24
25
Не могу не рассказать в этой связи об одной передаче рижского телевидения. На экране клиника Научно-исследовательского института травматологии, куда в тяжелом состоянии доставлена женщина, пострадавшая в дорожном происшествии. Телевизионная камера установлена прямо в операционной, где академик В. Капнберз и доцент Я. Кикус проводят сложнейшую операцию головного мозга. Комментатор за кадром рассказывает о том, как идет борьба за жизнь человека, а заодно ио причинах катастрофы. После операции уже сам хирург, делясь с телезрителями своими мыслями, осудил тех, кто недооценивает дорожные опасности. Передача произвела на зрителей глубокое психологическое воздействие и оказалась эффективнее иных самых правильных и благих призывов. Такую пропаганду именуют иногда «шоковой» с определенным отрицательным оттенком, но давайте не будем пугаться жестоких слов и картин: ведь направлены они на борьбусго ­ раздо более жестокими фактами, речь идет в буквальном смысле ожизнии смерти. Наконец, еще один вывод, который позволяет сделать декадник. Надо всем ерно повышать эффективность дорож ­ ного надзора. М ногие отступления от правил и водители и пешеходы допускают тогда, когда знают, что они останутся незамеченными, там, где, по их мнению, эти проступки не бросятся в глаза автоинспектору или дружиннику . П рисмотри ­ тесь к таким случаям. В дни декадника в Сальянском районе Азербайджана на дороги вышел комсомольский патруль. В первый день дежурства дружинники выявили 94 нарушения правил, во второй — только 36, в третий — 31, а в последующие все меньше и меньше. Почувствовав строгий контроль, водители явно подтянулись, стали дисциплинированнее. Аналогичные меры в Белоруссии, например, привели кснижениюдорожных происшествий по причине нетрезвого состояния водителей более чем в два раза. В Москве было проверено техническое состояние почти 53 000 автомобилей, из ко ­ торых 3000 так и не были выпущены на линию. Сколько аварий удалось предотвратить! Пусть у читателя не сложится мнение, что вот как все ясно и просто на путях к повышению безопасности движения. Мол, как уКозьмы Пруткова: «Если хочешь быть счастливым — будь им!» Нет, все далеко не просто. Статистика до ­ рожных происшествий еще не дает нам повода для больших радостей, и, наоборот, о жидаемый рост автомобильного парка страны вселяет немало тревог. Собственно, и сама идея декадника тому свидетельство: ведь внимание общественности стараются привлечь к вопросам, состояние которых вызывает определенное беспокойство. Но в то же время ход первого Всесоюзного декадника по борьбе с аварийностью убедительно доказал, что возможности поднять организацию движения, дисциплинированность его участников, пропаганду на бо ­ лее высокий уровень у нас есть. Д екад ­ ник был смотром этих возможностей . За ним наступили рабочие будни, Теперь вконечном счете все будет зависеть от того, как творчески, последовательно и настойчиво мы станем внедрять в нашу деятельность все то, что обеспечило успех декаде.I. В какой последовательности проедут перекресток эти транспортные средства! автобус грузовик легковой автомобиль 1 грузовик автобус легковой автомобиль 2 грузовик легковой автомобиль автобус 3П. С каким из показанных знаков может применяться табличка «Зона действия знака»! со всеми 4А иБ 5 только Б6Б и-В 7II•3""г^ ч*""?* *з"™№ •З'в^ "явйй* "5*й%» •дв^ jfiSli•ff^B^ ч^5&» •s1^^* u*e&*АВСТРИЯ. Лавина камней и тины обрушилась на стоянку автомобилей возле горного отеля «Кессельфаль- у Капруна в провинции Зальцбург, где находилось более 100 машин. Пятьдесят автомобилей были сброшены в речное русло и полностью разбиты. То, что потом отыскали спасательные команды при помощи экскаваторов, кирок и лопат, представляло ценность только в качестве металлолома.ных катастроф на дорогах Замбии погибло более 550 человек. 1 стране насчи3 тывается четыре с лишним миллиона человек населения. По словам министра транспорта Замбии, алкоголь является причиной преобладающего числа несчастных случаев на дорогах.АНГЛИЯ. В стране разработаны новые стандарты для выпускаемых легковых и грузовых автомобилей и автобусов. Законодательные мероприятия в первую очередь вводят ограничения, связанные с шумом и выхлопными газами. Новые стандарты должны быть введены в действие на автомобили индивидуальных владельцев до 1 октября 1973 года. на все другие до 1 октября 1974 года.ИТАЛИЯ. На окраине города Павия создана детская автомобильная школа, где малышей уже с пятилетнего возраста учат правилам движения. Миниатюрные автомобили п вообще все, что воспроизводит в натуре настоящие улицы с очертаниями полотна, пешеходными переходами и дорожными знаками, соразмерны с ростом учеников. В школе одновременно занимается 300 человек. На одном курсе — дети от пяти до семи лет, на другом — более взрослые. В школу принимаются и их родители, которые таким образом могут тоже вспомнить забытое.ЗАМБИЯ. Автомобилисты, которые будут обнаружены за рулем в нетрезвом виде, рискуют несколько лет проводить все свои выходные дни в тюрьме. Проект закона, представленного на утверждение Национального собрания. предусматривает, что эти лица будут наказываться шестимесячным тюремным заключением, но отбывать его они должны с вечера пятницы и до конца воскресенья. Таким образом, в течение двух лет нарушители окажутся лишенными по субботам и воскресеньям компании своих собутыльников... и возможности стать причиной аварии. В 1971 году в результате автомобильСША. Алкоголь, депрессия, психическая неуравновешенность — вот причины многих несчастных случаев на дорогах Америки. Психиатр Стюарт Браун подробно исследовал жизнь 2.5 водителей, погибших в дорожных катастрофах, распространив среди их родственников и знакомых анкету со 1В5 вопросами о характере и образе жизни жертв происшествий. Кроме того, механики и инженеры провели экспертизу поврежденных автомобилей, а полиция предоставила описания пронс-24 ^Ш&*rIII. Кто пользуется преимуществом проезда! водитель трамвая водитель автомобиля 8S IY. Где звуковые сигналы в дневное время запрещены! в любых населенных пунктах ь городах 10 11 V. Что означает цифра на знаке! общий вес грузопод ъемтранспортноность транспортвес груза го средства ного средства 13 14 12*0.ЗКЗДМЕНна ДОМУVI. Правильно ли повернул на перекрестке водитель! да 15 нет 16VII. Кто должен уступить дорогу! водитель автобуса водитель мотоцикла 17 18 VIII. Когда надо уступать движущимся на подъем! ia затяжных спусках 19 всегда 20 дорогуна горных дорогах 21Ответы на стр . 40."о***^У ^•••'э*•З^*"*?**о*Я*^^*™^V^•ИШ^^***ст* ^*ЯЯ^* *3*"*о*^""•о**о""*Э*1ФРАНЦИЯ. Печать рассказала не так давно о самом первом нарушителе правил уличного движения, которые были введены законом от 14 августа 1893 года, некой княгине Д'Юзес. Вот как был запротоколирован в те времена ее проступок: «.В Булонском лесу мадам Д'Юзес ехала на автомобиле со скоростью 13 километров в час, что могло вызвать серьезную дорожную катастрофу...» шествии и фотоснимки. Наконец, судебно-медицинские эксперты присовокупили данные посмертных исследований, приче.м особое внимание обращалось на состояние нервной системы, а также анализ крови на алкоголь, наркотики и некоторые лекарства. В результате выяснилось, что только пять погибших были психически уравновешенными людьми. Во всех остальных случаях причиной катастрофы была опасная езда, обусловленная «серьезными психическими отягощениями», ^дефектами личности» и алкоголем. Исследователь подчеркивает, что, хотя признаки таких расстройств обнаруживаются приблизительно у 10 процентов населения США. в исследуемой группе они составили 80 процентов. Доктор Браун и его сотрудники, изучавшие события последних шести месяцев жизни погибших, установили, что у десяти из них были серьезные финансовые затруднения, еще у десяти — неприятности по работе. Эти нервные стрессы усугублялись разладами в семейной жизни. Более половины исследуемых за 12 часов до несчастного случая делились своими бедами со знакомыми. Десять погибших, как показали их уцелевшие спутники, находились в угнетенном состоянии. ФРГ. За последние 25 лет число индивидуальных автомобилей возросло в 4,5 раза и, как предполагают, достигнет к 1985 году 20 миллионов. Анализ дорожных происшествий свидетельствует, что 86,4 процента их вызваны неправильными действиями водителей. Специалисты считают, что одна из главных причин кроется в невнимательности водителей и нежелании еншкать скорость у перекрестков, железнодоронсных переездов и пешеходных переходов, а также на наиболее известных им участках автомагистралей, которые кажутся поэтому вполне безопасными. ЯПОНИЯ. Новое устройство, повышающее безопасность движения, разработа но автомобилестроительной компанией «Тойота Дзидосл Когио». Оно позволяет сократить выброс угарного газа в атмосферу на 21,4 процента, автоматически останавливая автомобильный двигатель в то время, когда он переходит на режим холостого хода, и затем пусгсая его вновь. Например, при кратковременных остановках перед светофорами или у тротуаров. При нажатии на педаль ак-селератора двигатель начинает работать. Устройство состоит из трех основных частей — электронной схемы, прибора, определяющего остановку автомобиля, и выключателя акселератора. По мнению конструкторов компании, эта новинка имеет большое будущее.25