Окончание. Начало — на стр. 21.Ничто так не укрепляет гражданское самосознание, дисциплину, как труд. Ребята работают старательно, с удовольствием. Последовательное изучение автотрактарной техники в Гулькевичской школе — это творческий опыт, спорящий со старой практикой. Давно принято: сельскохозяйственную технику изучай, с девятого класса. Так и делалось. Щеколдин и его коллеги считают, что надо начинать раньше, так как к этому времени интересы подростка, как правило, уже сложились. — То, что мы помогаем школьникам в профессиональной ориентации уже с пятого класса, — говорит А. Г. Щеколдин, — продиктовано жизнью. В самом деле: сколько процентов из них поступает в институт? Не так уж много. Основная масса приходит прямо в народное хозяйство. Ребята и девушки, которые с пятого класса познакомились с техникой, уверенно чувствуют себя и за порогом школы: у них — не только аттестат зрелости, но и удостоверение тракториста-машиниста, свидетельство сельского механизатора, лаборанта, а в перспективе — права водителя автомобиля. Честно говоря, с трудом верилось, что вчерашние школьники сразу становятся в строй квалифицированных рабочих, но сомнения развеял директор Гулькевичокого сахарного завода Генрих Антонович Трембицкий: — Трактористы и машинисты, которые приходят к нам прямо со школьной скамьи, очень хорошо подготовлены, отлично работают даже в период осеннего бездорожья. Глубокие технические навыки в сочетании с десятиклассным образованием, а также чувство ответственности, воспитанное у ребят в школе, — вот что хотелось бы отметить. Средняя школа, возглавляемая А. Г. Щеколдиным, по производственному обучению является опорным пунктом Академии педагогических наук СССР. Ее опыт помогает другим. Большой интерес к проводимой здесь работе проявляет Краснодарский краевой комитет КПСС, который глубоко изучил методику подготовки школьников-водителей и трактористов. Вывод комиссии отдела науки и школ крайкома КПСС: опыт педагогического коллектива заслуживает одобрения и широкого внедрения. С первого сентября 1971 года еще сорок две школы края стали работать по методике А. Г. Щеколдина и его помощников. ...Мы едем с директорам школы по поселку. Около автотракторного полигона он останавливается: — Посмотрите, как хорошо вписался полигон в пейзаж! Да, это так. Но главное — прочно, отлично вписалось в жизнь дело, которым занята школа. Главное, что этот полигон стал для ее питомцев трассой в большую жизнь. м. ЛЬВОВ, спецкор «За рулем» Краснодарский крайIlffiflflЭлектрооборудованиеСистема электрического оборудования иприборы , примененные на «Жигулях», разработаны с учетом основных требо ваний европейских нормклегковым автомобилям. Характеризуя систему в целом, необходимо отметить, что, как и на большей части современных машин, она является 12-вольтовой и выполнена по однопроводной схеме (см. цветную вкладку), в которой отрицательные клем мы источников и потребителей электроэнергии соединены с массой. Среди ее особенностей, к оторые мало знакомымногим автолюбителям, — генератор переменного тока, фары с оптическими элементами типа «европейский луч», переключатель света фар, установленный на рулевой колонке, ш теккерные соединения электропроводов . Знакомство с системой электрообору дования начнем с источников тока — аккумулятора и генератора. Аккумуляторная батарея 6СТ55 позволяет получить большой разрядный ток при низких температурах, чем существенно облегчается пуск двигателя зимой. Это достоинство аккумулятора основано на том, что сепараторы между его пластинами имеют меньшуютолщи ну и большее число пор, чем обычно, и, таким образом , обеспечивают при разрядке значительно меньшее внутреннее сопротивление. Важное значение имеет и большая емкость батареи — 55 а-ч (нап омним : у ЗАЗ-966 и «москвичей-408» и «412» она составляет 42 а-ч, а у ГАЗ-21, ГАЗ-24 и ГАЗ-69 — 54 а-ч. — Ред.) п ри 20-часовом режиме разряда. Степень заряженности батареи следует контролировать не нагрузочной вилкой, а ареометром (плотность электролита должна при 15 градусах выше нуля составлять 1,28). Проверка уровня электролита и доливка, при необходимости, дистиллированной воды полагаются после каждых 2500 километров пробега, но не реже двух раз в месяц. Причиной повышения уровня электролита и даже его выброса через отверстия в пробках мо жет стать не только неисправность батареи, но и неполадки в работе регулятора напряжения. Генератор Г221 переменного тока обеспечивает при 5000 об/мин двигателя номинальную величину тока 42 аи напряж ение 14 в. Таким образом , его мощ ность превышает 500 вт (у ЗАЗ-966 и «Москвича-408» — 250 вт, у ГАЗ-24 — 350 вт, «Москвича-412» — 480 вт. — Ред.). В корпус генератора встроен кремние вый полупроводниковый выпрямитель. Регулятор напряжения РР380 (рис. 1) ограничивает напряжение тока, поступаю щего от генератора для подзарядки аккумуляторной батареи. П рибор находится вмоторном отсеке на кожухе левого колеса. В состав регулятора входят катушка 6 соленоида, сердечник которого притягивает к себе якорь 2сподвижны ми контактами. В зависимости от напряж ения тока якорь соединяется с контактами 5 или 4, включая генератор в цепь либо непосредственно, либо через до полнительное сопротивление 1. Если контакты регулятора «слиплись» и не размыкаются, напряжение тока, п о ступающего в аккумулятор, м ожетдо стичь чрезмерной величины. Это приводит к выбросу электролита через отверстия в пробках батареи. Система зажигания автомобиля «Жигули» состоит из катушки зажигания, п ре рывателя-распределителя и конденсатора, свечей и замка зажигания. Ее цепь низкого напряжения питается от аккуму лятора или генератора. Ток высокого напряжения возбуждается в катушке зажи гания в момент размыкания контактов прерывателя, включенного в цепь низк ого напряжения, и посредством распределителя подводится к свечам цилиндров в соответствии спорядком их работы (1-3-4-2). Распределитель Р-125 (рис. 2) к онструк тивно объединен водномкорпусесме ханизмом прерывателя и приводится вертикальным валиком, связанным с масляным насосом. П рибор Р-125 не имеет вакуум - к орректораи снабжен лишь цент робежнымрегуляторомопережения зажигания, к оторыйсростом числа обо ротов двигателя обеспечивает более раннее зажигание (рис. 3). К роме того, на прерывателе предусмотрен октан-корр ектор8 (см. рис. 2), к оторый позволяет регулировать момент зажигания впре делах ± 5 градусов от первоначально установленного угла. Для поддержаниямежду контактами 3 наивыгоднейшего зазора (0,4±0,03 мм ) служит регулировочное устройство в виде подвижной пластины с контактом, ф иксируемойприжимным винтом 4. Катушка зажигания Б-115 (или Б-117) не имеет добавочного сопротивления. При эксплуатации машины вдождливую погоду следует иметь в виду, что капли влаги, попавшие на крышку катушки, м о гут вызвать перебои в работе двигателя, д аже остановку его. В этом случае достаточно насухо протереть крышку , чтобы устранить неполадку. Свечи зажигания А7.5БС наиболее соответствуют режиму работы двигателя «Жигулей». Ввертная часть их — длиной 19 ммс резьбой М14Х1 . 2 5 . Для обеспе чения их нормальной работы зазор меж ду электродами нужно поддерживать равным 0,5—0,6 мм . Свечи А6БС, к ото рые устанавливались на первых партиях машин, менее надежны и сейчас завод ом не применяются. Провода высокого напряжения, идущие от распределителя к свечам, рассчитаны так, что сами обес-Окончание серии статей по устройству автомобиля «Жигули». Общее описание — 1970, № 8; компоновка — 1970, Я» 9; устройство двигателя — 1970, № 11; механизм газораспределения — 1970, № 12; система питания — 1971, N° 1; система охлаждения — 1971, № 2; система смазки — 1971, № 3; сцепление — 1971. № 4; коробка передач и карданная передача — 1971, № 5; главная передача, колеса и шины — 1971, № 6; подвеска — 1971, № 7; рулевое управление — 1971, № 8; тормоза 1971. № 9; кузов — 1971, № 11. печивают сопротивление, нужное для снижения помех радиоприему до пределов, определенных международными нормами. Стартер СТ221 (рис. 4) представляет собой четырехполюсный четырехщеточный электродвигатель постоянного тока с сериесным возбуждением. Его номинальная мощность — 1,3 квт. При повороте ключа зажигания во второе положение ток от аккумулятора поступает в соленоид тягового реле, и под воздействием магнитного поля стержень 3 смещается влево. Через рычаг 4 он сдвигает муфту 5с шестерней 6 вправо и вводит шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика. В конце хода якоря диск 2 замыкает контакты силовой цепи стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал двигателя. После пуска, когда ключ зажигания переводится в первое положение, подача тока к тяговому реле выключается и шестерня б выводится из зацепления с венцом маховика. Приборы освещения и сигнализации. Фара ФГ140 отличается малым ослепляющим воздействием благодаря экрану перед нитями ближнего света. Мощность двухнитевой лампы составляет 45 вт для дальнего и 40 вт для ближнего света. Передние габаритные фонари ПФ140 (подфарники) объединены с указателями поворота. Кроме того, машина снабжена боковыми и задними указателями поворота. Последние входят в комбинированные задние фонари ФП140, сочетающие также указатели габарита и световые сигналы торможения. В осветительную аппаратуру «Жигулей» входят, кроме того, фонарь освещения номерного знака, плафоны салона, подкапотная лампа, а также лампы освещения багажника, вещевого ящика, щитка приборов и гнезда прикуривателя. Электровибрационный звуковой сигнал, включаемый кольцевой кнопкой на руле, состоит из двух вибраторов, издающих звук соответственно высокого и низкого тона. Стеклоочиститель снабжен электродвигателем, который может работать в двух режимах—прерывистом медленном и непрерывном быстром. После выключения его щетки автоматически фиксируются в крайнем нижнем положении. Помимо перечисленных узлов в систему электрооборудования «Жигулей» входят контрольные приборы, проводка, предохранители и радиоприемник А-370, который устанавливается на машине за дополнительную плату. Несколько слов о предохранителях. О том, где они расположены ив какую цепь включены, подробно рассказывает заводская инструкция. Хотелось бы, однако, обратить внимание автолюбителей на то, что цепи габаритных фонарей подсоединены к предохранителям «крестнакрест» — при выходе одного из строя гаснут, например, лампы переднего левого и заднего правого фонарей. Л. ШУВАЛОВ, инженерПринципиальная схема — на вкладке (2—3-я стр.1Рис. 1. Регулятор напряжения: 1 — сопротивление; 2 — якорь: 3 — подвижный контакт; 4 — неподвижный контакт первой ступени; 5 — неподвижный контакт второй ступени; 6 — катушка. LРис. 2. Распределитель-прерыватель зажигания (крышка с проводами снята): 1 — ротор распределителя; 2 — грузики центробежного регулятора опережения зажигания; 3 — контакты прерывателя; 4 — винт, фиксирующий взаимное положение контактов; 5 — конденсатор; 6 — кронштейн крепления корпуса прерывателя; 7 — гайка. крепящая корпус прерывателя; 8 — октан-корректор; 9 — масленка; 10 — кулачок прерывателя.Рис. 3. Характеристика работы центробежного регулятора. По вертикали — опережение зажигания (в градусах угла поворота коленчатого вала), по горизонтали — число об/мин двигателя. W Рис. 4. Стартер: 1 — контактные болты; 2 — диск подвижного контакта; 3 — стержень якоря; 4 — рычаг включения привода; 5—-муфта включения; 6 — шестерня; 7 — упорное кольцо; 8 — винтовые шлицы; 9 — вал якоря. ^*. Тольятти