36
37
МИРЕмота-ВПРЫСКОМ УПРАВЛЯЮТ ТРАНЗИСТОРЫЛет пятнадцать назад системы впрыска топлива применялись лишь на гоночных автомобилях. Прогресс в этой области позволил создать устройства, пригодные для крупносерийного производства, и сегодня аппаратура для впрыска топлива применяется на отдельных моделях серийных легковых автомобилей. Но большая часть их снабжена аппаратурой с механическим управлением впрыском. Несколько лет назад завод «Бош» разработал систему с электронным управлением и приступил к ее серийному производству («За рулем», 1970, .№ 1). Аппаратура электронного впрыска этой фирмы представляет собой совокупность трех систем: подачи топлива, питания воздухом и управления подачей топлива. Первая (рис. 1) включает насос 14 (с электрическим приводом). который подает топливо к форсункам 21 под постоянным давлением 2 кг/см . Давление топлива регулируется перепускным клапаном 15, отводящим его избыток в бензобак 13. Форсунки 1с электромагнитным управлением впрыскивают горючее во впускную трубу 16, где оно смешивается с воздухом. Поскольку давление топлива и ход иглы форсунки постоянны, количество горючего, поданного в цилиндр, зависит от времени, в течение которого игла форсунки остается поднятой. Это время определяется длительностью электрического импульса, подаваемого в обмотку специального электромагнитного (соленоидного) клапана. Основу всей аппаратуры составляет система регулирования. Электрические импульсы, управляющие форсунками, формируются в электронном полупроводниковом блоке 8, содержащем 25 триодов и 36 диодов.«ШКОДА» ДЛЯ РАЛЛИЗавод «Шкода», имеющий 60-летний опыт производства автомобилей, неустанно совершенствует свою продукцию. Его машины проходят трудные и всесторонние испытания как перед началом выпуска, так ив ходе практической эксплуатации. Наиболее ценными считаются испытания в различных соревнованиях, в том числе ралли и кольцевых гонках. Там очень быстро выявляются все слабые места машины, так что конструкторы завода могут немедленно внести необходимые коррективы в серийную модель. Кроме того, хорошие результаты в гонках и других соревнованиях у себя дома и за рубежом являются важной частью рекламы автомобилей социалистической Чехословакии. «Шкода-ралли» создан на базе серийной модели «ПОЛ» («За рулем», 1970, № 1) и отличается рядом конструктивных изменений, допускаемых международными техническими требованиями к автомобилям группы 2, годовой выпуск которых составляет не менее 1000 штук. В отличие от серийного спортивный двигатель снабжен головкой с отдельными впускными и выпускными каналами для каждого цилиндра, двухкамерным карбюратором типа «Вебер-28/36ДКД», измененным воздушным фильтром и специальным кулачковым валом. Система смазки двигателя включает полнопоточный масляный фильтр и радиатор. Выпускной трубопровод спортивного варианта оснащен глушителем с малым сопротивлением потоку газов. Степень сжатия увеличена до 10.4, мощность составляет 70 л. с. при 6000 об/мин. Рабочий объем сохранен тот же, что у модели «ПОЛ» — 1107 см 3 . Пружины передней и задней подвески укоротили, чтобы понизить центр тяжести автомобиля; амортизаторы также отличаются от серийных. Колеса, отлитые из магниевого сплава, снабжены специальными шинами. На автомобиле установлены передние сиденья анатомического типа с подголовниками, хорошо приспособленные к телосложению человека. Над щитком приборов размещены манометр, термометр для масла и спидометр. Перед местом штурмана смонтированы точный счетчик километража н лампа освещения. Между сиденьями находится отдельная панель с замком зажигания, включателем стеклоочистителя. включателем омывателя стекол и реостатом освещения приборов. «Шкода-ралли» развивает скорость свыше 150 км/час. Разгон с места до 100 км/час занимает 13 секунд. Вес снаряженного автомобиля 860 кг. В 1971 году на такихмашинахжана победа в ралли «Влтава». одерМомент подачи импульса, а следовательно, начало впрыска задаются механическим прерывателем 4. Величина же импульса, определяющая количество впрыскиваемого бензина, меняется в зависимости от температурного режима, числа оборотов и нагрузки двигателя. Информация об изменении этих показателей поступает в электронный блок от пяти датчиков, подключенных в его управляющие цепи. Длительность импульса зависит от разрежения во впускном коллекторе, измеряемого датчиком разреже-ПОЛЬСКИЙ ОДНОКОЛЕСНЫЙ ПРИЦЕПВ г. Невядуве (ПНР) налажено производство одноосных туристских прицепов к мотоциклам класса 125 смз, Прицеп, корпус которого выполнен из стеклопластика, довольно вместителен — полезный объем составляет 0,73 м*. Весит прицеп 22 кг, а грузоподъемность его 30 кг. По существу это объемистый чемодан, где можно разместить весь багаж, необходимый мототуристу при более или менее длительной поездке. Для буксировки мотоцикл оборудуется простейшим сцепным устройством, которое крепится в двух точках к верхним опорам задних амортизаторов. Каждый прицеп снабжается сцепным дышлом и задним фонарем, подключаемым к системе электрооборудования мотоцикла. Стоит прицеп втрое дешевле мотоцикла класса 125 см'.ИНДИЯ СТРОИТ АВТОЗАВОДВслед за другими странами Индия готовится вступить в «автомобильный век». Здесь объявлено о строительстве завода производительностью 50 тысяч малолитражных автомобилей в год. Испытываются малолитражки четырех фирм: «Рено», «Форд», ФИАТ и «Ниссан». Испытания проходят в самых трудных условиях — на горных дорогах Гималаев, в пустынных северных районах ив одном из самых перенаселенных индийских городов — Бомбее. Выбор модели определится не только результатами испытаний, но и условиями, на которых эти фирмы будут готовы предоставить кредит для строительства завода. Как полагают, оно обойдется примерно в 60 миллионов долларов.ПЕРВЫЕ ШАГИВ Марокко (г. Касабланка) вступил в строй автосборочный завод СОМАКА с годовой производительностью 12 тысяч легковых машин. 700 рабочих собирают здесь французские «Рено». На снимке монтаж кузовов малолитражек «Рено-4» (4 цилиндра, 782 см 3 , 30 л. с , 635 кг, 110 км/час). Фото В. Кошевого (ТАСС)) V.36L КОРОТКО1 — форсунка; 2 • - датчик пневмати• ческого экономайзера; 3 — датчик положения дроссельной заслонки; 4 — прерыватель системы зажигания; 5 — датчик температуры в головке двигателя; 6 — датчик температуры в картере двигателя; 7 — датчик разрежения; 8 — электронный блок; 9 — реле включения системы; 10 — реле включения бензонасоса: 11 — головка двигателя; 12 — топливный фильтр; 13 — бензобак; 14 — электрический бензонасос; 15 — перепускной клапан; 16 — впускной коллектор; 17 — дроссельный патрубок; 18 — винт регулировки малых оборотов; 19клапан, управляющий подачей дополнительного воздуха; 20 — воздушный фильтр. В Польше на заводе в г. Невядуве недавно освоено производство одноосных жилых прицепов «Роми-23» к легковым автомобилям. Прицеп сзакрытым кузовом из водостойкой фанерыи унифицированным сцепным устройством весит 300 кг. Жилая площадь — 3,6 м-. «Роми23» в пять раз дешевле ФИАТа-125П (польского).• ••Новейший мотоцикл «Ява-500ДТ-891», предназначенный для гонок по ледяной дорожке, снабжается четырехтактным одноцилиндровым (494 см 3 , 50 л. с. при 7000 об/мин) двигателем, двухступенчатой коробкой передач, покрышками с 232 шипами. Весит машина 128 кг.• ••Рис. 2. Система питания воздухом. Постройка гоночного автомобиля «Тай релл» формулы 1, на котором выиграно первенство мира 1971 года, обошлась в 23 тысячи фунтов стерлингов. На эту сумму в Англии можно приобрести 25 легковых автомобилей ФИАТ-124.Ния 7. Мощностные показатели задаются датчиком 2 пневматического экономайзера. При увеличении нагрузки разрежение падает, срабатывает его контактная система и увеличивается длительность импульсов, а значит, подача топлива. Датчик 3 при малом открытии дроссельной заслонки и оборотах двигателя менее 1200 — 1500 в минуту отключает подачу топлива. Таким образом достигается экономия горючего при тормон«ении -двигателем. Температурные датчики 5и6 корректируют количество поступающего в карбюратор воздуха на холостом ходу в зависимости от теплового режима двигателя. Интересная особенность системы заключается в том, что топливо впрыскивается одновременно двумя форсунками: первого и четвертого, второго и третьего цилиндров. Одновременная подача бензина в два впускных патрубка разных цилиндров возможна благодаря тому, что двигатели с впрыском малочувстви тельны к изменению момента начала подачи.• ••Производство автомобилей в Бразилии было развернуто еще в 1957 году. Но до сегодняшнего дня ее заводы находятся в руках иностранных компаний. Так, по последним данным, на долю бразильских филиалов «Фольксвагена» и «Форда» приходится соответственно 42 и 31% выпуска машин. Рис. 3. топлива. Система управления подачей• ••По данным итальянского завода «Альфа-Ромео», средний рабочий объем двигателей всех легковых автомобилей, эксплуатируемых в Италии, составляет 916 см 3 , во Франции — 1122 см 4 , 3в Бельгии — 1346 см 3 , в ФРГ — 1513 см .Такая система впрыска устанавливает ся на одной из модификаций «Фольксвагена-1600». Она позволила втрое снизить содержание окиси углерода в отработавш их газах, уменьшила расход топлива на 1 — 1.3 л/100 км. Ее недостатком следует считать сложность н дороговизну.• ••С начала 1974 года в Швеции предполагается ввести требования, чтобы каждый новый легковой автомобиль был оборудован «дворниками» стекол на фарах. Сегодня такие устройства встречаются на отдельных моделях.В 1972 году завод ABE (ГДР) будет выпускать легковые автомобили «Вартбург-353» с целым рядом усовершенствований. Среди них — шины радиального типа, новый ограничитель давления жидкости в гидроприводе задних тормозов. Свечи с 18-миллиметровой резьбой уступят место 14-миллиметровым с калильным числом 240. За дополнительную плату будут устанавливаться рычаг переключения передач в полу, противотуманные фарыи «анатомические» сиденья.ТРЕХКОЛЕСНЫЙ ПОДМЕТАЛЬЩИКБольшие уборочные машины, приспособленные для сбора мусора и пыли на городских улицах и снабженные щетками и другими устройствами, строят на базе грузовиков. Для уборки тротуаров, узких улиц, дорожек впаркахи скверах нужны другие машины. Образец подобного рода демонстрировался на выставке коммерческих автомобилей в Лондоне и вызвал большой интерес. На трехколесном шасси установлены две вращающиеся щетки с гидравлическим приводом, а также вентилятор, всасывающий мусор и пыль, которые собираются в резервуаре емкостью 1,15 м3 . При опорожнении резервуар опрокидывается гидравлическим устройством. Для сбора мусора под лавками ив других уголках парка уборочная машина оснащена гибким, шлангом длиной 4,5 м.• • •румынский завод «Электрометалл» в г Тимишоара начал серийное производство жилых дач-прицепов к легковым автомобилям. Одноосный прицеп оборудован четырьмя спальными местами и миниатюрной кухней.СЪЕМНИК «СМОЛЛБОУН;Этот нехитрый съемник выпускается для автолюбителей английской фирмой «Смоллбоун». Он предназначен в первую очередь для того, чтобы облегчить отсоединение клемм аккумуляторов. Кроме того, съемник может быть использован для демонтажа напрессованных деталей или посаженных на конус, таких, как шаровые наконечники рулевых тяг, сошка рулевого механизма, шкив генератор'а. шестерни распределительного механизма.• • •Четыре английских туриста, которые почти два года назад отправились в кру• госветное путешествие на паровом грузовике «Фоден» выпуска 1926 года, прошли Европу, Азию и Австралию. Им предстоит путь через Новую Зеландию и США. Развивая машиностроительную промышленность, Арабская Республика Египет в последние годы приступила к производству легковых автомобилей. Завод «Наср» выпускает две модели машин («1500» и «1100») по лицензии ФИАТа. Кроме того, на одном из предприятий строятся микролитражки «Рамсес» с двигателями класса 600 см 3 .КУБИНСКИЙ АВТОБУСВ Гаване налажен выпуск автобусов «Хирон-1» вместимостью 40 человек. Для них используются шасси грузовика ГАЗ-53А, поставляемые из Советского Союза. Это первые в истории молодой республики автомобили отечественного производства.• •>•Японский завод «Тоё Когё», выпускающий автомобили марки «Мазда», с 1967 года изготовил уже 100 тысяч легковых машин с роторным двигателем. Их месячное производство составляет сегодня 10 тысяч штук.37