Техника за рубежомСвыше 100 фирм Венгрии, ГДР, Польши, СССР, ЧССР, Австрии, Великобритании, Дании, Италии, США, ФРГ, Франции, Швеции приняли участие в третьей международной выставке авторемонтного оборудования «Автопрогресс Прага-71», организованной Управлением по развитию авторемонтной промышленности ЧССР ирекламным агентством «Рапид». Обширная вкспозиция дала возможность всесторонне продемонстрир оватьсовременный мировой уровень техники для ремонта и обслуживания автомобилей, о казать техническую помощь специалистам автомобильной и авторемонтной промышленности не только ЧССР, но идругих стран. Субъективные способы обнаружения неисправностей автомобиля ивыяснения их причин, зависящие от органов чувств человека (зрения, о сязания , слуха), в последние годы всеактивнее выт есняютсяобъективными методами. Постоянно совершенствуется точная электр оннаяаппаратура , п овышается уровень механизации труда; п оявились остроумные устройства, позволяющие ликвидир оватьтяжелыйфизический труд. В систему обслуживания иремонта автомобилей последовательно внедряют соврем енные средства оперативного планирования и управления. Вот почему среди экспонатов выставки «Автопрогресс» з начительное место занимало оборудование, предназначенное для наблюдения за работой отдельн ых узлов автомобилей. Было представлено большое количество электронных приборов, п озволяющихпри движении автомобиля контролировать исправность генератора, системы зажигания , содерж аниевредных веществ ввыхлопных газ ахи т. д., п оказанряд стендов для исп ытания двигателей. Среди широкого ассортимента инструментов и приспособлений можно было увидеть монтажные инструменты, специа льные приспособления, а также уник альные устройства дляправки поврежд енных рам н кузовов. З начительная часть площади выставки отведена оборудованию для мойки автомобилей, где нарядус автоматичеИВТОПРОГРЕСС ПРАГА -Л»скими линиями , п озволяющимимытьи сушить кузова практически без вмешательства человека, предстал ряд самос тоятельных устройств для мойки двигателей, ш ассии кузовов, а также для антикоррозионной обработки днища кузова легковых автомобилей. В экспозиции советского внешнеторгового объединения «Автоэкспорт» были представлены последние модели автомобилей «Волга» и «Жигули», а также оборудование, п редназначенное для их ремонта. В выставке «Автопрогресс» п ринимала участие Комиссия стран СЭВ по автомобильному транспорту, к оторая рассмотр еласуществующее состояние научнотехнического сотрудничества в этой области, а такжерекомендации по укреплению сотрудничества и усилению интеграции между странами социалистического лагеря. Поскольку проблемы развития автомобильного транспортав социалистических странах обладают значит ельным сходством, для обеспечения многостороннего сотрудничества признано целесообразным создать врамках СЭВ специальную рабочую группу. Выставка «Автопрогресс Прага-71» дала возможность государственным орган изациямипредприятиямвнешней торговли вступить в новые коммерческиеДемонстрируется оборудование правкиповрежденных кузовов.дляконтакты, у крепитьсвязьспредприя тиями, и зготавливающими оборудование для ремонта иобслуживания автомобилей, а такжезаключить новые договоры. П. КОШТАЛ г. Прага1ДНОИ ДВУХКОЛЕЙНЫЕ «ХОНДЫ»Свой первый мотоцикл японский завод «Хонда» в ыпустилв 1949 году, а в 1962 году взялсяи за производство легк овых автомобилей. Сегодня с конвейеров четырех предприятий, принадлежащ их фирме, ежегодно сходит 2 миллиона мотоциклов всех классов (от 50 до 750 см 3 ) и полмиллиона легковыхмашин . Стенд «Хонды» был представлен на выставке, которую летом 1971 года устроила в Москве японская торговая фирма «Ничимен». Самым внушительнымэкспонатом былч етырехцилиндровый мотоцикл «ХондаКБ750». Он ведет свое происхождение от гоночных мотоциклов этой фирмы (см. «За рулем», 1963, № 9). Как и все они. снабжен четырехтактным мотором с расп ределительным валом в головке цилиндров. На переднем колесе установлен дисковый тормоз. Неподалеку от «КБ750» — две менее мощные машины : «КБ-350» (325 см 3 , 36 л. с.) и «КВ-250» (249 см 3 , 30 л. с ) . На обеих — двухцил индровые моторы со степенью сжатия 9,5 (следовательно, работают только на дорогом высокооктановом бензине), которые развивают максимальную мощность при астрономическом числе оборотов коленчатого вала — 10 500 в минуту. Не удивительно, что эти машины снабжены, к аки модель «КВ-750», пятис тупенчатымикоробками передач. Все трипредназначеныв основном для эксп луатации без коляски на дорогах с усовершенствованным покрытием. Экспонировались и другие модели «Хонда»: т яжелая «КВ-450» («За рулем, 1966, № 6), л егкиемашины («За рулем», 1967, № 5), а такжеоригинальный 50-кубовый мотоцикл «СТ-50 Дакс» («За рулем», 1970, № 9). В производстве автомобилей «Хонда» делает упор намикролитражкис мотор ами рабочим объемом 360 см 3 . Такие машиныв Японии облагаются очень мал ым налогом, и х можно на ночь оставл ять на улице, в то времякакдля мал олитражек , не говоря обольших машинах, обязателен гараж . При детальном знакомствес четырехк олесными «хондами» бросаются вглаза мотоциклетные приметы : все двигатели•„'...;--.:' ../.",:Модель «Зет-ГС» с двухцилиндровым (354 см 3 , 36 л. с. п ри 8500 об/мин) мото ром вмещает четырех человек, весит 525 кг и развивает скорость до 120 км/час.30 имеют воздушное охлаждение и расположены вмашине так, что ось коленчатого вала перпендикулярна направлению движения; коробка передач «по-мотоциклетному» сблокирована с мотором, и даже колеса имеют «мотороллерный» р азмер 5,20—10. Все три представленные на выставке модели («Н360», «Зет» и «1300-купе») . с набжены приводом на передние колеса, у них двухдверные кузова. Первые две выпускаются с моторами, имеющими рабочий объем 354 и 600 см 3 . Последний вариантвнутристраны не продается, а поступает только на экспорт, который потребляет, кстати, половину всей продукции фирмы . «Зет» я вляется более новой конструкцией, и, видимо, она вскоре заменит своих предшественниц «Н360» и «Н600» («За рулем», 1968, J * 11). Ее длина — 2995 ММ при базе 2000 мм. Малым дорожным просветом (170 мм) машина обязана «мотороллерным» колесам. Шум, который создает расположенный впереди двигатель воздушного охлаждения, делает для водителя езду на скорости более 100 км/час невыносимой. Для создания себе «международной репутации», а попросту говоря рекламы, завод вложил большие средства в постройку гоночных мотоциклов («За рулем», 1965, № 3) и автомобилей (1969, № 4). Когда требуемые результаты, то бишь успехи на чемпионатах мира, оказ ались достигнуты, ф инансирование этих работ было, естественно, п рекращено . «Хонда» сравнительно недавно начала строить автомобили и, выйдя на экспорт-ные рынки, столкнулась с серьезной конкуренцией со стороны американскихи европейских фирм . Очевидно, что перетянуть покупателя на свою сторону вэтих условиях можно, предложив ему то, чего он не найдет у соперников. Например, ювелирно выполненный мотор (354 см 3 , 36 л. с. при 9000 об/мин), к ак на «Зет-ГС». Или же автоматическуюМодель «1300-купе» снабжена четырехцилиндровым (1298 см 3 , 95 л. с. при 7000 об/мин) двигателем и приводом на передние колеса. Автомобиль длиной 4140 мм вмещает пять человек и весит 895 кг. Дорожный просвет — 175 мм. Скорость (по утверждению фирмы) — 175 км/час. гидромеханическую коробку передач (модели «Н600», «Зет», «1300-купе»), пятиступенчатую трансмиссию («Зет-ГС»), заднее стекло, одновременно являющееся крышкой багажника («Зет»). Многих удивляет, что при всех этих новшествах японские машины дешевы. Да, они имеют низкую себестоимость (а следовательно, и цену) не только потому, что выпускаются сотнями тысячштукв год, но и потому, что рабочая сила в Японии исключительно дешева. Вот в чем секрет успехов двух- и четырехколесных «хонд» на экспортныхрынках .Четырехцилиндровый «КБ-750» (736 см 3 , 67 л. с. при 8000 об/мин) весит 218 кг и развивает скорость до 200 км/час. Такой мотоцикл стоит столько же, сколько микр олитражка «Н360».1 | | HAT 124VВ 1971 ГОДУСотрудничество советской автопромышленности с итальянской фирмой ФИАТ повысило интерес читателей к маш инам этой марки , и особенно к модели «124», которая была взята за основу при создании легкового автомобиля «Жигули». Производство ФИАТ-124, начатое в 1966 году, продолжается и сегодня. ОнПоперечный разрез двигателя «ФИАТ-124-спечиаль-С». Высокая мощность (90 л. с.) позволяет машине разгоняться с места до скорости 80 км/час за 10 секунд, а до 100 км/час — за 14 секунд.мя распределительными валами в головке цилиндров, приводимыми зубчатым ремнем. Напомним, что у ФИАТ-124 привод клапанов штанговый. Кроме того, эти машины отличаются от базовой модели облицовкой радиатора, четырьмя фарами , иной формой бампера (без клыков), дверными ручками (такой же формы, к ак на ВАЗ-2101), щитком приборов с круглыми циферблатами. Кстати, выпуск «ФИАТ-124-спечиаль-С» начат лишьв 1971 году. С этого же года на всех модификация х взамен генератора постоянного тока применяется «переменник», система тормозов снабитется гидровакуумным усилителем. За дополнительную плату каждая из них может быть оборудована радиоприемником, противоугонным устройством, комплектом ремней безопасности, п окрышкамис белой боковиной, трехступенчатой автоматической трансмиссией. Из общего числа 1,55 миллиона легковых и грузовых автомобилей, выпущенн ыхв 1970 году итальянским заводом. на долю модели «124» и ее модификаций приходится около одной десятой. Интересно, что в прошлом году 40 процентов продукции завода пошло на экспорт. По сравнению с другими европейскими предприятиями, п родающими за границу половину, а то и более своих машин, эта цифракажется умеренной. Не надо, однако, забывать, что в ряде европейских стран есть большие заводы, выпускающие легковые машины по лицензии ФИАТа: СЕАТ в Испании, «Неккар» в ФРГ и «Црвена застава» в Югославии.Характеристики автомобилей ФИАТ-124 Автомобили ФИАТ-124 1971 года: слев а — базовая модель, в центре — «Спечиаль», справа — «Спечиаль-С». пользуется высокой репутацией и неизменным спросом у автомобилистов и выпускается в четырех модификациях: «124» («седан»), «124-Фамильяре» (с кузовом «универсал»), «124-спечиаль» и «124-спечиаль-С» («седаны» с улучшенной отделкой и более мощными двигателями). Краткие технические характеристики этих машин приведены в таблице. На двух последних моделях устанавливаются однотипные двигатели с дву-Модель Рабочий объем, см 5 Мощность, л. с. Число об/мин Длина, мм Ширина, мм Собственный вес, к г Скорость, км/час Расход топлива, л/100 км«Седан» 1197 5600 4040 1620 900 140 8,5«Фамильяре» 1197 5600 4040 1620 930 140 9,2«Спечиаль» 1438 70 5400 4060 1610 925 150 8,8«Спечиаль-С» 1438 80 5800 4060 1610 950 160 9,0вово31