки кузова, подоконники опускных стекол дверей, подлокотники облицованы мягкими накла|дками из пенополиуретана. Сама панель приборов радикально переработана, и в нее встроен приемник. Ручки 'и рычажки расположены на приборном щите в безопасных по отношению к водителю ипассажирам зонах. Кстати, изменилось также оформление ручек и кнопок управления. На них появились понятные символы, а формы сделаны более плавными. Менее травмоопасными стали внутренние ручки дверей и стеклоподъемников — изменился их профиль и материал. Под обивкой потолка спрятана предохранительная мягкая прокладка, а на тоннеле пола над картером сцепления и на корпусе отопителя устроен мягкий кожух. В случае аварии они смягчают удар и не ранят ноги водителя и пассажира. Замки дверей снабжены особым устройством, препятствующим самопроизвольному открыванию их при ударах И опрокидывании, а салазки передних сидений фиксируются от рдвига при ударе запорными скобами. В числе средств безопасности «Москвича-412» следует упомянуть и новый руль. У него телескопическая колонка и утопленная ступица с мягкой накладкой. Этот агрегат также имеет «знак безопасности». Новый алюминиевый картер позволил при том же весе, что был раньше, увеличить размерычервякаи ролика, а следовательно, надежность рулевого механизма. Новые, высококачественные шины (6,45—13) рассчитаны на длительное движение при высоких скоростях. Мы могли бы рассказатьодесяткахдругихулучшенийвмодели «412», сумм акоторыхипозволяетговоритьо «Москвиче» 1971 года. Это ирезиновые втулжи (вместо резьбовых) в осях верхнихрычагов передней подвески, и верхнийшаровойшарнир , не требующий смазки, я цельный декоративный молдингна пороге пола вместо разрез ного, ш едшего по низу дверей и пер еднемукрылу , и многое, многое другое. Работа продолжается. К аждый месяц коллективаАЗЛК — ш агк дальнейшему совершенствованию продукции. Л. ВИНОГРАДОВ, А. ВЕСЕЛОВ, С. ЛОБОВ, инженерыКомментарийВ. Бойко верно подметил, что гонщики при заносе автомобиля часто не снижают скорость, а, наоборот, прибавляют газ. Снажу более, овладевшие таким приемом перед входом в поворот искусственно вызывают занос, чтобы вписаться в вираж и пройти его быстрее. Но, как говорят, весь фокус в том, что это контролируемый занос автомобиля. Каким образом? Включением низшей передачи, увеличением силы тяги на ведущих колесах и умелой работой рулем. Именно этим приемом удерживают машину на дороге и не позволяют ей сорваться в неуправляемое скольжение. Что ж, в какой-то мере этот способ годится и при движении по обычным дорогам. Правда, не надо забывать, что прибавлять газ следует осторожно, резкое открытие дросселя само ведет н заносу. В. ЩАВЕЛЕВ, инженер, заслуженный мастер спорта СССР, участник авторалли Лондон — Сидней и Лондон — Мехико Состоялся первый на страницах журнала разговор между водителями о своем профессиональном мастерстве. Обнародованы добытые собственным опытом «секреты». Несомненную пользу эти советы принесут зрелым водителям, способным критически осмыслить чужой опыт и принять на вооружение приемлемое для себя. А новичков следует сразу предупредить, что опубликованные рекомендации не отменяют и не заменяют проверенных десятилетиями приемов выхода из заноса, которым обучают шоферов на курсах, о которых пишут в пособиях. Они лишь дополняют арсенал отработанных приемов, и осваивать их практическое применение нужно с осторожностью. Следует помнить, что автомобили разных видов и даже моделей ведут себя при заносе индивидуально. Даже одна и та же машина имеет неодинаковую заносоустойчивость, когда следует порожняком или полностью загруженной. Значит, опубликованные рекомендации годятся не на все случаи жизни. И второе, — прежде чем применить новый сложный прием в критической обстановке, его следует тщательно отрепетировать в безопасных условиях, на просторной обледенелой площадке, под руководством опытного наставника.15