28
29
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИВ печати уже сообщалось, что Государственный комитет стандартов Совета Министров СССР утвердил новый стандарт на дорожные знаки (проект его был опубликован в № 5 журнала «За рулем» за 1970 г.]. Повсеместно новые знаки будут вводиться с середины нынешнего года, но уже сейчас они появились на главных магистралях многих городов. Так что пришла пора изучать их. В помощь водителям редакция подготовила четыре плаката-пособия по всем четырем группам дорожных знаков. В этом номере мы публикуем первый из них.Особо следует сказать о знаке «Пешеходный переход». Он подразумевает теперь только отмеченный определенным способом пешеходный переход, а не прежние вне времени и пространства «места возможного появления людей». Иными словами, нельзя установить этот знак вообще перед каким-нибудь населенным пунктом, как бы утверждая за пешеходом никем не предоставленное ему право выходить на проезжую часть на любом участке дороги. Места перехода улицы или дороги должны быть локальны и четко обозначены разметкой или специальным знаком. Тогда можно предъявлять самые высокие требования ик водителю, и к пешеходу. От смысловой стороны дела перейдем к технической. Во-первых, новый ГОСТ увеличил размеры знаков. Если раньше в зависимости от расчетных скоростей дорог и городских улиц сторона предупреждающего треугольника составляла от 500 до 900 мм, то теперь эти границы повышены: минимальная — 600 мм, максимальная — 1200 мм. Так что новые знаки должны читаться лучше. Во-вторых, увеличено расстояние, которое полагается выдерживать от места установки знака до опасного участка дороги: оно будет составлять теперь в населенных пунктах 50—100 метров, на дорогах — 150—300. При возросших за последнее время скоростях движения мера эта совершенно необходима. Если же знаки по каким-то причинам установлены на ином расстоянии, то оно должно быть указано а этом случае на дополнительной табличке. Вне населенных пунктов перед особо опасными местами предупреждающие знаки дублируются. Места эти строго определены: железнодорожный переезд, пересечение с главной дорогой, разводной мост, выезд на набережную, дети на проезжей части. Знак-дублер должен находиться не менее чем за 50 метров до опасного места, кроме одного — «Пересечение с главной дорогой», который располагается непосредственно перед перекрестком. Есть еще одно важное указание по установке знаков. Применяя на главной дороге знак «Пересечение с второстепенной дорогой», на второстепенной надо обязательно вывешивать знак «Пересечение с главной дорогой» или «Проезд без остановки запрещен». Иными словами, они должны «работать» только в паре, нельзя предоставить преимущество одному из водителей, не предупредив об этом другого. 1.1. Железнодорожный переезд со шлагбаумом. 1.2. Железнодорожный переезд бе» шлагбаума. 1.3. Пересечение с трамвайной линией. 1.4. Пересечение с равнозначной дорогой. 1.5. Пересечение со второстепенной дорогой. 1.6. Пересечение с главной дорогой. 1.7. Регулируемое пересечение (участок дороги). 1.8. Разводной мост. 1.9. Выезд на набережную. 1.10. Опасный поворот дороги. 1.11. Извилистая дорога. 1.12. Крутой спуск. 1.13. Крутой подъем. 1.14. Неровная дорога. 1.15. Скользкая дорога. 1.16. Выброс гравия. 1.17. Сужение дороги. 1.18. Двустороннее движение. 1.19. Пешеходный переход. 1.20. Дети. 1.21. Ремонтные работы. 1.22. Животные на дороге. 1.23. Падение камней. 1.24. Боковой ветер. 1.25. Прочие опасности.Существо тех изменений, которые претерпел ГОСТ на применяемые в нашей стране дорожные знаки, сводится к дальнейшему совершенствованию средств, облегчающих водителю ориентацию на дороге, информирующих его о возможных опасностях. Информационную службу, как известно, несут в основном знаки, входящие в группу предупреждающих. Вот почему значительная часть нововведений связана именно с ними. Первое, что бросается в глаза даже при беглом чтении, — увеличение числа знаков в группе: вместо прежних 19 их стало 25. Шесть «новичков», можно сказать, отпочковались от знака «Прочие опасности». Если раньше, увидев знак «Прочие опасности», водитель зачастую должен был гадать о том, что его ждет в пути, то новые знаки-символы четко предупредят о пересечении трамвайной линии, выезде на набережную, крутом подъеме, участках дороги, где можно ожидать выброса гравия, падения камней, сильного бокового ветра. Такая информация позволяет водителю заблаговременно принять необходимые меры, выбрать соответствующий обстановке режим движения. Вообще-то можно считать, что новых знаков в группе вдвое больше, чем мы назвали: еще шесть из «старожилов» выступают в новом обличье, несут новую дополнительную информацию. Знак 1.4 сигнализирует ныне не просто о перекрестке, а о пересечении равнозначных дорог. Знак 1.5 в своих «модификациях» предупреждает водителя не только о пересечении его пути второстепенной дорогой, но и подсказывает, с какой стороны примыкает эта дорога к магистрали и даже под каким углом. «Извилистая дорога» тоже может менять свой рисунок, ибо знак должен теперь сообщать ио следующих один за другим опасных поворотах, и о направлении первого из них — направо или налево. Подобным образом при необходимости трансформируется также знак «Сужение дороги», если проезжая часть сужается не с обеих сторон, а только с одной. Наконец, на знаке «Крутой спуск» будет 'наноситься величина уклона.И последнее. Во избежание различных толкований правила движения специально подчеркивают, что предупреждающие знаки лишь сообщают водителю о характере возможной опасности, но не вводят, за исключением знака 1.6, какихлибо дополнительных ограничений. В каждом отдельном случае водитель должен руководствоваться соответствующими сложившейся обстановке статьями правил движения.Художник В. Корзинкин28