mУв. коломников,генеральный директор объединения «Автомосквичи'•Г: г# Готовые автомобили грузят на платформы в светлом и просторном помещении цеха сбыта.ф Общий вид новой территории АЗЛК (архитектурный рисунон).Tф Линия сварки корпуса кузова.I лова в заголовке — не преувеличение. На заводе имени Ленинского I комсомола, выпускающем ежегодно более 100 тысяч «москвичей», завершена первая очередь реконструкции — построен, оснащен новейшим технологическим оборудованием и введен в строй новый главный корпус, недалеко от старой, обжитой и ставшей уже тесной территории. Этого дня ждали с нетерпением и автолюбители, приверженцы щ москвичовской марки, и, конечно, мы сами, работники завода. Автомобилистам знакомы задания пятилетнего плана, утвержденного сессией Верховного Совета СССР: 1260 тысяч легковых машин должно сойти с конвейеров в 1975 году. Из них около 200 тысяч поставит коллектив АЗЛК. И это самым прямым образом связано с реконструкцией предприятия, которая ведется при участии фирмы «Рено». Понимая, как велика наша ответственность за выполнение заданий пятилетки, работники завода приложили много сил, чтобы главный корпус на «новой территории» начал действовать досрочно. На 228 тысячах квадратных метров его производственной площади размещены сборочно-сварочное производство, цехи окраски, гальванопокрытий, мелкой штамповки, сборки, отделки. Не представляется возможным обстоятельно рассказать о всех нововведениях, на это потребовалось бы слишком много места в журнале. Поэтому остановлюсь лишь на самом главном. Цех сварки кузовов. Здесь детали пола, щит передка, боковины каркаса, двери и крышки багажника соединяют в узлы на девяти автоматических и многих механизированных линиях, оснащенных многоэлектродными сварочными машинами. Оттуда узлы поступают на механизированную опять-таки линию сварки, где автоматы надежно и быстро соединяют их в каркас несущего кузова. Автомобилистам не нужно разъяснять, какое значение имеет окраска. От нее во многом зависит долговечность кузова и, конечно, внешний вид, элегантность и нарядность машины. Подготовка кузова к окраске ведется последовательно в семикамерном агрегате фосфатирования. Затем на специальной установке для электрофорезного нанесения грунтовки, наконец, на механизированном устройстве для покрытия противошумной антикоррозионной мастикой. Нанесение второго слоя грунтовки и эмали автоматизировано, что гарантирует высокое качество покраски в целом. Все виды сборки и отделки окрашенного кузова, а потом и всего автомобиля производятся на подвесных толкающих конвейерах (напомню, что раньше эти операции шли на трех отдельных напольных конвейерах, а кузов приходилось передавать с одного на другой). Эта современная, передовая технология обеспечивает непрерывность процесса, гарантирует кузов от повреждений при транспортировке, создает удобства для сборщиков, что, в свою очередь, способствует дальнейшему повышению качества наших «москвичей». Таков в самых общих чертах первый этап работ по расширению АЗЛК — головного завода объединения «АвтоМосквич». А дальше? В ближайшие годы полностью будет закончено освоение «новой территории», а также реконструкция производства на старой. Еще большее развитие получит автоматизация и механизация сборочно-сварочных операций. Вот наши планы на текущий год: полностью механизировать сварку поперечин передней подвески, остова сидений, бензобаков, деталей лонжеронов рамы, поперечин пола и многих других узлов (до сих пор эти операции требовали немалых затрат ручного труда). Пустить в цехе шасси более 250 агрегатных и специальных автоматических и полуавтоматических станков, 15 автоматических линий для производства тормозных барабанов, стоек передней подвески, коробки дифференциала и других деталей. А в 1973 году мы должны ввести в строй две автоматические линии для крупной и средней штамповки, многопозиционные прессы-автоматы с усилием до 2000 тонн. Возможно, тем, кто не знаком с заводским производством, это перечисление фактов и цифр мало что скажет. И все же я должен назвать еще несколько для сравнения. После завершения всей реконструкции на заводе будет действовать 28 комплексно механизированных участков (вместо 13 прежних), в том числе электростатической окраски штампованных деталей, агрегатов шасси, производства деталей отделки кузова методом вакуумного формования, сварки токами высокой частоты, обработки картера заднего моста и другие. В конечном итоге на АЗЛК будет 135 поточных технологических линий и 45 автоматических (до реконструкции — 11). 92% металлообрабатывающих станков должно у нас работать в автоматизированном цикле. Добавлю еще, что общая длина конвейеров достигнет 50 тысяч метров (против 14 тысяч до реконструкции), в том числе 9,5 тысячи метров толкающих с программным управлением, что появятся у нас автоматизированные склады технологического запаса агрегатов, что мы осуществим техническое перевооружение кузнечного производства, Вполне понятно, что внедрение полного комплекса этих мероприятий потребует и качественно новой организации работ. Изменяется соотношение физического и умственного труда в производстве, это влечет за собой быстрый рост средней квалификации работников завода. Вот, к примеру, оператор многоэлектродной сварочной машины. Это не просто «человек, нажимающий кнопку», а специалист, который знает пути и методы влияния на процесс сварки, взаимодействие сложных механизмов, умеет добиться их оптимальной регулировки. Естественно, мы уже сейчас стремимся к повышению образования и квалификации заводских кадров. К 1975 году «удельный вес» рабочих четвертого, пятого и шестого разрядов на АЗЛК поднимется до 68% против 49% сегодня. С расширением автоматизации все большую роль приобретает автоматизированная система управления производством. Технической базой АСУ станет новый информационно-вычислительный центр, оснащенный комплексом современных электронно-вычислительных машин, которые по производительности значительно превзойдут ныне действующие. Расчет оптимальных режимов работы всех линий, управление конвейерами, оперативно-календарное планирование, оперативный контроль, анализ данных о качестве изделий — все это возьмут на себя ЭВМ. Совершенствование управления приобретает для нас теперь, с образованием объединения «АвтоМосквич», в котором АЗЛК стал головным предприятием, первостепенное значение. В этой связи нельзя не сказать, что в новой пятилетке вступит в строй филиал АЗЛК в г. Кинешме. Там развернется производство запасных частей для всех моделей «москвичей» (оно почти удвоится), там же будут цехи точного и цветного литья, поковок, нормалей и арматуры. Коллектив автозавода имени Ленинского комсомола ясно видит свои задачи в пятилетке. Важнейшим шагом на пути их решения является быстрейшее завершение реконструкции предприятия и достижение проектных мощностей. ф Бестеневые камеры контроля раской кузова. за окперед подачей его на главный вейер. нон'ф Диспетчерский пульт цеха сборки. ф Последний осмотр собранного кузоваГлавный конвейер. Участок, где кузов соединяется с двигателем и задним мостом. Фото В. Владимирова