;- ¥ i: ••--.•• ;> •- v ? * t - ; j ; ; .^:,|*.- т<;'о;.о- :;*;:**&'"\,.TV.Полтора года назад, когда я впервые побывал в Набережных Челнах, на этом месте были вынуты первые кубометры земли, один за одним шли самосвалы с грунтом и далеко простиралась степь (помните обложку журнала № 10 за 1970 год|. Теперь уже четко вырисовались контуры стройки. Вот здесь растет корпус ремонтно-инструментального завода (фото вверху слева). Сооружаются ТЭЦ, домостроительный комбинат, прокладываются дороги, инженерные коммуникации, подводятся фундаменты под заводские корпуса. Предстоит уложить около пяти с половиной миллионов кубометров бетона, смонтировать 440 000 тонн металлоконструкций, возвести большой город почти на два миллиона квадратных метров жилья и выполнить множество других работ. На плечи КрАЗов, М АЗов , БелАЗов, ЗИЛов приходится огромная нагрузка. Автотранспортное хозяйство «Камгэсэнергостроя» успешно справляется с возложенными на него задачами. Среди передовых автотранспортников — бригада коммуниста Николая Рябоконева. Ее выработка — 180—200 процентов к плану. Здесь запечатлен момент, когда автомобили этой бригады производят отсыпку грунта на строительстве литейного завода (левое фото внизу). А это «соперники» рябоконевцев — бригада водителей самосвалов, которой руководит Николай Усов (он четвертый справа). Бригады соревнуются и почти не уступают друг другу в производительности труда. Люди стройки — ее золотой фонд.ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙВ передишел автобус. Варис дал сигнал и на своемновомЗИЛелегкообо ш ел тихохода. В зеркалезаднего вида запрыгал трафарет «Поселок КамГЭС — п оселок Энтузиастов». З накомыймарш рут. Сейчас свернуть направо — и вый дешь на свежуюбетонку , п отомполя ми, п одлиниямиэлектропередачивыка тишь когромному котловану, г десос р едоточенно возятся бульдозерыи экск аваторы . На днеегоуже виднелись бе тонные фундаменты будущих цехов, т я нулись ввысь металлические колонны, связанные ажурнымиконструкциями . А недалеко от котлована — тот самый по с елок Энтузиастов. Варис представил себе, что мчится на первом «КамАЗе» п о испытательному треку , и егоЗИЛ сразу прибавил ско р ость . Еще три года, целых три года, всего тригода , и онсможет стать води телем-испытателем камскихгрузовиков . . . Д орога на КамАЗ началась для Вариса Гарифуллина, к аки для многихшо ф еровстройки , в клубеДОСААФ . Восемь лет назад, в башкирскомгородке Белебей он научился водить машину. В армии Гарифуллин ещебольшепривя зался кавтомобилю . Стал сидеть над книгами , изучать схемы : е му хотелось проникнуть в душу машины. О днажды , в начале 1970 года, п рочи тал вжурналесообщениео строительстве автогиганта на Каме. И с тех порпо казалась ему бесцветной работа на больничной машине , хотя понимал, к акважнововремя привезти в район флюорогра ф ическую установку. ...ЗИЛ передернуло на колдобине . Наб ережные Челны кончились. М еждупри земистыми избами деревни Орловки нельзя было ехать ни быстрее ни мед леннее. И впереди , и сзади, и навстречу тянулись вереницымашин . Х очешь не хочешь, а подчиняйся общейскоро сти. Вариса сердила каждая потерянная минута, п отому что на новом камском водозаборе сейчас знали, что Гарифуллин уже выехал и вот-вот привезет инстр умент для работы . А дорога — десятка трикилометровлесом . В скоре за Орловкойон увидел в поле знакомый указатель. Д ва бетонных столба и слово тоже из бетона: К амАЗ . Года полтора назад, к огда Варис ехал здесь впервые, слово КамАЗ имело для него самый общий смысл. О ноговори ло отом , что именнов этих тихих, н е п риметных местах суждено встать про м ышленному гиганту, детищу девятой пятилетки. Сейчас эта надпись ужеозна чала конкретнуюграницу промышленной площадкив сто квадратных кило м етров . Здесь разместятся основныеи вспомогательные производства комплек- * СТРОИТЕЛЬСТВО И ВВОД В ДЕЙСТВИЕ КАМСКОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ЗАВОДА ПО ПРОИЗВОДСТВУ 150 ТЫСЯЧ ДИЗЕЛЬНЫХ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙВГОДИАВТОПОЕЗДОВБОЛЬШОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ ПЯТИЛЕТКИ. * СЕГОДНЯ ГИГАНТСКИЙ КОМПЛЕКС СООРУЖАЮТ СВЫШЕ 60 ТЫСЯЧ СТРОИТЕЛЕЙ—ПОСЛАНЦЕВ 70 ОБЛАСТЕЙ СТРАНЫ, ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ 34 НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ ВСЕХ СОЮЗНЫХ РЕСПУБЛИК. * СТРОИТЕЛИ ДАЛИ СЛОВО: ОСВАИВАТЬ 1,4—1,5 МИЛЛИОНА РУБЛЕЙ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ НА СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТАХ В ДЕНЬ. * СВЫШЕ 3 ТЫСЯЧ АВТОМОБИЛЕЙ ЗАНЯТО НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОГИГАНТА И ОБСЛУЖИВАНИИ СТРОЙКИ. МОЩНОСТЬ ИХ ДВИГАТЕЛЕЙ ОКОЛО 450 ТЫСЯЧ л. с. * ПЕРВЫЙ АВТОМОБИЛЬ С МАРКОЙ «КамАЗ» ВЫЙДЕТ В 1974 ГОДУ.0 делах и людях крупнейшей стройны страны рассказывают фотографии В. Ширшова и норреспонденция ,,Испытательный срон" Е. Голубя из Набережных Челнов.Автомобили трудятся и ночью (фото справа внизу). Возведение жилья, культурно-бытовых объектов — школ, детских комбинатов, магазинов, столовых — сегодня одна из важнейших проблем. Вырисовываются кварталы многоэтажных домов нового города автозаводчан (крайнее правое фото). Каждый новый день строительства автомобильного гиганта радует победами... В. Ш ИРШОВ , спецкор «За рулем»',СРОКса, административный, исследовательский и учебный центры, промышленнокоммунальная зона. Отсюда ужерукой подать до ТЭЦ икорпусапервого , р е монтно-инструментального завода. З десь , в этом поле, становится особен но ясно: не так просто станет КамАЗтем законченным делом, к оторому посвятили себя тысячи людей . Надо возвести десяткигромадныхкорпусовсамого заводского комплекса, надо построить сотни другихпредприятий , к оторыебу дут « к ормить » автогигант необходимымиузламиидеталями . О динтолько металл придется поставлять не меньшечемсполусотнизаводов . А резину , текстиль, древесину, химикаты, электрическое оборудование, приборы и множество других изделий и материалов? Оборудование уже идет. Правда, п окаещеинженер ное, для коммуникацийидругихстрои тельных целей, но ведь скороитехно л огическое хлынет потоком . Варис вспомнил , к ак возил вчера ящи к исоборудованием из железнодорож н оготупика на склад дирекции . И тупикпокаещенеудобный , и склады плохие. Все тамуже забито, ни въехать, ни вы ехать, ни разгрузиться . И теперьименноон , ш офер Варис Гарифуллин , должен заботиться обустранении всех этих по мех. На партийномсобранииеговыб рали вгруппународногоконтроля .П ока не так ужмногокоммунистоввтранспортном цехе, но зато надежный , верный народ. К амАЗ стал их личным делом. М ногие мечтают о работе испытателя. Вот ДимаБогушев — расстался сосвоимБелАЗом , хотя и почет имели зарабатывал побольше . Но ему хотелось сразу в коллектив КамАЗа . Работа не легче, зато уже ветеран Камс кого автозавода. Сейчас-то заводчан ещеи трех тысяч нет, а черезпару лет десятки тысяч будет ! К амазовцысоби раются отовсюду. В гараже работают ребята из Горького , Т юмени , Тольятти, Кемерова, Оренбурга... К огда Гарифуллин только приехал в эти места из своегоПриютова , здесь бы ло холмистое поле. Сейчас он вел ЗИЛ мимо больших жилых домов. Первые домановогогорода . На горизонте торчали ежики железобетонных свай следующих корпусов, ртутью отливала изогнутая лента Камы . Там будет набер ежнаясбольшимпарком . А чуть пра вее, г детемнеетзабытый стог сена, нав ерно , встанет двадцатиэтажная круглая башня — г остиница . Р ядомбудутдома , т оже оригинальные, м агазины , театр... Недавно Варис стоварищами рассматривал фотографиимакета , сделанного проектировщиками . Но как - т о не вери лось, что скороможно будет увидеть это в натуре. И вот они — п ервыедомано вого города. Еще полторагода назад дремалиде р евянныеНабережные Челны на бере гу Камы . Т олько на юго - з ападнойокраи не стояли два десятка пятиэтажных до м овНижнекамской ГЭС. И вдруг как рукой сняло трехсотлетний сон с Челнов. Большие корпусавпоселкегидро -