ВЫСТАВКИ БЕЗ«Звезда» Туринского салона — «Альфа-ромео» с передними ведущими колесами. <Рено-17ТС» рассчитан на два взрослых и два детских места.Сверху вниз: «ФИАТ-128С-купе». «Моррис-марина» — чугунный блок цилиндров, поршневые амортизаторы, барабанные тормоза и классическая компоновка. На «Мерседес-Бенц-ЗбОСЛК» уже нет традиционной облицовки радиатора «под старину». «Мазда-РХЗ», как и ее предшественница модель «Р100», снабжена двухсекционным роторным двигателем.Брюссель, Женева, Лондон, Париж, Франкфурт, Турин — вот города, где традиционно, из года в год устраивают крупные международные автомобильные выставки. Все они без исключения предназначены в первую очередь для широкой демонстрации новых товаров. Каждый из салонов является по сути дела гигантской витриной, которая обходится недешево. Ежегодно приходится готовить новые модели или делать дорогостоящие «выставочные» экспонаты, сложные демонстрационные стенды, пышное рекламное оформление. Не удивительно, что, столкнувшись с серьезными финансовыми трудностями, в 1971 году большинство автомобильных фирм предпочло не рисковать. Многие из них, учуяв ветер рынка, отказались от форсированной подготовки новых моделей, а стали улучшать комфортабельность, безопасность и технические показатели ранее освоенных машин, внедрять на них второстепенные усовершенствования. В минувшем году не состоялся Франкфуртский салон. Лондонский же выглядел значительно беднее обычного и, видимо, впредь будет проводиться только раз в два года. Немногие фирмы продемонстрировали на выставке 1971 года новые автомобили, остальные сочли за благо выступить лишь с модернизированными моделями или их модификациями. Мало того, даже богатые американские концерны пришли к выводу о нецелесообразности ежегодной смены моделей, которая в среднем обходится им в полтора миллиарда долларов. Сегодня техническая политика каждой крупной автомобильной фирмы основывается на том, чтобы выбрасывать в продажу набор массовых моделей и охватить по возможности большую часть рынка. Малолитражки и спортивные машины, «купе» и «комби», быстроходные и экономичные автомобили, двух- и четырехдверные «седаны», машины для бизнесменов, женщин, молодежи, сельских жителей. Как правило, базовых моделей (наиболее дорогостоящих при освоении) в производственной программе заводов — единицы, зато модификаций — десятки. Возьмем фирму «Рено». Она делает сегодня восемь базовых легковых моделей (с двигателем рабочим объемом 782, 845, 1108, 1289 и 1565 смЗ), на основе которых производятся 24 модификации. Важным дополнением семейства «Рено» стали в конце минувшего года дне новые модели («15» и «17»), которые оказались в центре внимания Парижского салона.Собственно, новыми у них были кузова — четырехместные «•седан» с покатой крышей типа «фастбек» у «Рено-15» («За рулем», 1970, № 11) и «купе 2+2» у «Рено-17». Основные же агрегаты для них использовались от уже выпускаемых моделей. Чем интересна модель «17»? Передним бампером, образующим нижнюю часть облицовки радиатора, и дверями, не имеющими ручек и рамок для стекол. Роль ручки выполняет небольшой участок кромки двери, против которого в кузове сделана выемка. Из двери выступает лишь кнопка замка. Стекло же ложится непосредственно на уплотнитель, при клеенный в верхней части дверного проема. Открывающийся вперед капот двигателя и несъемные задние крылья (обычные для современных автомобилей) дополняют картину. Самая мощная модификация («17ТС») оборудована 108-сильным мотором, пятиступенчатой коробкой передач и дисковыми тормозами всех колес. У остальных — такие тормоза стоят лишь на пе редних колесах. В Туринском салоне роль звезды первой величины досталась автомобилю «Альфа-ромео». который намечено выпускать на новом заводе «Альфасуд». За три года его построили под Неаполем. на юге Италии, где много безработных и рабочая сила дешева. С конвейеров «Альфасуд» ежесуточно должна сходить тысяча малолитражек. Таким образом, себестоимость машины завода «Альфасуд». согласно расчетам специалистов окажется не выше, чем ФИАТ-128, ее главного конкурента. Новая массовая модель по габаритам и базе удивительно близка к этому ФИАТу. В сравнении с соперником «Альфа» мощнее, вместительнее и имеет очень емкий багажник. Кстати, этому показателю сегодня придается большое значение, и он намеренно введен в сводную таблицу, характеризующую новые машины. Двигатель «Альфы» — оппозитная «четверка» с водяным охлаждением. В каждой головке цилиндров находится распределительный вал, приводимый зубчатым ремнем (теперь уже восемь заводов применяют такой привод). Двигатель и трансмиссия объединены в один блок, и ведущими являются передние колеса. Дисковые тормоза передних колес размещены у главной передачи, и это обстоятельство, как и компоновка двигателя, невольно заставляет вспомнить «Ситроен-ЖС» («За рулем», 1971. № 4). Изучая внимательно анатомию30 СЕНСАЦИЙ«Альфа-ромео», можно обнаружить завис имуюпружиннуюподвескузадних колес. в ынесенный под заднее сиденье из опасной зоны бензооак, расположенный над главной передачей реечный рулевой механизм, полнопоточный масляный фильтр, 13-дюймовые шины . Машину предполагается выпускать с четырехи двухдверными кузовами, в нешний вид которыхразработан автом обильнымархитектором Д. Джуджаро. Поскольку сегодня вопросам комфорта и оезопасности все заводы, даже выпускающие дешевые малолитражки, уделяют серьезное внимание, «Альфа-ромео» снабжена весьма комфортабельными сиденьями, «безопасным* рулем. ФИАТ показал на Туринскойвыставкемашинускузовом «купе» н абазе модели «128». Надо сказать , что впоследние годы автомобили с кузовом подобного типа пользуются растущей популярн остью . Это, к акправило , м одификации базовой модели, рассчитанные на два Езрослых и два детских места. Другой вид «купе» — двухместные быстроходныеавтомобили со сверхмощ н ыми моторами иультрамодными кузовами — рассчитан на состоятельных людей ( п ромышленников , в ысшую администрацию). Владелец такой машины сам сидит за рулем, видит в ней символ своего имущественногоположенияи готов заплатить за нее большие деньги. И меннонатакихзаказчиковрассчи тывают небольшие заводы «Феррари» или «Ламборгини», экспонируя свои автомобили. Особенно много их бывает на выставках в Женеве и Турине. Промежуточное положение между упомянутыми двумя группами занимают модели «Ягуар-Е», «ФИАТ-130-купе» и «Мерседес-Бенц-350СЛК». На последней хотелось бы остановиться особо. Завод «Даймлер-Венц» — старейшая автомобильная фирма мира. К серийному производству «безлошадных экипа жей » о наприступилав 1890 году . С тех пор каждая ее новаямашинанеизменно отличается интересными конструктивными решениями. Так. на «МерседесБенц-350СЛК» в тормозной системе установлено антиблокировочное устройство, и сключающее «юз» колес при торможении. Двигатель оборудован электронной системой впрыска топлива «Бош», «транз исторнымзажиганием » ; у «350СЛК» колеса. о тлитые из алюминиевого сплава, «йодные» ф ары . Если «Мерседес» построен по классической схеме с двигателем впереди. то на многих больших автомобилях с кузовом «купе» силовой агрегат расположен в задней или. точнее, центральной частикузова . Т аксделано на «Ламборгини-каунтач» и «Феррари-ББ». А приводнапередниеколеса ? Он поп режнемураспространенлишь на малолитражках. Среди автомобилей класса 1500 — 2 000 с.мз концерн «БритишЛейланд» сократил число моделей с передними ведущими колесами ив 1971 годуначалпроизводство машины «Моррис-марина» с классической компоновочной схемой. «Моррис-марина» — безликий по внешнему виду автомобиль . Его трудно отличить от соперников . Все этимаши ны представляют наиболее распространенный ныне класс 1300—1800 см3. И менно он обогатилсявпрошлом году наибольшим числом усовершенствованн ыхмоделей : «Ауди-ЮОГЛ», « М ицубиси галант», «Опель-аскона». М икролитражкив ыставках не оказалосьни электрических, ни паровыхавтомобилей , к оторые имели бы практическую ценность. Симптоматично, что итальянский завод «ДеТомасо», ранее охотно представлявший плоды своего сотрудничества в области электромобилей с американским концерном «Рован», на этот раз демонстрировал компактный (длина 2560 мм, ш ирина 1370 мм ) « С ити - к ар » ( « г ородскую машину») с 500 - к убовымкарбюраторным двигателем.Так называемое центральное расположение двигателя на «Ламборгнни-каунтач».« С итроен - Ж С » с кузовом «комби». Эти кузова за последнее времясталиочень популярны.же в последнее время утратили былую популярность . На выставках 1971 года их ряды пополнили лишь ФИАТ-127 («За рулем » , 1 971 , № 11) и « Х онда - з ет » («За рулем», 1971, № 12). Заметим, что ФИАТ-127 былпризнаннаиболее удачн оймоделью 1971 года . Английский филиал «форда», ловко используя свой успех на ралли Лондон — Мехико, выпустил на рыноктак называемую скоростную модификацию («Эскорт-мехико») своей наиболее распространенной модели. Кроме нее на стендах Лондонского салона были представлены «Форд-капри» с «антикрылом» над багажником . «Роллсройс» с двигателем, чей рабочий объем увеличенс 6230 до 6745 смз. На Парижскойвыставкедемонстриро вался ультрасовременный спортивный «Альпин-Рено-А310» («За рулем » , 1971. № 11), « С итроен - Ж С » с кузовом «комби» и близнецы « М азда » — один («РХЗ») с двухсек ц1 ионным роторным двигателем (2292 см , 115 л . с ) , д ругой («808») — с обычным поршневым. Помимо роторных двигателей пока не удалось найти иных достойных соперников поршневому мотору. Поэтому и наТ уринский салон, к ак всегда, пестрел машинамисэкспериментальными кузовами («Стратос-лянча», «Феррари-ББ»), гоночными автомобилями, машинами типа «багги». Среди этого многообразия ярких красок, н еожиданныхформ , ошеломляющих наименований как-то терялись важные мелочи: «дворники» для заднегостекла на «Волво-145» с кузовом «комби», автоматический подогрев сиденья водителя и стеклоочистители фарна СААБ-99. По сравнениюспрошлымигодами на выставках были более широко представ лены легковые автомобили социалистических стран. В Париже и Турине экспо нировалнсь «ыосквичи-412» и «волги-24» как с карбюраторными, так ис дизельн ымидвигателями , а также <Лада» («Жигули») и «Запорожец-966». Кроме этих машин на стендахприсутствовали чехословацкие «шкоды» моделей «100», «110» и « П ОР » , п ольские « ф иаты » , ю го славские «заставы-101». автомобили « В артбург - 3 53 » (ГДР) и АРО - 4 61 (Румыния).Л. ШУГУРОВ. инженерs положе гателя ущие есаX 1о SСи"МаркаавтомобиляистранаЧисло цилиндров , их рабочий 3 объем, сми»,2 и -: <:Ч5 63 112 440 73 200 100 61 84 68 60 90 108 75 165 86 360 276я a «j о С- « а х ППX с:с я ОX П2 * " о ; 9* о ао 4/0,40 5/0,65 2/ — 4/ — 5/0,3 4/ — 5/0,37 4/0,31 5/0.31 4/0,24 4/0.24 2 + 2 0.24 2 + 2/0,41 5/0,6 4/0.23 2/ 2 + 2/0,2Оа о > и а о._ Ю'5 олиО XXи о2о -, X Sок 150 179 300 155 210 180 132 153 145 150 170 180 160 195 165 300 240go а-то аС- Нг«3! XО —<o"S~ч3890 4590 4010 3970 4470 4080 4220 4140 4180 4260 4260 4260 3800 4840 3980 4360 4683 1а. s 2S =g о с2 а 3~ а. н ч_11 — 1 6 13—18«Альфа-ромео-альфасуд» (Италия) « А уди - 1 00 ГЛ» ( Ф РГ ) «Ламборгини-каунтач-ЛП500» (Италия) «Мазда-808» (Япония) « М ерседес - Б енц - 3 50СЛК » (ФРГ) «Мицубиси-галант-ГТО-М 1 » (Япония) « М оррис - м арина - 1 300» ( А нглия ) «Моррис-марина-1 800-купе» (Англия) « О пель - а скона - 1 6 » (ФРГ) «Рено-15ТЛ» (Франция) «Рено-15ТС» (Франция) «Рено-17ТС» ( Ф ранция ) «ФИАТ-128С-купе» (Италия) «ФИАТ-130-купе» (Италия) «Форд-эскорт-мехино» (Англия) «Феррари-ББ» (Италия) «Ягуар-Е-\М2» (Англия)4—1186 4 — 1871 12 — 4 9714 — 1272 8 — 3499 4 -1597 4 — 1275 4 - 1798 4—1584 4—12Н9 4—1565 4--1565 4-1290 6 — 3238 4 — 1601 12-4390 12 — 5 343п—п Ц—3П —3 П —3 П—3 П —3 П —П П —П830 1050п—3 п -3изоП —пП- 3 П —3 Ц—3 П —3п—п830 1545 850 878 848 960 965 1005 1055 786 1530 870 1160 1480_ — — — 9.0 — 18,014,0 18.0— — — 8 - 11— — 14.013,5 12.0 15,0 6.812 — 13 9 — 10 9—13 9—13 10 — 15 15 11 — 12 16 — 22 ко-———Обозначения: П — переднее расположение двигателя и ведущих колес; 3 — заднее: Ц лесами. Ж ирным шрифтом выделены модели крупносерийного и массового производства.силовой агрегатперед задними31