За четыре года, о тделяющие шестой съезд ДОСААФ от седьмого, в нашемоборонном Обществе сделано немало больших и нужных дел . И акаждом из них труд многих замечательных людей, отдающих свои знания, силы и энергию нашей военно-патриотической организа ции. Они, эти люди, гордость ДОСААФи его слава. Ефима Ивановича Приймакаяпред ставлял себе совсем иным. Рассказывали, что у начальника Черниговского клуба за плечами большая трудная жизнь. Бывал он и под пулями кулацких бандитов, летчиком-добровольцем сражался в Испании. В годы Отечественной войны совершил сотни боевых вылетов, потом много лет возглавлял штабы высших военных авиационных училищ. И казалось, что встречу яв Чернигове степенного и солидного отставника-полковника, каким, вроде бы, подобает быть муж чине в его летах и положении. А когда из-за стола мне навстречу встал живой, подвижной человек, с глазами мальчишки — веселыми и озорными, я сразу как-то не поверил, что это тот самый Приймак, Ефим Иванович уже несколько дней находился в отпуске, да все никак не мог уехать на Днепр . — Дела, знаете! Новый учебный год на носу. Стройка. Что поделаешь. З а держался. Знакомство наше состоялось, и начальник клуба сразу жепредложил «посмотреть хозяйство». О но почти целиком перекочевало на Комсо|мольскую улицу, на новую территорию. П одорогевмашине Приймак начал рассказывать, что было и что стало, пот ом быстро оборвал себя : «Лучше сами посмотрите». Клуб, особенно для тех, кто попадает сюда впервые, выглядит как-то необычно. Въезд в него с тихого переулка, и первое, что бросается в глаза, когда ока зываешься на клубной территории, — это цветы, фруктовый сад, асфальтовые дорожкис декоративным кустарником. Н е клуб, а парк. Вид этого утопающегов зелени городка никак не вяжется со сложившимся представлением об автомотоклубе. Но вот мы начинаем осмотр и -с каждымшагомубеждаемся , что это клуб — клуб «с большой буквы». И дем по классам, где установлены действующ ие автомобили, осматриваем рабочие места для занятий по техническому обслуживанию, заглядываем в гараж, где в полной боевой стоит двадцать машин, — во всем ощущается армейская четкость, продуманность. Все блестит, все светится. И право, трудно поверить, что несколько лет назад был тут заросший бурьяном пустырь Да несколько «диких» огородов. Каких же стоило трудов создать все это, наладить дело , выйти в передовые в масштабах не только республики, но и страны! Когда Приймакв 1964 году принял клуб, если можно так назвать несколько классов в здании, т ребовавшем капитального ремонта, и несколько машин, на текущем счету АМК не было даже рубля, чтобы купить конверты имарки . За годы долгой армейской службы полковник Лриймак привык к тому, что все необходимое по штатному расписанию всегда налицо, что каждый приказ выполняется безоговорочно и четко. Здесь пришлось столкнуться с иными условиями работы. А времени на раскачку нет — проблем, как говорится, выш е головы. Главная, о бщая — создать новый клуб, где можно по-настоящему учить, воспитывать, ковать водительские кадры. Но общее всегда состоит из множества частностей. И начальник занялся очень локальной, на первый взгляд, проблемой — деньгами. Без них нельзя было ни строить, ни расширять, ни планировать. Нет, он не стал просить денег воб к омеДОСААФи других организациях. Клуб начал их зарабатывать сам. Все, ч ем сегодня располагает клуб, — двадцать хорошо оснащенных классов, п арк автомобилей в 40 машин, гараж, мастерские, склады, отличный автодром (5 гектаров в черте города), спортивный комплекс — все это имногоедругое создано и построено за счет средств клуба, хозяйственным способом. О делах Черниговского образцового АМКжурнал , наверно, е щерасскажет . Здесь же речь о его голове — Ефиме Ивановиче Приймаке . Новый начальник клуба большую часть забот, самых хлопотных и малоприятных, «взвалил на свои плечи. П о старой штабной привычке Ефим Иванович все, до мелочей, записывает в свои рабочие тетради («раскладываю по полочкам», как говорит он сам). Вот одна запись: «0,5 млн. кирпича, 250 куб. леса, 300 тонн цемента». Столько уже ушло на соо ружение клуба, не считая главного кор пуса, который войдет в строй всемьде сят втором году. И вот что любопытно: ни одной доски, ни одного кирпича клубу .«не поставили». Все приш лось изыскивать, «выбивать». Н е стеснялся полковник Приймак, уважаемый вгороде человек, просиживать впри емных, чтобы выклянчить тонну-другую цемента или заполучить пришедшиев негодность автомобили и агрегаты. П о том, правда, чуть ли не все приходи лось монтировать в них заново. Но главное — машины возвращались кжизни . Д а , нелегко это далось. И все же куда сложнее, ч ем добывать средства и материалы, было другое — объединить людей, зажечь, увлечь их. В этом Ефим у Ивановичу помог его жизненный, а р мейский опыт, да и педагогические наклонности. О фицеруПриймаку было за сорок, к огда он заочно окончил педаго гический институт. Н ужно , — делится Ефим Иванович своими мыслями, — чтобы каждый преподаватель и инструктор почувствовал, на какомважном участке он трудится, ощутил сознание полезности своего труда. Н о это еще не все. Бывает, что начальник сосредоточивает внимание на клубе и забывает о тех, кто делает внем погоду, — преподавателях, инструкторах. К ак они живут, к ак обеспечены? Забота о клубе не исключает, а обязательно предполагает забо т уо людях, которые там работают, з ани . маются. Ефим Иванович убежден , что между условиями, которые созданы для препо давателей, и баллами курсантов за успеваемость, существует прямая связь. И потому он лично занимается распреде л ением часов нагрузки, строго следит, чтобы она была равномерной и заработки были высокие. О н враг совместительства. Человек должен отдавать себя клубу до конца. В то же время еще не было случая, чтобы начальник отказал впомощи , когда это касалось личной жиз ни, быта. Все, что составляет гордость Черниговского клуба, создано рукамипрепо давателей, .инструкторов, курсантов. Сколько добрых слов во время нашей беседы сказал начальник о своих заме стителях В. Оватске и С. Тарасове, о начальнике гаража С. Н епрелюке , о пре подавателях-новаторах П. Саллинге, И. Андриянине, мастерах производственного обучения и инструкторах И. Ч ер нышуке, Н. Гаевом, И. Лобосе, Н. Х оменко , С. С едневцеи многих других. — Н ескажу , — вспоминает Ефим Иванович, — что начальный периодмоего руководства проходил гладко, б ез осложнений. Пришлось проявить и твердость и настойчивость. Н е всем это нравилось. П оройиошибки делал. Д оста валось за них на партийных собраниях, критиковали и за волевые решенияи за излишнюю резкость. Н ароду нас зуба стый. Почти все коммунисты — о фице ры запаса, ветераны войны. Спуску не дадут. Но в интересах дела! Вот результаты работы клуба за год. Подготовлено свыше 1500 технических специалистов, с редний балл — 4,6. Сдали экзаменс «первого захода» — 9 9 , 7 % , в том числе 67 , 4 % — на «отлично». К тому же99 % стали значкистами ГЗР. Эта сухая, на первый взгляд, статистика омногомскажет тем, кто занимается подготовкой водителей. Д ело ведь это тонкое, увлекательное, творческое. Водитель сегодня — одна из главных фигур внародном хозяйстве, в армии. И дать ему в стенах клуба хорошуюшо -