40
41
Главный редактор И. И. АДАБАШЕВРедакционнаяколлегия:Л. Л. АФАНАСЬЕВ, Г. М. АФРЕМОВ, A. Г. БАБЫШЕВ, И. М. ГОБЕРМАН, В. Г. ДЕЙКУН, С. Н. ЗАЙЧИКОВ, Г. А. ЗИНГЕР. В. П. КОЛОМНИКОВ, Л. В. КОСТКИН, Б. П. ЛОГИНОВ, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС ( o n . секретарь), В. И. НИКИТИН, B. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, Н. М. СТАНОВОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ (зам. главного редактора), Б. Ф. ТРАММ, А. М. ХЛЕБНИКОВ, Л. М. ШУГУРОВ Оформление Г. Ю. Дубман и Н. П. Бурлака Корректор М. И. ДунаевскаяПОЗДРАВЛЯЕМ ЮБИЛЯРААлександру Нинитичу Силкину исполнилось 70 лет. На счету юбиляра много славных дел. Заслуженный мастер спорта, судья Всесоюзной категории, почетный судья, талантливый инженер, преподаватель, автор многих книг — трудно все даже перечислить. Большая и интересная жизнь этого человека — настоящая история отечественного автомотоспорта, с которым А. Н. Силкин неразрывно связан уже 50 лет. Он чемпион первой Всесоюзной спартакиады 1928 года, победитель многих первенств страны, обладатель более чем 30 рекордов СССР на мотоцинлах разных классов. Читатели нашего журнала знают Александра Никитича как одного из активных авторов, перу которого принадлежит целый ряд интересных статей по мотоспорту и подготовке техники н соревнованиям. Но было бы неправильно говорить сегодня только о прошлых заслугах А. Н. Силнина. И поныне с поистине юношеской энергией служит он дальнейшему развитию мотоспорта. Александр Никитич является членом президиума ФМС СССР, председателем Совета ветеранов автомотоспорта, активно участвует в работе технической комиссии Федерации мотоспорта. Редакция журнала «За рулем» от имени своих читателей сердечно поздравляет Александра Никитича Силкина с юбилеем и желает ему доброго здоровья и больших успехов в его благородных делах.Адрес -акции: 103092, Москва, .1, Сретенка, 26/1. Телефоны: отдел науки и техники — 295-92-71; отдел обучения и воспитания — 223-37-72; отделы безопасности движения и обслуживания; спорта, туризма и массовой работы — 228-71-21; отдел писем к консультаций — 221-62-34; отдел оформления 223-37-72. Рукописи не возвращаются. Сдано в произв. 3.1.1972 г. Подписано в печ. 31.1.72 г. Тираж 2 080 000 Бум. 60x90%. 2,75 бум. л,=5,5 печ. л. Цена 50 коп. Зак. 4. Г-15005. Издательство ДОСААФ (Москва, Б-66, Ново-Рязанская, 26). 3-я типография ВоениэдатаЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 24—25. Правильные ответы — 1, 6, 9, 10, 14, 16, .18, 21. I. Грузовик, хоть и находится на второстепенной улице (ст. 66). проезжает раньше легкового автомобиля (ст. 88). П. Эта табличка служит только для обозначения зоны действия запрещающих знаков (ст. 165; 5.1). III. Обязанность пропустить движущегося по главной улице лежит, согласно правилам, и на водителе трамвая (ст. 66). IV. Ночью звуковые сигналы запрещены во всех населенных пунктах, в остальное время — только в городах (ст. 29). V. Знак указывает предельный общий вес транспортного средства, в том числе и тягача с полуприцепом (ст. 156; 2.9). VI. На рисунке центр перекрестка обозначен тумбой-подставкой и поэтому при левом повороте должен быть оставлен справа (ст. 90). VII. Мотоциклист поворачивает на перекрестке, а поэтому преимуществом пользуется водитель автобуса, движущийся со встречного направления (ст. 88). VIII. Правила обязывают водителя учитывать этот факторлишьв местах сужения горных дорог, а не на всякой дороге (ст. 101).Имя Эйно Иоханновича Пярнаметса читатели нашего журнала узнали четыре года назад. Тогда вместе со статьей о гоночном автомобиле «Эстония-9» в редакцию пришли превосходно сделанные фотографии машины, построенной Таллинским авторемонтным заводом. По снимкам можно было заключить, что выполнены они высококвалифицированным мастером, вдобавок глубоко разбирающимся в автомобильной технике и любящим ее. За «Эстонией-9» последовали другие фотографии, и Э. Пярнаметс стал постоянным нештатным фоторепортером журнала. Первая личная встреча состоялась на трассе «Бинерниенн» в Риге во время очередного чемпионата страны по кольцевым автогонкам. Гонщики прошли уже неснолько кругов, когда представителю реданцни удалось увидеть Пярнаметса. Невысокий коренастый человек лет тридцати брел по опушке леса, помахивая аппаратом с большим объективом. Метрах в десяти по асфальтированной ленте трассы с ревом проносились гоночные автомобили. Несколько фотокорреспондентов «ловили» их, перебегая с места на место. А этот прогуливался рядом, и казалось, гоночная карусель совершенно его не волновала. Можно было подумать, что он просто терпеливо ждет, ногда же окончится эта неуместная с точки зрения солидного человека суета. Но вот последняя машина исчезла из виду, оставив за собой тольно мерное жужжание мотора. Кан бы нехотя странный фотограф нацелился камерой на изгиб опустевшей трассы. Несколько секунд он созерцал ее поворот в видоиенатель. «Ну зачем человек тратит время и пленку...» И тогда на поворот ворвалась плотная группа машин. На оранжевой — неоднократный чемпион страны Энн Гриффель. Он совершил молниеносный рывок с третьего места и стал лидером. Человен нажал на спуск и не торопясь побрел дальше. Звук моторов опять укатился вдаль, секундомер неумолимо отсчитывал время, а незабываемое мгновенье, когда Гриффель начал победный рывок, застыло на пленке Пярнаметса. Эйно не профессиональный фотограф. Он рабочий Таллинского авторемонтного завода, страстно влюбленный в гонки и скоростные машины. Недаром ИЖ, на котором он подкатывает по утрам к прохолной. чувствуется, способен «выжать 120 —130». Эйно форсировал двигатель, существенно реконструировал экипажную часть. Он не расстается ни с мотоциклом, ни с фотоаппаратом. А раз в рунах хорошая камера, разве ею можно делать плохие снимки? Пейзажи Таллина и портреты чемпионов, гоночные мотоциклы и «натюрморты» из их деталей, редкие ситуации на соревнованиях, толпы зрителей, прячущихся под зонтиками, бешено вращающиеся колеса, скользкие тела гоночных машин — все это попадает в его объектив. Пярнаметс и по сей день успешно сотрудничает в нашем журнале. Многие знатоки спорта считают его одним из лучших в стране фотокорреспондентов среди специализирующихся на сюжетах в области автомобильных и мотоциклетных соревнований. В 1968 году он награжден специальным призом нашего журнала за лучшие спортивные фотографии. Сегодня мы знакомим читателей с несколькими кадрами, сделанными им на автогонках. В архиве фотолюбителя немало интересных снимков с мотоциклетных соревнований на ипподроме, кольцевых мотогонок. Но о них в другой раз. А пока, нак говорят в Таллине, «Любаге эситледа сёлтснмеес Пярнаметс» — разрешите представить товарища Пярнаметса.Этим материалом мы продолжаем начатую в прошлом году серию снимков «В фотообъективе спорт». В дальнейшем редакция намерена публиковать такие обзоры регулярно и представить в них все виды авто- и мотоспорта, культивируемые в нашей стране. Во всю мощь 115 лошадиных сил своей машины формулы 3 «летит» по Минской трассе чехословацкий гонщ ик Владимир Губачек. В розыгрыше Кубка дружбы 1970 года он занял третье место. Кстати, Губачек известен и как опытнейший раллист, на «боевом счету» которого немало побед в международных соревнованиях.6 фотообъективе кольцевые гонкиЛенинградский спортсмен Н. Иванов (слева) «потерял» на повороте в ходе гонки правое заднее колесо своей «Эстонии-9», но не утратил хорошего расположения духа. Иванов — один из представителей нового поколения гонщиков и отличается, к ак выражаются тренеры, «острой ездой».Фото Э. ПЯРНАМЕТСА — Ты понимаешь, в чем дело-то, — третья передача «выскакивает», да и все тут. А почему вот...Первый круг в гонке на «Большой приз «Калева» 1971 года в Таллине. Идет заезд на машинах самой массовой категории — формулы 4 (т. е. с мотоциклетными 350-кубовыми двигателями). Впереди под № 19 Ю. Белозеров из Нальчика на автомобиле «Эстония-15М», а вплотную за ним следует бронзовый призер первенства страны 1971 года таллинец Ю. Адамсон. Адамсон работает технологом на том самом заводе, который строит машины «Эстония-15».