Предметом особой заботы ДОСААФ , как надежного помощника и резерва Вооруженных Сил, и в дальнейшем должна быть подготовка молодежи к военной службе. Из приветствия ЦК КПСС VII Всесоюзному съезду ДОСААФКак готовить умелых водителей в автомотоклубахГерой Советского Союза В. НАУМЕНКО, начальник управления ЦК ДОСААФЭНЕРГИЯ,НАСТОИВесна, пожалуй, самая напряженная и ответственная пора вжизни автомотоклубов оборонного Общества: б лизокк завершению учебный год. Готовятся к выпуску очередные потоки будущих воинов-водителей, и скоромногие из тех юношей , что сегодня набираются знаний в классах, мастерских, за рулем учебных автомобилей, предстанут пер ед авторитетными комиссиями округов и автоинспекций, а потом пополнят ряды вооруженных защитников Родины. И кто из наставников не испытывает глубокого волнения! В сущности, к о нечный результат большого труда опре деляется тем , к ак их питомцы быстро войдут в строй, станут умелыми солдатами, знатоками боевой техники и оружия. м а - А тинской , Витебский, Ж итомирский , Черниговский, Тамбовский, Тбилисский, О мский , средний балл более 4,5, а втор ой показатель составляет почти сто процентов . А ведь за каждой цифрой, за каждой десятой долей балла — ж ивой человек. Низок показатель — значит не доучили, плохо подготовили десятки, сотни людей. В то же время в Обществе немало учебных организаций, служащих примером . П ередовымимы их и называем потому, что там хор ошо поставлено обучение, высока ор ганизованность, дисциплина, умело ведется методическая работа, политическ оеи воинское воспитание. Сейчас в зале погаснет свет, и водители. занимающиеся иа тренажерах, «отправятся в путь». На «дороге» они будут преодолевать подъемы и спуски, совершать правые и левые повороты, обгонять другие машины, разъезжаться с едущими навстречу... Настойчивее внедрять в практику подготовки водителей новые технические средства обучения — таково требование времени. Завершающие месяцы нынешнего учебного года — это и первые итоги деятельности клубных коллективов по выполнению решений VII съезда обо р онного Общества, своего рода рапорт отом , как претворяются вжизнь требования партии и государства, и зложен ные в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 7 мая 1966 года, приветствии Центрального Комитета партии VII съезду ДОСААФ , в Эаконе о всеобщей воинской обязанности. Пока еще рано судить в целом ого дичных результатах, но ужесовершен но очевидно: многие автомотоклубы подходят к «финишу» с более высоки ми показателями, нежели впредыду щие годы. Сделан уверенный шаг впер едврешенииодной из основных задач, которая поставлена перед оборон н ымОбществом Центральным Комитет ом партии и правительством, — постоянно повышать качество подготовки специалистов. Именно по совокупности качественных показателей оценивается деятельность наших учебных организаций. Возьм ем хотя бы успеваемость. Если вце лом по автомотоклубам ДОСААФ страны она колеблется между 4,2 4,3 балла, а сдача экзаменов ГАИс первого раза составляет 92,3 процента, то впе редовых коллективах эти показатели выше. В таких автомотоклубах, к акАл Сейчас среди ста учебных организа ций, к оторым присвоено звание образ цовых, автомотоклубы составляют по давляющее большинство. Четырнадцать из них награждены переходящими Красн ыми знаменами военных округов . Выходят вперед не только отдельные кол лективы — успешно выполняют задания поподготовке специалистов для армии и флота ряд областных и республиканских организаций Общества. Украина, Белоруссия, Грузия, А рмения , Литва, О мская , Ростовская, Брянская, Тульская, О ренбургская , Курская области, Татарская АССР устойчиво занимают ведущее положениев обучении будущих воинов. В нынешнем учебном году успеху сопутствовал прежде всего размах социалистического соревнования в честь XXIV съезда КПСС и за достойное выполнение его решений. П римеромможет служить республиканская организация ДОСААФУкраины , которая ужетриж ды награждалась переходящим Красным знаменем ЦК ДОСААФ СССР. Высоким уровнем организации социалистического соревнования отличается Омская областная организация Общества, у же четыре года подряд удержива ющая переходящее Красное знамя Министерства обороны , награжденная Ленинской юбилейной почетной грамо той ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Областной комитет ДОСААФв свое время поставил себе конкретную цель: ни одной отстающей учебной ор ганизации. Тон в соревновании не тольк ов области, но ив стране задал Омский образцовый автомотоклуб. Его прим еру последовали Тарский, Калачинский идругие . М ногое переняли они у инициатора соревнования. И вот результат: по ряду показателей уже мало чем уступают омичам . Собственно, сила и цель соревнования втоми состоит, чтоб ы подтянуть отстающих доуровня передовых. Здесь лишь два примера. Но так по ставлено дело в большинстве областных, краевых, республиканских органи заций оборонного Общества. В текущемучебном году заметно по высился уровень политического и воинс кого воспитания будущих армейских водителей. О громный политический и трудовой подъем в стране, вызванный историческими решениями XXIV съезда КПСС, охватил и наши учебные органи зации. Во многих автомотоклубах основное внимание было обращено на пропаганду руководящейи направляющей роли партии, разъяснение ленинских заветов о защите социалистического Отечества, задач деаятой пятилетки. Высокого накала военно-патриотическая работа достигла такжев дни месячника оборонно-массовой работы, п ро веденного в честь Дня Советской Ар м иииВоенно - М орского флота. Благотворное идейное воздействие на молодежь ощутимее там, где в идеолог ическую работу вовлечен широкийкруг актива — о фицерыи сержанты запаса, работники райкомов комсомола, лекторы отделений общества «Знание». Так поставлено дело, например, в Волгог радском автомотоклубе. К сожалению , у нас еще немало и таких учебных организаций, к оторые не справляются с государственными зада- ниями и допускают много брака в работе. Слабо готовят специалистов в некоторых автомотоклубах Азербайджанской, Таджикской, Латвийской союзных республик, Камчатской, Белгородской, Мурманской областей. В чем причины недостатков? Как отмечалось на VII съезде ДОСААФ, в ряде мест планирование военно-технической подготовки ведется без учета того, что призывы проходят два раза в год. В результате юноши попадают на военную службу через пять-шесть месяцев после окончания учебы, естественно, частично утрачивая полученные знания. Нередко нарушается принцип комплектования учебных групп: в них включают призывников с разным уровнем образования. Бывает, не учитывают и производственной занятости обучаемых. Это приводит к пропускам занятий. А результат — плохое знание предмета. Недавно были проведены проверки и установлено, что в ряде клубов не устранены грубые нарушения методики обучения, допускаются произвольное сокращение учебных программ, приписки часов практического вождения. Серьезным тормозом в деле обучения специалистов является слабая материально-техническая база значительного числа учебных организаций. Несмотря на то что за годы, прошедшие между VI и VII съездами ДОСААФ, благодаря заботе партийных, советских органов, инициативе комитетов Общества введено в строй более 400 учебных зданий, создано много специализированных, хорошо оборудованных учебных классов, лабораторий, строятся автодромы, мастерские, гаражи, все же ряд наших клубов размещен и оснащен неудовлетворительно. Это касается прежде всего многих учебных организаций ДОСААФ Казахстана, Архангельской, Костромской, Орловской, Калужской, Новгородской, Ярославской областей. Текущее пятилетие должно стать поворотным в деле капитального строительства, оснащения клубов новой учебной техникой, внедрения в практику современных средств обучения. Успешное решение этой задачи будет во многом засть. поисвисеть от дальнейшего укрепления связей наших комитетов с советскими, хозяйственными, общественными организациями, от деловитости, настойчивости руководителей клубов. Сейчас важно умело, по-хозяйски распорядиться имеющимися денежными фондами, взять под неослабный контроль планы строительства, добиваться их неукоснительного выполнения. Только тогда мы сможем сказать, что достигли высокого качества обучения специалистов, когда у нас не будет отстающих учебных организаций. Сейчас в ряде мест сложилось такое положение, что, как говорят, за широкой спиной передовых, образцовых клубов скрываются средние, а порой просто плохие показатели. Кое-где одни клубы ходят в лелеянных сынках, другие — в пасынках. Особое внимание надо обратить на сельские автомотоклубы, которые остро нуждаются в улучшении материально-технического оснащения ив другой помощи. Подводя итоги учебного года, составляя планы на будущее, следует активнее перенимать опыт наших маяков, брать от них лучшее, новое, интересное. А для этого — шире использовать методические сборы, которые повсеместно пройдут в летне-осенние месяцы 1972 года. Они явятся хорошей школой повышения методического мастерства. Помимо областных и республиканских сборов ЦК ДОСААФ планирует открыть месячные курсы по переподготовке руководящего состава клубов, провести в шести зонах страны четырехдневные сборы старших мастеров производственного обучения и на базе Житомирского АМК трехдневные сборы заместителей председателей комитетов по военно-технической подготовке. Уже сейчас надо продумать в деталях, как лучше организовать учебно-методические занятия с преподавателями, что нового, интересного им преподнести. В этой связи хочется напомнить: недавно утвержденные программы подготовки специалистов для Вооруженных Сил значительно повышают роль и авторитет преподавателя. Отныне он будет проводить в группе все занятия, как теоретические, так и лабораторно-практические. Повышенные требования предъявляются ик инструкторам вождения^ так как в программах отводится больше внимания езде в сложных дорожных условиях, ночью, в колонне. Разуме%тся, подбор, воспитание преподавателей, инструкторов — дело не сезонное. В последние годы кадры педагогов-воспитателей значительно обновились и стабилизировались. В автомотоклубах Белоруссии, например, в числе преподавателей около семидесяти процентов — офицеры запаса, почти столько же имеют высшее, а остальные среднее техническое образование. Хорошо подобран преподав ательско-инструкторский состав в учебных организациях Украины, Узбекистана, Грузии, Армении, большинства областей Российской Федерации. Однако в ряде мест еще велики текучесть кадров, процент совместителей; кое-где на педагогической стезе подвизаются люди малограмотные, малоопытные. Постоянно улучшать подбор, расстановку, методическое мастерство руководящего и преподавательского состава, повысить требовательность, проявлять больше заботы о людях, находить для передовиков способы морального и материального стимулирования — таковы незыблемые принципы работы с кадрами. Сейчас автомотоклубы ДОСААФ деятельно готовятся к выпускным экзаменам. Одним остаются считанные дни, другим — чуть больше. Но как бы плодотворно ни трудились призывники в течение первого полугодия, полезно еще и еще раз проверить их знания, чтобы почему-либо не оказалось среди вышедших к экзаменационному столу курсантов, слабо усвоивших тот или иной раздел. Долг каждого преподавателя, руководителя клуба закончить учебный год так, чтобы с чистой совестью можно было сказать самому себе: на воинскую службу придут грамотные, умелые юноши, верные защитники Родины.