|
16
|
17
|
|
В ГОСТЯХ У ВЛАДЕЛЬЦА «ЗАПОРОЖЦА»Ровно год назад у нас в «Клубе» выступал автолюбитель Л. И. Соловьев. Немало интересных предложений вынес он на суд коллег-автомобилистов — владельцев «волг». Пример Леонида Ивановича оказался заразительным. Сегодня — слово представителю одного из наиболее многочисленных кланов автолюбителей, тех, кто ездит на «запорожцах», — Льву Николаевичу ИВАНОВУ. Много лет эксплуатирует он свой ЗАЗ-965А, и машина все как новая. Немалую роль в этом сыграли различные приспособления и изменения, сделанные своими руками. Лев Николаевич охотно показал нам свое «хозяйство», и мы отобрали для «Клуба» то, что наиболее полезно владельцам старых «запорожцев», к которым не всегда можно достать нужные запасные части. Конструктивные изменения, внесенные Л. Н. Ивановым в ходе эксплуатации и ремонта, обсуждены, проверены теоретически и практически «взяты на вооружение» секцией «Запорожец» Московского городского автомотоклуба. Сегодня они внедрены на десятках автомобилей его коллег по секции. Отзывы положительные.О ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКЕВы, конечно, заинтересованы в том, чтобы ваш «Запорожец» плавно двигался по неровной дороге, управлять им было легко, а покрышки передних колес служили долго. Рецепт прост — своевременно и правильно устраняйте люфт в сопряжениях рычагов со стойками передней подвески, следите за исправностью рычагов (они не должны иметь деформации), устраняйте люфт шкворней, проверяйте схождение колес. Прежде чем перейти к практическим советам по обслуживанию и ремонту узлов передней подвески, рассмотрим принципиальную схему ее важнейшего элемента — шкворневого узла (рис. 1). Насколько это необходимо, вы сможете убедиться немного позже. Верхний конец стойки, а следовательно, и шкворня наклонен в сторону кузова под углом а, который равен примерно 5 градусам. Этот угол необходим для самовозвращения колес в исходное положение после поворота, чем облегчается управление машиной при движении по прямой. Наклон шкворня конструктивно обеспечивается смещением («а») торцов у втулок стойки. Оно равно 10 мм. Соответственно должны быть смещены («б») и торцы рычагов подвески. Не забудем, что допуски на размеры торсионов, суммируясь, изменяют размер «б» в пределах от 8 до 12 мм. Для компенсации такого отклонения между торцами стойки и рычагов устанавливается пакет шайб соответствующей толщины. Развал передних колес не регулируется и обеспечивается наклоном оси поворотной цапфы вниз (на угол (1). Следовательно, этот параметр находится в пределах нормы (от 20 до 60 минут), если: во-первых, рычаги подвес-Рис. 1. Принципиальная схема поворотного кулака левого колеса (вид спереди): 1 — рычаг подвески; 2 — стойка; 3 — поворотная цапфа; 4 — шкворень; а — смещение поверхностей торцов стойки: б — смещение поверхностей рычагов; в .1 г — зазоры между торцами рычагов и стойкой; '> - - угол наклона шкворня; 3 — угол наклона оси цапфы: С,, С И С» — сии лы, действующие на детали подвески при движении.ки не погнуты, во-вторых, правильно подобраны внутренние пакеты шайб у верхних и нижних рычагов, в-третьих, нет люфта как в сочленениях рычагов со стойками, так ив шкворнях. На детали подвески при движении автомобиля действуют силы Ci, Сг и Сз. Создаваемый ими момент «М» (довольно значительный по величине) стремится уменьшить зазор «в» и увеличите зазор «г». В результате быстрее изнашиваются внутренний пакет шайб у верхнего пальца и наружный пакет у нижнего пальца. Кроме того, момент «М» стремится выдернуть нижний палец из рычага. Если палец зажат недостаточно прочно, то он постепенно выходит из клеммы рычага, пока не упрется краем наклонной канавки в стяжной болт. Колесо при этом получает отрицательный развал. Эксплуатировать такую машину нельзя. Как же обеспечить правильный развал передних колес? Прежде всего проверьте, не погнуты ли рычаги и каким стал в действительности размер «б». На машине с вывешенной передней частью и предварительно снятыми колесами удалите болты, стягивающие клеммы рычагов, и поверните руль в свою сторону до отказа. Теперь надо домкратом слегка отжать вверх нижний рычаг (чтобы он не давил на нижний палец стойки) и, потянув за ступицу колеса на себя, вытащить стойку с пальцами из рычагов. Если оба пальца контрольного приспособления (рис. 2), которое несложно сделать самому, легко входят в отверстия рычагов до упора фланцем нижнего пальца в торец рычага, то отверстия соосны, а следовательно, рычаги не погнуты. Конечно, предварительно отверстия клемм надо промыть, и порознь в каждое из них должен свободно входить палец приспособления. А как убедиться, параллельны ли пальцы самого приспособления? Проверьте это по новой, с неизношенными втулками стойке. Итак, рычаги в порядке. Тогда, очевидно, ненормальный развал вызван значительным износом пакета шайб. Определив штангенциркулем размер «б» (см. рис. 1), подбираем (при помощи таблицы из руководства по эксплуатации и ремонту) толщину внутренних пакетов шайб. Если сильно изношены и наружные шайбы, то затянуть пальцы рычагов подвески не удастся даже при нормально подобранных по толщине внутренних пакетах. В таком случае к обоим внутренним наборам добавляем по равному количеству шайб. Однако делать это можно не более двух раз, после чего необходимо снять опорный тормозной щит, вынуть пальцы и довести до нормы толщину наружных пакетов. Естественно, что перечисленные операции следует произвести и на другой 45V761 5' • / / ,4^74 Ы_ w1513.5"T~~r Leg(r^ ^ ^«K^sSi^CS1Лoniriу—•4s~VOs>/< 5Iden—c-JCM •©•SL•ai.1(C ^N\ %. 4D/Ct^л те«:ftmimwy1 .2,5Рис. 2. Приспособление для определения деформации рычагов передней подвески. МатеЙиал — сталь 45 (твердость 30 — 35 единиц RC); посадка пальцев — прессовая.Рис. з. Грязезащитный колпачок стойки.2x45"тv<?во4АV4(v)/\ А—со41(-L—тГ15Г-s~~ж 1 у.rnv -ft%1хч5°ц33-©.г"16 7ВY_24_42 5 Л*45'-7-Л д^д,соА-А•.5x45" .10выточите из какой-либо износостойкой стали ( с кажем , 65Г) четыре—шесть штуктолщиной3мми шесть — восемь 2 , 5 — 2 - м иллиметровых . Наружный диаметрих — 28 мм , внутренний — 16,2 мм . И змеривфактическийразмер «б» (см. рис. I ) , подберите по таблице шайбы нужной толщины. Особого внимания (в отношении материала и правильной толщины пакета) требуют шайбы , у станавливаемые между стойкой иверхнимрычагом , а такж е под головкой нижнегопальца , т ак как именно они наиболее нагруженыи обеспечивают необходимый угол развала передних колес. Достаточно долго служат резьбовые пальцыи втулки длястойки подвески, п оказанныена рис. 4. Верхнюю втулку запрессовывают в отверстие стойки изнутри , а нижнюю — с наружи . П ри собранной подвеске торец «Т» в начале резьбы М18х1 , 5 должен выступать из втулки на 1,5 мм (рис. 5). Это сделано, чтобы втулки стоек неупиралисьв торцы рычагов подвески. П альцы удобно устанавливать внужномположении — н анихс обеих сторон сделанылыскидля стяжных болтов. Верхний палец торцом «Т» упирают непосредственно в торец рычага, и в этом положениизакрепляютгайкойистяжным болтом. Свободное пространство междурычагоми стойкой заполняют 'кольцом (размером 30X16X4) из 4 — 5-миллиметровой мягкоймаслостойкойрезины (рис. 5,а). Этот дополнительный уплотнитель значительно улучшаетгрязезащитуузла . Под головками пальцев шайбы не нужны. Т амдолжен оставаться 2 — 3-миллиметровый зазор . Узел нижнегопальца (рис. 5,6) устроен аналогично. О тличие : одна доп олнительная деталь — компенсационная упорнаяшайба7размером 20X XI 6,2, толщина которой может доходить до 4мми выбирается в зависимости от фактического уступа рычагов. Эта деталь обеспечивает нужныйзазормежду стойкой инижнимрычагомпри затягивании гайки нижнего пальца. Пространство между стойкой иниж ним рычагомуплотняется резиновым сальником4 ( 3 0X15X2 — 6 мм), толщина которого зависит от толщинышай бы 7. Е сливы остановились на этом варианте, з апомните : чем чище резьба на деталях резьбовой пары , тем выше их износостойкость. После некоторого срока службы резьбовой палец, если требуется, надо повернуть на пол-оборота. То же самое можно сделать с резьбовой втулкой; при этом придется просверлить в ней новое отверстие длясмазкии заглуш ить старое. Советую все гайки после сборки узлов ищеливклеммовых заж имахтщательнозамазать пластилином. Е щелучшезащититих от пылии воды полихлорвиниловая лента шириной 150 — 2 00мм , о бернутая вокруг нихи закрепленная проволокой. И последнее : не забудьте отрегулир оватьсхождениепередних колес. На следующемзаседании «Клуба» Лев Николаевич расскажет о рек онструкциишаровыхшарниров рулев ых тяг, п ростыхсъемникахдля шаровых пальцеви свечном ключес «захватом», а также об отключенииаккуму лятора.03+*йш/^Ьщstj1ЛяX•аОС•в-У?1.134 30zРдзмер пой ключ-24Рис. 4. Рельбоаой палец (а), втулка стойки (б) и гайка (в). Материал пальца и втулки — сталь 40Х (калить до твердости 4045 единиц HRC).Рис. 5. Сочленение стойки с верхним (а) и нижним (б) рычагами при резьбовом пальце: 1 — рычаг; 2 — старый уплотнитель; 3 — стойка; 4 — резиновое кольцо; 5 — втулка; 6 — палец; 7 — компенсационная шайба.стороне подвески, после чего отрегулировать схождение колес. Теперь олюфтевсочленениях стоек срычагами подвески. Ч тобы после устр анения он не возник вновь, л учше всего, к акпоказалапрактика , п рикрытьголовкиу пальцев стоек грязезащитн ымиколпачками (рис. 3). Д лянадеж ности колпачкинадоприжать скобками («За рулем » , 1970, № 7 ) . Вместо большого количества компенс ационных шайб (новых деталей , как известно, н ужно 40, а еслиони подносились, то в полтора-два раза больше!)17