22
23
Смотр u будниМ инувший год потрудился на ниве безопасности дорожного движения основательно и, на мой взгляд, результативно. Появились более надежные автомобили, была закончена восновном подготовка новых правил движения, структурно перестроена и технически перев ооружена автоинспекция, принят новый государственный стандарт на до ­ р ожные знаки и сделаны другие заметные шаги на пути крешению задачи, к о ­ т оруюможно было бы сформулировать так: научиться всегда управлять про ­ цессом дорожногодвижения , полностью подчинять себе транспортный поток. А это очень и очень важно — убедиться в том, что такая задача посильна. Потому что впротивном случае легко скатиться к фатализму: мол, роста дорож ­ ных происшествий не избежать, ибо ко ­ личество транспортных средств растет, а стало быть, вероятность возникновения аварийных ситуаций должна повышаться. О днако основой основ ворганизован ­ ном движении был и остается человек — пешеход и водитель. Все остальное — надежные автомобили, совершенные до ­ р огии правила, м ногообразные средства информации лишь помогают ему вкаждом случае найти правильное решение. Только водитель и пешеход, сопоставляя и оценивая факторы конкретной обстановки и делая для себя те или иные выводы, м огут предпринять действия, к оторые либо предотвратят несчастье на дороге , либо, наоборот, усугубят опасность. Подготовка человека к правильному решению таких задач, к правильной ориентации в сложных условиях дорожного движения — одна из важнейших сегодняшних проблем . И с этих позиций особое значение и смысл приобретает проведенный на финише минувшего года первый Всесоюзный декадник по борьбес аварийностью на дорогах. Не только оттого, что он явился самой широкой за последние го ­ ды кампанией по мобилизации всех сил на снижение дорожных происшествий, кампанией, в которой принимали участие не только органы Министерства внутренних дел, но имногиедругиесо ­ ю зныеи республиканские министерства и ведомства. А потому главным образ ом , что показал всем воочию , сколь многогоможно добиться, если к делу безопасности движения привлечь внимание всей общественности, если укрепить в сознании каждого из нас необходимость всегда и во всем следовать установленным правилам поведения на улицах идорогах . Понятно, что за неделю с небольшим даже самого напряженного труда условия движениякореннымобразом не из.В. ЛУКЬЯНОВ, начальник Управления Госавтоинспекции МВД СССРменить. Но в то же время десятидневка не такой уж малый срок для проверки на практике новых форми методов работы, для активизации деятельности. Этому в значительной степени и был посвящен всесоюзный декадник. И результаты его, как говорят, п ревзошли все ожидания. Снижение дорожных происшествий в сравнении с тем жепериодом 1970 года было достигнуто почти повсеместно и довольно ощутимое : в Белоруссии, н апример , на 11,7 процента, в РСФСР — на 17 процентов, на Украи ­ не — на 20, в Эстонии — на 26,4, в Таджикистане — на 28,4, в Латвии — на 32,2 процента. Декадник по безопасности движе ­ ния — своего рода смотр транспортной культуры, когда приводятся в действие все резервыи силы не только автоинспекции и других служб милиции, но и всех, кто может нашему делу чем-либо помочь. Он, если такое сравнение здесь допустимо, как последний бой, к огдав строй встают все, кто можетдержать винтовку. Достаточно сказать, что только в областных городах Украины в рейдах приняло участие более 550 тысяч друж инникови общественных автоинспекторов, многие имногие тысячи наших до ­ бровольных помощников несли вахту на дорогах во всех уголках страны, выполняли самые различные исложные поручения. Такое пополнение наших рядов, конечно, не могло не дать результата. О днако только для того, чтобы лишний раз подтвердить эту истину, декадник проводить, разумеется, не стоило. Но и объяснить его успехи простым увеличением численности борющихсяс аварийностью на транспорте тоже неправомерно. Ход декадника, и это, на мой взгляд, д олжно быть главным для всех вывод ом , наглядно продемонстрировал все то из арсенала наших средств, что позволяет воевать не числом, а умением . И менно на этом, подводя итоги декад ­ ника, м неи хочется остановиться подробнее. О бщие усилия дали такой эффект прежде всего потому, что все меропри ­ ятия декадника были хорошопродума ­ ны искоординированы . При многих об ­ ластных комиссиях по безопасности движ ения были созданы специальные штабы, к оторые наметили планы на каждый день, определили в них место и роль каждой организации, рекомендовали наиболее доходчивые формы агитационно-пропагандистской работы. Оперативно и четко работали штабы икомиссиив течение всего декадника, имея постоянную связь с руководителями автотранспортных и коммунальных организаций, автоинспекций, коллективами водителей,22 ш»!Яияш._ШйЩИfifc«иш;'Л|Jz ~ДНЕВНИК ДЕКАДНИКА Агитпробег по улицам Куйбышева (вверху). Занятия с учениками школы № 7 в Бердйчеве госавтоинспектор И. Волковский (слева внизу). Комиссия технического контроля ДТП 09032 слава за работой (справа посередине). ведетг. Богу-Пост дорожного надзора в Вологде (справа внизу)./Э02-68 *,11 4•, 1as^VЧ' •ЯЯ«* ***&.Лпредприятий. Это позволяло им, что называется, держать руку на пульсе, своевременно реагировать на происходящее. И самое важное, вопросы решались комплексно, по всем направлениям — от занятий по правилам движения со школьниками, что особенно удачно делалось в Азербайджане и Эстонии, до выступлений концертных агитбригад, как, скажем, агитгруппы музыкально-хорового общества УССР, которая дала около 30 тематических концертов во Дворцах культуры и клубах Я специально обращаю внимание на эту сторону, потому что до сих пор существенным недостатком всей работы по профилактике дорожных происшествий является разрозненность наших усилий, отсутствие четкого взаимодействия, координации дел и планов. Что греха таить, областные комиссии по безопасности движения, которые и призваны объединять и координировать эту работу, созданы еще далеко не везде, да и там, где они есть, заседают порой от случая к случаю, не осуществляя конкретного и оперативного руководства. Успех декадника в значительной степени был определен и тем, что удалось вызвать всеобщую озабоченность несчастными случаями на автомобильных дорогах. Отлично потрудились для этого печать, радио, кино и телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Осведомленность населения об истинном положении дел помогла покончить с проявляющимся еще нередко благодушием людей, а это непременное условие повышения безопасности движения. В Риге, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Баку и многих других городах сначала в порядке эксперимента, а затем уже оправдавшей себя формы работы, была налажена ежедневная информация населения о дорожных происшествиях в городе за минувшие сутки и их последствиях. В эфире и на радиоволне в течение дня несколько раз передавались сводки ГАИ, репортажи с места событий, интервью с нарушителями правил движения, комментарии к случившемуся, даваемые специалистами по безопасности движения. Использовались и другие методы работы. В Ленинграде, например, сведения о дорожных происшествиях 20 раз в день передавала световая газета, а у мест катастроф тут же устанавливались специальные стенды. В Ростове-на-Дону, Одессе, Львове и других городах выставляли для обозрения потерпевшие аварию автомобили, сопровождая этот «вернисаж» описанием причин и последствий происшествия. В газете «Голос Риги» появилась даже специальная рубрика «Это произошло за сутки». Не случайно в этих городах и дорожные происшествия пошли на убыль. Однако опыт этот интересен и полезен вот еще в каком плане. Автомобиль стал массовой машиной, к которой человек настолько привык, что порой перестал осознавать связанные с ней опасности, притом весьма реальные. Мы же в своей пропаганде в основном пытаемся апеллировать к его разуму, совершенно не учитывая психическую, эмоциональную сторону человеческого сознания. Будить разум, конечно, важно и необходимо, но надо научиться воздействовать и на чувства людей. К сожалению, наша пропаганда по безопасности движения еще очень бедна в выборе средств и форм подачи материала.23