36
37
ДВУХТАКТНАЯ•Примятые Международной мотоциклетной федерацией два года назад ограничения сложности мотоциклов, стартующих в чемпионате мира по кольцевым гонкам (см. «За рулем», 1970, № 3). должны были по замыслу организаторов расширить круг участвующих в нем фирм. Однако заметных результатов это пока не дало. По существу из упрощения технических требований сумела извлечь пользу только японскаяфирма «Ямаха». Ей удалось сконструировать базирующиеся на станд артных моделях серийные гоночные 3мо3 тоциклы ТД2 (250 см ) и ТР2 (350 см ) с достаточно высокими динамическими качествами. Изготовлено их около 600 (в таких количествах специальные гоночные мотоциклы ранее не производились). Это дало фирме возможность буквально наводнить своей продукцией классы 250 3и 350 см , снабдив всех спортсменов высокой квалификации . Поскольку заводские гонщики, кстати, шс-было всего два. пользовались машинами, почти не отличающимися от остальных, наиболее способные независимые спортсмены получили реальныешансы на призовые места и даже на победу в чемпионате. С чисто спортивной точки зрения это было полезно, поскольку многие участники оказались почти вравных условиях. Современная система проведения шоссейных гонок на первенство мира имеет существенные недостатки. Один из них — большое число классов мотоциклов, заставляющее организаторов сокращать дистанцию, чтобы выполнить всю программу соревнований в один день. В результате некоторые гонки чемпионата превратились в получасовой спринт. Между тем еще в начале века, когда мотоциклетная техника не была столь совершенной, считали, что для испытания мотоциклов ивыявления мастерства гонщиков необходима дистанция в 200 — 300 километров. Из современных этапов чемпионата этому условию отвечает только «Турист Трофи». На дистанциях, достигающих 364 километров, здесь проверяется не только скорость, но и надежность идаже экономичность машин (вследствие необходимости промежуточных заправок топливом). «ТТ» предъявляет особо высокие требования к квалификации гонщиков. Именно здесь соперничество между четырехтактными и двухтактными двигателями выглядит иначе, чем на остальных трас с3а х чемпионата. В старшем классе (500 см ) «ТТ» дает большие шансы на успех четырехтактным машинам, работающим с высоким коэффициентом полезного действия и. следовательно, низким расходом топлива. Не случайно второе место на этом этапе в классе 500 см 3занял ветеран среди гоночных мотоциклов — одноцилиндровый «Матчлесс», отличающийся надежностью, экономичностью и, не в последнюю очередь, легкостью управления. В то же время организаторы некоторых других гонок сокращали традиционные дистанции из-за того, что двухтактные мотоциклы не могли преодолеть их без дозаправки горючим. Искусственное приспосабливание условий гонок к отрицательным качествам машин, разумеется, не способствует развитию мотоциклетной техники. В чемпионате мира участвуют мотоциклы пяти классов: от 50 до 500 см 3 . Это ведет к рассредоточению сил сравнительно небольшого числа фирм, заинтересованных в гонках, тем более что изготовление, доводка и эксплуатация специальных машин требуют немалых средств. В целях стимулировать технический прогресс, вероятно, было бы целесообразно сократить число классов, например, до трех: 50, 250 и 500 см 3 . Такое ограничение привело бы к увеличению числа высококачественных мотоциклов в отдельных классах и позволило бы фирмам сконцентрировать силы на усовершенствовании машин легкого, среднего и тяжелого типов. Рассмотрим теперь результаты чемпионата и мотоциклы участников. 3 В техническом отношении класс 50 см (одноцилиндровые двигатели; не более шести передач; вес не менее 55 кг) быстро прогрессирует. Теперь мотоциклы, отвечающие новым техническим требованиям, почти не уступают в быстроходности многоцилиндровым моделям 1968 года. Так, мощность двигателя «Крайдлер» уже достигла 17.5 л. с. при 17 000 об/мин. Он имеет водяное охлаждение, принудительную систему смазки, транзисторную систему зажиганияи шестиступепчатую коробку передач. Максимальная скоростьдостигает 181 —182 км/час. Приблизительно такими же данными располагает и мотоцикл «Дерби». 3 Вес машин класса 50 см близок к допустимому минимуму. Они отличаются очень малой высотой, силуэтом и шириной, позволяющими получить наименьшую лобовую площадь. 3 В классе 125 см (не более двух цилиндров и шести передач; вес не менее 75 кг) борьбу за первое место до последней гонки чемпионата вели мало различающиеся по конструкции мотоциклы «Сузуки» и «Дерби». Оба снабжены двигателями с двумя параллельно расположенными цилиндрами, двумя карбюраторами. дисковыми золотниками на впуске и водяным охлаждением. «Сузуки» была создана четыре года назад, «Дерби» — более новая модель. У последней двигатель установлен с большим наклоном цилиндров вперед, чго позволило понизить центр тяжести и уменьшить лобовую площадь. Мощность двигателей этих мотоциклов по разным источникам находится в пределах 32 — 36 л. с. при 13 500 - 1 4 000 об/мин. Меньший успех выпал на долю «Ямахи» с двухцилиндровым двигателем воздушного охлаждения и обычным газораспределением (посредством поршня). Впрочем, за этой машиной числится первое место в гонке «ТТ», состоявшейся в очень тяжелых метеорологических условиях. Стабильные результаты показал мотоцикл «Майко», з анявшийв общем зачете третье место. У него одноцилиндровый двигатель мощностью 30 л. с. с водяным охлаждением и дисковым золотником, позволяющий достигать скорости 192 км/час, 3 Гонки в классе 250 см (не более двух цилиндров и шести передач; вес не менее 90 кг) прошли под знаком подавляющего превосходства мотоциклов «Ямаха-ТД2». Их двухцилиндровые двухтактные двигатели воздушного охлаждения с газораспределением посредством поршня развивают мощность 44 л. с . хотя на отдельных образцах удавалось получить 60 и даже 64 л. с. при 11 500 об/мин. Максимальная скорость модели ТД2 составляет 222 км/час, а вес —98 кг. Поскольку во многих гонках до 90—95 процентов участников стартовало на «ямахах», первое место по сумме 12 этапов досталось этой марке. Серийный выпуск мотоциклов ТД2, о которых мы говорили, позволил не связаннымс фирмой гонщикам из ЧССР, Венгрии, Англии, Финляндии, ФРГ и Швейцарии добиваться побед в гонках чемпионата. Единственным сильным соперником «Ямахи» был фирменный мотоцикл «МЦет». В отличие от японского конкурента его двухцилиндровый двухтактный двигатель снабжен водяным охлаждением и дисковыми золотниками на впуске. Такое устройство позволило получить 57 л. с. при 11 000 об/мин и максимальную скорость около 215 км/час. Благодаря этому гонщики завода «МЦет» одержали победы на трех этапах чемпионата. Эпизодическое появление в гонках мотоциклов других марок не отразилось на его результатах. Совершенно иной характер носили соревнования в классах 350 и 500 см 3 , где отсутствовали ограничения по весу, числу цилиндров и передач. Как ив прошлом году, недосягаемую позицию в классе 350 см 3 занимал трехцилиндровый четырехтактный мотоцикл «МВ-Агуста», изготовленный лишь в нескольких экземплярах. Он отличается и быстроходностью (244 км/час) и надежностью в работе. Мощность его двигателя воздушного охлаждения с двумя верхними распределительными валами и четырехклапанными головками цилиндров составляет по разным источникам 60 — 70 л. с. при 14 000 об/мин. Гонщики завода «МВ-Агуста», как правило, побеждали с большим преимуществом. Их основными соперниками были спортсмены, выступавшие на менее мощных мотоциклах «Ямаха-ТР2» (номинальная мощность 54 л. с , максимальная скорость 230 км/час), однотипных с моделью ТД2 (250 см 3 ), а также на машинах «МЦет» (300 см 3 , максимальная скорость 3 234 км/час), аналогичных модели 250 см . Такая же ситуация сложилась в классе 500 см3, где с: монотонным постоянством победителем окалывался четырехтактный трехцилиндровый гоночный мотоциклГЕГЕМОНИЯВильгельма Вилыельмовича Бекмана хорошо известно многочисленным любителям автомобильного и мотоциклетного спорта в нашей стране. Первая его статья появилась на страницах журнала «За рулем» 35 лет назад, а через пять лет вышла из печати первая книга — «Гоночные автомобили». Все работы В. В. Бекмана отличает глубокое знание предмета, обстоятельность и скрупулезная точность. Автор сам был мотоспортсменом (чемпион Ленинграда 1933 года в классе 350 см 3 ), как конструктор участвовал в разработке спортивных мотоциклов (Л-500 в 1934 году и М-77 в 1953 году), с 1957 года носит звание судьи Всесоюзной категории. Сейчас Вильгельму ВильгельмовичуИмя62 года.Однако он по-прежнему с поистине юношеским энтузиазмом интересуется автомотоспортом. Его перу принадлежит около восьми десятков исследований, книг и статей на эту тему. Среди них — традиционные ежегодные обзоры гоночных автомобилей и мотоциклов для нашего журнала, один из которых мы публикуем на этих страницах.36 «МВ-Агуста» (мощность 82 л. с , максимальная скорость 252 км/час). Серийные гоночные мотоциклы с двухтактными двигателями, «производными» от соответствующих моделей обычных дорожных машин (двухцилиндрового «Сузуки» и трехцилиндрового «Кавасаки»), не поднимались выше второго или третьего места. Оба эти мотоцикла не имели водяного охлаждения или золотникового распределения, а их мощность составляла соответственно 68 и 81 л. с. Очевидно, чтобы сместить четырехтактный «МВАгуста» с первого места, потребуется значительная дальнейшая форсировка двухтактных двигателей обычной конструкции или разработка специального гоночного двигателя такого типа. Для прошедшего сезона весьма характерно все нарастающее наступление двухтактных машин в3 классах 350 и1 500 см (классы 50 — 250 см ими уже практически монополизированы). Эти мотоциклы заняли в гонках чемпионата следующее количество призовых 3 мест: в 3 классе 3 50 см — 100%;3 125 см — 97%; 3 250 см — 100%; 350 см — 76%; 500 см — 61%. Однако, если считать только по первым местам, 3 это количество в классах 350 и 500 см значительно меньше и составляет соответственно 45 и 18%, что объясняется успехами мотоцикла «МВ-Агуста». 3 В классе 500 см с колясной доминируют машины БМВ. Надо заметить, что эта марка относится по существу только к двигателю и трансмиссии. Экипажная же часть изготовляется в небольших специализированных мастерских с таким расчетом, чтобы мотоцикл приобрел форму, известную в Англии под названием «нилер», характерную очень низкой посадкой гонщика. Основным соперником БМВ была специальная гоночная машина «Мюнх-УРС» с четырехцилиндровым поперечным двигателем воздушного охлаждения (85 л. с , максимальная скорость 217 км/час). На ней выиграно личное первенство мира, но по суммарному зачету для фирм на первое место вышла все-таки марка БМВ. В остальных классах лучший общий результат показали следующие фирмы: 50 см 33 «Крайдлер»; 125 см 3 — «Дерби»; — 250 см — «Ямаха»: 350 и 500 см 3 — «МВ-Агуста». Несколько слов о конструктивных новшествах. В соревнованиях 1971 года все чаще встречались дисковые тормоза, в первую очередь на тяжелых машинах. Они весьма эффективныи не подвержены явлению фединга (снижению тормозного усилия при повторных интенсивных торможениях). Можно предполагать, что традиционные тормоза барабанного типа будут постепенно вытеснены дисковыми. Следует ожидать появления на мотоциклах тормозных систем с устройствами, предупреждающими блокировку колес, Такие системы, уже разработанные для автомобилей, еще больше нужны мотоциклам, поскольку двухколесные машины менее устойчивы и особенно чувствительны к потере сцепления с дорогой во время интенсивного торможения. Проводятся эксперименты по использованию на мотоциклах колес, отлитых из легкого сплава. Другие конструктивные меры направлены на дальнейшее снижение веса неподрессоренных деталей. К оригинальным решениям этой проблемы можно отнести заднюю 3 подвеску мотоцикла «Ямати» (50 см ), снабженную лишь одним амортизатором. Повышение быстроходности двигателей (до 10 000 — 14 000 об/мин) влечет дальнейшее распространение транзисторных систем зажигания. Не имея механических прерывателей, они более надежны и долговечны. В заключение необходимо лишний раз подчеркнуть, что мотоцикл в первую очередь дорожное транспортное средство. Этим определяется значение шоссейных гонок при испытании новых элементов конструкции. Дальнейшее развитие шоссейных гонок на уровне чемпионата мир а всецело зависит от того, в какой степени Международная мотоциклетная федерация сумеет заинтересовать своими техническими требованиями промышленность и гонщиков высокой квалификации. В. БЕКМАН, инженер, судья Всесоюзной категории ЛенинградСиловой агрегат 3 «Крайдлер» (50 см ): 1 — сцепление; 2 — водяной насос; 3 — цилиндр с водяной рубашкой: 4 — радиатор; 5 — р укоятка руля; 6 — блок электронного зажигания: 7 — хребтовая рамэ. 57-сильный двигатель «МЦет»: 1 — узел электронного зажигания; 2 — корпус дискового золотника; 3 — един из двух карбюраторов с диффузором диаметром 30 мм; 1 — алюминиевый радиатор.Подвеска заднего колеса на одном амортизаторе у мотоцикла «Ямати».Мотоцикл «Рима нок» (Голландия) с хребтовой коробчатой рамой и двигателем «Ямаха-ТД2» (250 см 3 ).Двухдисковый тороз переднего моз пеоепнего колеса на «Ямахе».If//' /,' // / />зво,-.;- .--;,(••;----"' ,,-•-Мотоцикл типа «Нилер» с двигателем и трансмиссией БМВ.