Смотр u будниМ инувший год потрудился на ниве безопасности дорожного движения основательно и, на мой взгляд, результативно. Появились более надежные автомобили, была закончена восновном подготовка новых правил движения, структурно перестроена и технически перев ооружена автоинспекция, принят новый государственный стандарт на до р ожные знаки и сделаны другие заметные шаги на пути крешению задачи, к о т оруюможно было бы сформулировать так: научиться всегда управлять про цессом дорожногодвижения , полностью подчинять себе транспортный поток. А это очень и очень важно — убедиться в том, что такая задача посильна. Потому что впротивном случае легко скатиться к фатализму: мол, роста дорож ных происшествий не избежать, ибо ко личество транспортных средств растет, а стало быть, вероятность возникновения аварийных ситуаций должна повышаться. О днако основой основ ворганизован ном движении был и остается человек — пешеход и водитель. Все остальное — надежные автомобили, совершенные до р огии правила, м ногообразные средства информации лишь помогают ему вкаждом случае найти правильное решение. Только водитель и пешеход, сопоставляя и оценивая факторы конкретной обстановки и делая для себя те или иные выводы, м огут предпринять действия, к оторые либо предотвратят несчастье на дороге , либо, наоборот, усугубят опасность. Подготовка человека к правильному решению таких задач, к правильной ориентации в сложных условиях дорожного движения — одна из важнейших сегодняшних проблем . И с этих позиций особое значение и смысл приобретает проведенный на финише минувшего года первый Всесоюзный декадник по борьбес аварийностью на дорогах. Не только оттого, что он явился самой широкой за последние го ды кампанией по мобилизации всех сил на снижение дорожных происшествий, кампанией, в которой принимали участие не только органы Министерства внутренних дел, но имногиедругиесо ю зныеи республиканские министерства и ведомства. А потому главным образ ом , что показал всем воочию , сколь многогоможно добиться, если к делу безопасности движения привлечь внимание всей общественности, если укрепить в сознании каждого из нас необходимость всегда и во всем следовать установленным правилам поведения на улицах идорогах . Понятно, что за неделю с небольшим даже самого напряженного труда условия движениякореннымобразом не из.В. ЛУКЬЯНОВ, начальник Управления Госавтоинспекции МВД СССРменить. Но в то же время десятидневка не такой уж малый срок для проверки на практике новых форми методов работы, для активизации деятельности. Этому в значительной степени и был посвящен всесоюзный декадник. И результаты его, как говорят, п ревзошли все ожидания. Снижение дорожных происшествий в сравнении с тем жепериодом 1970 года было достигнуто почти повсеместно и довольно ощутимое : в Белоруссии, н апример , на 11,7 процента, в РСФСР — на 17 процентов, на Украи не — на 20, в Эстонии — на 26,4, в Таджикистане — на 28,4, в Латвии — на 32,2 процента. Декадник по безопасности движе ния — своего рода смотр транспортной культуры, когда приводятся в действие все резервыи силы не только автоинспекции и других служб милиции, но и всех, кто может нашему делу чем-либо помочь. Он, если такое сравнение здесь допустимо, как последний бой, к огдав строй встают все, кто можетдержать винтовку. Достаточно сказать, что только в областных городах Украины в рейдах приняло участие более 550 тысяч друж инникови общественных автоинспекторов, многие имногие тысячи наших до бровольных помощников несли вахту на дорогах во всех уголках страны, выполняли самые различные исложные поручения. Такое пополнение наших рядов, конечно, не могло не дать результата. О днако только для того, чтобы лишний раз подтвердить эту истину, декадник проводить, разумеется, не стоило. Но и объяснить его успехи простым увеличением численности борющихсяс аварийностью на транспорте тоже неправомерно. Ход декадника, и это, на мой взгляд, д олжно быть главным для всех вывод ом , наглядно продемонстрировал все то из арсенала наших средств, что позволяет воевать не числом, а умением . И менно на этом, подводя итоги декад ника, м неи хочется остановиться подробнее. О бщие усилия дали такой эффект прежде всего потому, что все меропри ятия декадника были хорошопродума ны искоординированы . При многих об ластных комиссиях по безопасности движ ения были созданы специальные штабы, к оторые наметили планы на каждый день, определили в них место и роль каждой организации, рекомендовали наиболее доходчивые формы агитационно-пропагандистской работы. Оперативно и четко работали штабы икомиссиив течение всего декадника, имея постоянную связь с руководителями автотранспортных и коммунальных организаций, автоинспекций, коллективами водителей,22 ш»!Яияш._ШйЩИfifc«иш;'Л|Jz ~ДНЕВНИК ДЕКАДНИКА Агитпробег по улицам Куйбышева (вверху). Занятия с учениками школы № 7 в Бердйчеве госавтоинспектор И. Волковский (слева внизу). Комиссия технического контроля ДТП 09032 слава за работой (справа посередине). ведетг. Богу-Пост дорожного надзора в Вологде (справа внизу)./Э02-68 *,11 4•, 1as^VЧ' •ЯЯ«* ***&.Лпредприятий. Это позволяло им, что называется, держать руку на пульсе, своевременно реагировать на происходящее. И самое важное, вопросы решались комплексно, по всем направлениям — от занятий по правилам движения со школьниками, что особенно удачно делалось в Азербайджане и Эстонии, до выступлений концертных агитбригад, как, скажем, агитгруппы музыкально-хорового общества УССР, которая дала около 30 тематических концертов во Дворцах культуры и клубах Я специально обращаю внимание на эту сторону, потому что до сих пор существенным недостатком всей работы по профилактике дорожных происшествий является разрозненность наших усилий, отсутствие четкого взаимодействия, координации дел и планов. Что греха таить, областные комиссии по безопасности движения, которые и призваны объединять и координировать эту работу, созданы еще далеко не везде, да и там, где они есть, заседают порой от случая к случаю, не осуществляя конкретного и оперативного руководства. Успех декадника в значительной степени был определен и тем, что удалось вызвать всеобщую озабоченность несчастными случаями на автомобильных дорогах. Отлично потрудились для этого печать, радио, кино и телевидение, реклама и другие средства массовой информации. Осведомленность населения об истинном положении дел помогла покончить с проявляющимся еще нередко благодушием людей, а это непременное условие повышения безопасности движения. В Риге, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Баку и многих других городах сначала в порядке эксперимента, а затем уже оправдавшей себя формы работы, была налажена ежедневная информация населения о дорожных происшествиях в городе за минувшие сутки и их последствиях. В эфире и на радиоволне в течение дня несколько раз передавались сводки ГАИ, репортажи с места событий, интервью с нарушителями правил движения, комментарии к случившемуся, даваемые специалистами по безопасности движения. Использовались и другие методы работы. В Ленинграде, например, сведения о дорожных происшествиях 20 раз в день передавала световая газета, а у мест катастроф тут же устанавливались специальные стенды. В Ростове-на-Дону, Одессе, Львове и других городах выставляли для обозрения потерпевшие аварию автомобили, сопровождая этот «вернисаж» описанием причин и последствий происшествия. В газете «Голос Риги» появилась даже специальная рубрика «Это произошло за сутки». Не случайно в этих городах и дорожные происшествия пошли на убыль. Однако опыт этот интересен и полезен вот еще в каком плане. Автомобиль стал массовой машиной, к которой человек настолько привык, что порой перестал осознавать связанные с ней опасности, притом весьма реальные. Мы же в своей пропаганде в основном пытаемся апеллировать к его разуму, совершенно не учитывая психическую, эмоциональную сторону человеческого сознания. Будить разум, конечно, важно и необходимо, но надо научиться воздействовать и на чувства людей. К сожалению, наша пропаганда по безопасности движения еще очень бедна в выборе средств и форм подачи материала.23