20
21
О, что резкое увеличение про ­ изводства автомобилей в девятой пятилетке поставит перед нашим народным хозяйством и обществом вцелом немало сложных проблем, нетрудно предвидеть. О д ­ на из них вызывает особую озабоченность: возможный (рост дорожных происшествий. (Возможный, если не подвергнуть тщательному анализу .нынешнее состояние дели « а основе полученных данных не принять решительных мер (К устранению причин аварий на улицах и дорогах. Исходный материал для такой работы — статистика дорожно-транспортных происшествий. Пусть для окончательных выводов и детальных рекомендаций нуж ны более широкие исследования, но статистика позволяет достаточно объективно выявить наиболее распространенны* причины, а стало быть, определить плавные направления в деятельности по безопасности дорожного движения. Какими же они видятся нам в этом сеете? О бщая картина (вполне определенно вырисовывается из статистических дан ­ ных даже областного масштаба. Вот, с кажем , Кемеровская область. В 1970 году здесь зарегистрировано 4424 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 440 человек и ранено 4509. Нарушения правил движения водителями стали (причиной 3168 из них (погиб 331 человек и ранено 3309), пешеходами — 941 (погибло 78 человек, ранено 890). Иными словами, по вине (недисциплинированных (водителей и пешеходов совершено почти 93 процента всех про ­ исшествий. Только на дорогах Российской Федерациив среднем из каждой тысячи происшествий, связанных с нарушениями правил движения, на долю водителей приходится 729, пешеходов — 266, Конечно, в отдельных республиках и областях это соотношение можетме ­ няться. Так, в МордовскойАССР оно выражается соответственно цифрами 779 и 221, в Калининской области — 819 и 181; Магаданской — 825 м 175; в других местах — ближе к равновесию; например, в Омской области — 640 и 360, в Ленинградской — 562 и 438. 'Но суть не (в (Этом. Для общего вывода важно, что основные виновники несчастных случаев <нэ автомобильных дорогах — сами участники движения, а среди совокупности причин м факторов на первом месте недисциплинированность водителей и пешеходов, В чем она проявляется? Со стороны водителей прежде всего в превышении допустимой скорости движения. По этой причине в 1970 году в Чувашской АССРпроизошло 45,6 процента происшествий от числа совершен иьпс по их вине, в Чечено-Ингушской — 53,6 процента, в Мурманской области — 86,1 процента. Известно, что чем выше скорость, т ем труднее водителю принять правильное и своевременное решениет сложной об ­ становке. О днако иные из них не могут устоять перед соблазном промчаться «сТветерком», и авария или наезд сразу СТЭНОВНТС.Я угрожающей реальностью. В Казахстане, например, это привело к 4106 происшествиям, то есть трети об ­ щ его числа, а почти каждое четвертое из них заканчивалось трагически. Вот почему превышение скорости мы относим в разряд особо опасных проступков. Все знают, какое огромное зло представляет управление автомобилем, м о ­ тоциклом «ли иным транспортным сред ­ ством в нетрезвом состоянии. Пьяный за рулем подвергает опасности не только свою жизнь, но и .жизнь окружающих его людей. Увы, человек помнит это, пока трезв. 'Пьяному оие не приходит в голову. О н попросту теряет рассудок, а когда начинает что-либо понимать, у же поздно. Совсем недавно на одной из дорог Молдавии водитель Ф. Чебан, управляя легковой машиной внетрезвом состоянии, врезался в группу пешеходов. Четыре человека погибли. (Но даже это не отрезвило преступника. О н попытался скрыться и попал веще одну аварию. Ехавшие с ним пассажиры получили тяжелые травмы. Девять жертв на совести одного человека! Чтобы все могли представить себе, как много ещенам надо трудиться для повышения дисциплины (водителей, с ош ­ люсь на цифры: в (Бурятской АССР из 760 происшествий по вине водителей 422 вызваны (нетрезвым состоянием. И такое положение дел сложилось, к со ­ жалению, не только в Бурятии, но ив Алтайском крае, Брянской области ине ­ которых других. Но пора воздать должноеи пешеходу. Вспоминаю полный грустного юморари ­ сунок водном журнале, этакий совет для борьбы с недисциплинированностью пешеходов. Единственный мост через рое с водой, отделяющий тротуар отпроезжей части улицы, поднят. К ругом частокол. Ни одной лазейки. А что если переплыть рое и перемахнуть через ограждение? Т оже нельзя: по разделительной полосе бродят голодные львы и тигры. Рядом с (ними белеют «ости смельчаков, преодолевших запретные рубежи . Усмиренные пешеходы следуют правилам движения, а водители спокойн о едут по улицам, где внезапное появление человека — вещь невозможная. Что ж , шутки шутками, но ведь пеше ­ ход, .идущий буквально напролом сквозь поток стремительно неоущихся машин, стал прямо-таки бедствием. А окружаю ­ щие, (как мне кажется, н едо конца представляют себе степень общественной опасности таких поступков. Они думают, что иной легкомысленный человек рискует только своей головой. Д а нет же , попытки объехать нарушителя, р ез ­ кое торможение порой заканчиваются трагически и для других людей. Н а улице Зоргеа Уфе, спасая женщи ­ ну сребенком , переходившую дорогу, там, где это делать не разрешалось, водитель резко свернул > сторону и столкв нулся со встречной машиной, в результате погибли оба водителя и пассажир, е ще один пассажир был тяжело ранен. Вот такими трагедиями оборачиваетсяИФМЕТИКА ДОРОЖНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ•вяиНйрРёФ&ШйрШШШШШЯЯШЯИюнедисциплинированность на улице, И других причин здесь нет. М еждутем речь идет об элементарных правилах поведения на улицах и дорогах, а не каких-то трудно понимаемых вещах. Вот типичная картина, В прошлом году на совести пешеходов в Ярославской области 431 дорожное происшествие, или треть общего количества. И з них 193 вызваны переходомдорогив опасной близости от приближающегося транспорта, 85 — появлением на проез ­ ж ей части взапрещенном месте, 51 — неожиданным выходом из-за стоящих машин. П ричем « 113 случаях пешеходы были нетрезвы. К сожалению, комсомольские мпроф ­ союзные организации, администрация предприятий не всегда относятся серьезно к нарушениям правил движения, совершаемым их работниками, а профилактическую работу если и ведут, т о крайне пассивно. М ожно было бы назвать .немало примеров, к огда письма о нарушениях, направленные автоинспек-слепая аолыа цией в различные организации, оставались без ответа. Пора постав(Ить дело так, чтобы на эти сигналы реагировали столь жесерьезно , как и на нарушения трудовой дисциплины. В наведении порядка на улицах идо ­ рогах большую работу предстоит про ­ делать работникам органов Государственной автомобильной инспекции МВД СССР. Злостным нарушителям правил движения объявлена (решительная и бесп ощаднаяборьба . Меняются иформы работы попредупреждению аварийности. Д ля большей оперативности и четкости а 'контроле за движением на автомобильных дорогах создаются специальные подразделениядорожного надз ора . Н адежная техника позволяет быстр о устанавливать связь слюбым патрульным автомобилем ГАИ ипередавать инспектору любую оперативную сводку орозыскеизадержании (нарушителя. В рядемест скорость движения контролируется специальными 'приборами. Там, где эта работа четко налажена, количество происшествий снижается. Определенную роль в предотвращении несчастных 'случаев на транспорте играют меры уголовно-правового характера. Они применяются в отношении таких неправомерных деяний, к оторые нашим законодательством олнесены к преступным. Так, 19 июня 1968 годаПрезидиум Верховного Совета РСФСР принял Указ «О внесении измененийи дополнений я Уголовный кодекс РСФСР», в нем, в частности, п редусмот ­ р еноза нарушение правил безопасно ­ сти и эксплуатации транспорта, повлекш ее смерть потерпевшего или тяжкое телесноеповреждение , — л ишение виновного свободы на срок до 10 лет и права управления транспортными сред ­ ствами на срок до5 лет, в случае гибели нескольких человек — лишение своб оды на срокдо 15 лет. В октябре прошлого года Пленум вер ­ ховного Суда СССР обсудил вопрос о применении законодательства об автотранспортных преступлениях. Это помо ­ жет более тщательно выявлять причины и условия, способствующие совершению этих преступлений. Пешеходы, велосипедисты и иные лица, нарушившие действующие на транспорте правила об охране порядка и безопасности движения, также могут быть привлечены к уголовной ответственности. Но одних принудительных мермало . Очень важно воспитать в людях навыки сознательного выполнения законов улиц идорог , а главное — с детского возраста, в семье, детских дошкольных учреждениях, школе. Дети часто не умеют ориентироваться в сложных дорожных условиях. Очень много несчастных олу-Человек и автомобиль, пешеход и водитель — вот та главная проблема, от решения которой зависит безопасность движения. Ф ого С. Тапкина чаев в малолетними велосипедистами. В прошлом году, н апример , из числа всех велосипедистов, попавших в аварию, к аждым третьим был ребенок . В Казахстане погибло 397 детей, в Узбекистане — 483, на Украине — 523. Так продолжаться не может . Очевидно, пришло то время , (когда изучение правил движения должно быть наконец введенов школьную программу . Я остановился лишь на некоторых вопросах борьбыс авариями и несчастными случаями, на задачах, решить которые (нам по силам уже сегодня. Мне хотелось, опираясь на арифметику до ­ рожных происшествий, е щеразобра ­ тить внимание всех на тот факт, что жизнь издоровьелюдей на дорогеза ­ висит не только от инженеров , конструкторов, строителей дорог, но впервуюочередь от успехов в воспитании у всех участников дорожногодвижения уважительного отношения к правилам и привычки их точного выполнения. С. ЗАЙЧИКОВ, заместитель начальника Управления госавтоинспекции МВД СССР21