П ринято постановление «О мерах по ускорению создания сети предприятий по техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам». По каждой союзной республике установлены задания по строительству в текущем пятилетииширокой сети станц ий технического обслуживания легковых автомобилей, принадлежащих гражданам. Т акиестанции предусмотрено создать примернов 400 городах страны.В июльском номере журнала «За рулем» за 1971 год на заседании. «Круглого столам начальник объеди-нения «Росавтотехобслуживание» Э. В. Старанников с одобрением отозвался о намерении Волжского автомобильного завода не продавать машины в тех районах, где нет условий для их технического обслуживания. Может быть, такудобнее для завода и всех тех, кто отвечает за организацию технического обслуживания, ни это лишь видимость благополучия, в ущерб интересам покупателей. У нас в Мурманске нет СТО, нет, как выяснилось, даже площадка для приема больших партий автомобилей. Это значит, что надеждам автолюбителей не сбыться еще долгое время. Небольшим количеством «москвичей» и «запорожцев», поступающих у нас в продажу, удовлетворить этот огромный спрос невозможно. Чем вызвана такая избирательная система продажи «жигулей», обидная для многих периферийных покупателей? Разве заводу Не асе равно, от кого получать деньги за свою продукцию? А. г. Мурманск НИКИТЧУКК ак нн обидно для автолюбителей некоторых областей, п олитика Волжского автомобильного завода вполне оправдана . «Жигули» — н оваямарка , с овременный автомобиль, недавно зап ущенныйв серийное производство. Н ачальный период имеет, к ак свидетельствует практика автомобилестроен ия во всем мире, свои особенности. На него приходитсянаибольшее число неисправностейи отказов в работе осв аиваемоймашины . Они могут происходить из-за отдельных технологических и конструктивных недоработок, которые заводу важно побыстрее выя витьиустранить , а главное из-за неосведомленности водителей, недостаточного опыта обслуживающего персон ала . К тому же ВАЗ-2101 требует высокооктанового горючего, с пециальныхмаселижидкостей , не применяемых на других наших автомобилях. С учетом всего этого Волжским автозаводом организованотехническое обс луживание новой машиныв течение гарантийного срока по специальным сервисным книжкам , в ручаемым покуп ателям . В них определен обязательн ый перечень операций технического обслуживания после установленных норм пробега. Операции эти выполня ю тся на станциях , тесно связанныхсзаводом , к оторый обеспечивает их спец иальным инструментом, оснасткой и ггрислособлениями, к омплектамизапас н ых частей, обучает специалистов поАВТОсервисмобильАВТОПросторные цехи, производительное оборудование — такими предстают пер нами новые станции технического обслуживания автомобилей. На снимках: одна из таких станций — в Иваново. Фото В. Ширшова18 ремонту иобслуживанию . Только на такихстанцияхимеются необходимые для «жигулей» а мазочные материалы и спецжидкости. Каждый владелец машиныобязан точно соблюдать все условия сервисного обслуживания , иначе он теряет право на заводскую гарантию. П остоянная связь завода со станц иями позволяет быстро обнаруживать отдельные недостатки и совершенствовать машину . Вот почему заводу небезразлично, где икак будут эксплуатироваться «жигули». Н икому не придет в голову при отсутствии часовой мастерской отнести часы для чистки и смавки, о кажем , в кузницу. Примерно такое же значение специальное оборудование имеет идля нового автомобиля. Н екоторые автолюбители, ж елая поскорее приобрести «Жигули», готовы отказаться от гарантий ипредъявления каких-либо претенз ийвслучае преждевременного выхода из строя агрегатов машины . Однако такое решение вопроса далеко не лич ное дело покупателя . Если хотя бы половина выпускаемых «жигулей» будет работать втаких неприспособленных условиях, потребность взапасных частях для них возрастет внесколько раз, они станут дефицитнымии для гарантийныхмашин , заводу придется выпускатьзапчастив ущерб основной продукции . А это противоречит общественным интересам. И так недостаткив организации технического обслуживания парка машин индивидуального пользования привели к хроническому дефициту запасных частей. В 1970 году автолюбителям было продано на 18 миллионов рублей запасных частей четырех тысячнаименований . В минувшем году рыночный фонд получил шесть тысячнаименований на пятьдесят слишниммиллионов рублей. Но и этого не хватило для полного удовлетворения спроса. Л ишь высококвалиф ицированное техническое обслуя!ивание может резко сократить неоправд анный расход запчастей. Поэтому речь идет не только о «жигулях» И не толькоогарантийном заводском сервисе. Н апринципиально новой основе будет развиваться вся система технического обслуживания всех марок автомобилей и мотоциклов, н аходящих ся виндивидуальном пользовании, и сервисные центры Волжского автозавода лишь часть широкойпрограммы , н амеченнойпятилетнимпланом . Особ аяважность эффективного выполнен ия этой программы подчеркивается недавно принятым правительственным постановлением «О мерах по ускорению создания сети предприятий по техническому обслуживаниюлегковых автомобилей идругих транспортных средств, п ринадлежащихгражданам » . Д ляразвития сети СТО в Российской Федерациив девятой пятилетке выделены большие деньги — 2 43миллионарублей. На них будет построено 314 предприятий по ремонту и обслуживанию машининдивидуальных владельц ев ; в общей сложности войдут в строй 4033 рабочих поста. З начительно расш ирится география размещения этих предприятий . До сих пор во многих отд аленныхрайонах страны не было ни одной ремонтной мастерской, предназначенной специально для автолюбителей. В ближайшие годы положение резко изменитсяклучшему . В Приморском крае, например, к исходу пятилетки будут действовать восемь станций технического обслуживания на 87 постов, хабаровчане получат четыре станции на 51 пост, мощность предприятий автотехобслужнванияв Свердловской области увеличится на 145 постов, в Московской — на 270, в Ленинградской — на 239. Станции технического обслуживания строятся по единым типовым проектам, р ассчитанным на разную пропускную способность, на разныеклиматические условия. С амымималенькими будут 98 станций на пять машино-мест кажд ая , с амымикрупными — 47 предп риятий на 25 и 50 рабочих постов. На станциях станет можнои привести в порядок машину, и купить новую. здесь же подготовленную к продаже, и ли из комиссионного магазина . Такое быстрое расширение сети авт ообслуживания потребует значительного пополнения кадров специалистовремонтников. Обучение их ведется впрофтехучилищах . Слесари и инженерно-технические работники проходят специальную подготовку по двух- и четырехнедельной программам на Волжском автозаводе в Тольятти. Все вступающие в строй станции обеспечены новейшим ремонтным и диагностическим оборудованием отечественного производства изакупленнымв странах социалистического содружества. Конечно, продуктивное освоение выделенных на строительство средств в немалой степени зависит от заинтересованности иинициативы на местах, когда решаются вопросы обеспечения новостройки конкретнымиисполнителями работ. По-видимому, особые условия продажи «жигулей» помогут стимулировать этот интерес. Теперь вернемся кнуждаммурман с ких автолюбителей. Н есколько недель назад здесь, в областном центре было завершено строительство новой станции технического обслуживания — одной из предусмотренных пятилетним планом. В нынешнем году такиеже станции начнут действовать вКандалакшеи Мончегорске. Они обеспечат всеми необходимыми услугами владельцев «москвичей», «волг». «запорожцев», в ыпуск которых неуклонно растет. А тем, кто предпочитает «жигули», придется еще немного подождать. Волжский автозавод пока только набирает мощность и не в состоянии еще обеспечить сервисное обслуживание своих машин везде, где имеется на них спрос. Но число станций сервисного обслужив ания «жигулей» растет, будут они и на Кольском полуострове. Э. С ТАРАННИКОВ , н ачальник объединения «Росавтотехобслуживание»19