28
29
Комсомольцы на вахте БДСегодня ивзрослому не так-то просто перейти улицу вбольшомгороде : н уж ­ но терпеливо дождатьсяразрешающего сигнала светофора, не оказаться на пути у машин, п оворачивающих направо, не мешкая закончить переход , пока трансп ортный поток снова не пришелвдви ­ ж ение . Еще сложнее на нерегулируемомперекрестке , где нужны известный опыт, чтобы выбрать безопасную паузу в нес кончаемых вереницах автомобилей. А каково приходится детям? В пешеходнойпрактике малыша за него все решали родители. Потому, наверное, стае в школьном возрасте самостоятельным участникомуличногодвижения , он зачастую совершенно не подготовленк этой ответственной роли . Торопясь на уроки , он бросается наперерезидущему трансп ортуибыстро привыкает к тому, что при известной расторопности это кон ­ чается благополучно. После того как, отчаянно визжатормозами , п еред ним нес колько раз будто вкопанные замрут машины , он ужеубежден , что автомобиль на него наехать не может , не имеет права. Не понимая сложностии опасности обстановки на проезжей части, он привыкает клегкомысленнойбеспечно ­ сти инередко становится ее жертвой . Конечно, взрослые призывают детей косторожности , но слишком часто эти призывы остаются для малолетней аудитории абстрактными, неубедительными. Ребенок должен принимать их на веру, а для сознательной осторожности необх одимосамому овладеть законамидо ­ р ог , уметь оценивать ситуацию на пере ­ к рестке , представлять тормозные возм ожностимашин . Научить всему этомумногие родители просто не могут : не хватает знаний. За решение этой задачи взялись комсомол , р аботники Госаатои нспекции , школа, активисты-автотранспортники. ...Все здесь почти настоящее. Асфальтированные дорогисчеткими линиями разметки , светлыми полоскамиперехо ­ дов, д орожнымизнакамии указателями, мосты, тоннели. На перекрестке — р егу ­ л ировщиксжезлом . Повинуясь его сигналу, останавливается вереница педальных автомобилей. Ш естилетние водители ждут , к огда их ровесник постовой раз ­ р ешит ехать дальше. Это автовелодром ленинградского дошкольного санатория « С олнышко » . В увлекательной игре дети узнают здесь, что такое улица ипере ­ к ресток , о чемговорят сигналы светофора идорожные знаки, почему улицу можно переходить только так, а не иначе. Знание этих « п очему » и м очень при ­ годится, к огда они по настоящей улице будут ходить вшколу . Таких детских транспортных площадокмногов нашей стране. На них постигают начала дорожнойграмоты самые маленькие пешеходы . Знания эти будут «пополняться на уроках : в большинстве школужеорганизовано изучение правил уличного движения. С ледующей ступенью являются детс кие автомобильные городкиипионер ­ ские автотрассы, с уществующиеужебо ­ лее чем в 50 городах страны. 3*десь изучают не только правила движения, но и устройство настоящего автомобиля, овладевают навыками вождения . Собственно, это регулярная автомобильная линия, на которой все делают сами ре ­ бята. Они водят автомобили иобслужи ­ вают их вгараже , р егулируютдвижениеи несут патрульнуюслужбу . П едагогии специалисты — ветераны автотранспорта выступают лишь вроли консультантов и наставников. Под их руководствомюные водители проводят иногда и дальние автопробеги. Транспортные площадкии автотрассы — одна из наиболее увлекательных форм работы с детьми. Существуют и другие. В Белоруссии, н апример , в большин ­ стве школсозданыуголки по безопас ­ ности движения . Здесь совместно с Госавтоинспекцией разработано «Положение оюном автоинспекторе», отряды юных автоинспекторов организованы во многих школах. М инскийгоркомкомсо ­ мола во взаимодействии сгороно , Г АИ , О бществомКрасного Креста проводит эстафеты, к онкурсы , с оревнования по правилам движения . В ряде крупных городов Украины организована службаюных регулировщиков, деятельных помощников Госавтоинс пекциив работе со школьниками . Они всегда на посту, к огда дети идут вшко ­ лу или возвращаются после уроков . Здесь жесозданыкомсомольскиеопе ­ ративные моторизованные отряды содействия Госавтоинспекции. Они ведут воспитательную работу с молодежью автотранспортных предприятий, провер яюттехническое состояние автомоби ­ лей имотоциклов , д ежуряти проводят рейды на дорогах , выступают с беседам и по радио и телевидению, выпускают «сигналы» и «молнии», о суждающие нарушителей. В Казахстане, на Украине , в Удмуртиииврядедругихреспублик , в ряде об ­ ластей проводятся конкурсыпионерскихдружинисоревнованияюных велосипедистов на лучшее знание правил движе ­ ния. Большое значение в профилактике детскогодорожно - т ранспортного травматизма имеет организованная ЦК ВЛКСМ, газетой « П ионерская правда» и ГАИ МВД СССР Всесоюзная игра-викт орина «Светофор», в которой участвует более двух миллионов школьников . Как видим , ж изнь подсказала немало интересных и эффективных форм работы, направленной на то, ч тобы научить детей иподростков понимать законы дорожного движения, оградить их от несчастных случаев. И все же, несмотря на эти меры, положение остается тревожным . В чемже дело? Как организовать работу известно, а результаты оставляют желать лучшего. Видимо, передовой опыт профилактики детского дорожнотранспортного травматизма распространяется слабо. Во многих областях и городах эта работа практически отсутствует или ведется формально . К омсомоль ­ с киеорганизации здесь не определилиеще своего места иролив выполнении столь важной задачи, не установили нео бходимых контактов сорганами внутренних дел идругимиорганизациями . Чтобы решительно улучшить положение, н ужны объединенные и хорошо скоординированные усилия многих заинтересованных организацийи ведомств. И душой этой работы должен стать ком ­ сомол. Вот почемудорожные происшествия стали предметомвсестороннего совместного обсужденияв ЦК ВЛКСМиМВД СССР, в результате которогоСекрета ­ риат ЦК ВЛКСМи Коллегия Министер ­ ства внутренних дел СССР приняли 17 сентября 1971 года специальное постановление «О совместной работе комсо ­ мольских организацийиорганов внутренних дел по предупреждениюдетско ­ го дорожно-транспортного травматизма». К омитетамкомсомолаиорганам внутренних дел во взаимодействии с органами народногои профессионально-технического образования, с другими организ ациямии ведомствами предложено разработать и утвердить конкретнуюпро ­ г рамму действий. В постановлении подр обно перечислены необходимыемеро ­ приятия. Сделать предстоит многое . Предстоит организовать специальные лектории по правилам уличного движе ­ ния для младших школьников во Двор ­ цах культурыи клубах, в Домах пионеров, в детских кинотеатрах, в школах и по месту жительства. Обеспечить активное участие всех пионерских дружин во Всесоюзнойигре - в икторине «Светофор». На базе лучших пионерских лагерей ежегодно проводить республикан ­ ские, к раевыеи областные финалы этой игры. С помощью наиболее подготовленных работниковорганов внутренних дел, нештатных сотрудников Государственной автомобильной инспекции , работников транспортных предприятий , членов автом отоклубовДОСААФнеобходимо создать во всех общеобразовательныхшко ­ лах отряды юных инспекторов движения. О дной из главных задач таких отря ­ дов будет пропаганда правил движения среди школьников, организация пионерских патрулей в местах с наиболее интенсивным движением возле школи детских внешкольных учреждений . К омсомольские организации должны принять активное участие в строительстве иоборудовании детских городк ов , аттракционов, и гротек , в офор ­ млении уголков безопасности движ енияв школах, парках и садах, во внешкольных учреждениях, пионерских лагерях и по месту жительства. Поставлена задача кконцутекущего года совместно с заинтересованными организа ­ циями — к рупными автотранспортными предприятиями , автозаводами, автомоток лубамиДОСААФ — решить вопросо строительстве в городах республиканско -Неприятный разговорФото Р. Озерсногого, к раевогои областного значения детских автогородкови автотрасс. В нынешн емгоду будет проведени Всесоюзный конкурс на лучший детскийавтогородок . Большая роль в выполнении поставленных задач отводится комсомольцам автотранспортных предприятий . Н еобхо ­ д имо принять мерыкулучшениюдисци ­ плины и усилению борьбыс пьянством среди молодых водителей, добиваться безаварийной работы. Комсомольские организации автохозяйств, авторемонтных заводов, учебных комбинатовдолж ­ ны значительно активизировать шефс кую работу в школах и профтехучилищах по пропаганде правил уличного движ ения , стать застрельщикамии инициат орами создания отрядов иклубов юных водителей, самодеятельных спортивных клубов юных автомобилистов. Только в тесном взаимодействии сш ирокой общественностью, коллективами водителей-профессионалов и любителей, с работниками автомотоклубов и учебных пунктов ДОСААФ , школой и семьей, со всеми, к ому небезразлична судьба подростков , м ожно решить задачу резкогоснижениядетскогодорожнотранспортного травматизма. Ведущую роль вэтомважнейшем деле призван сыграть комсомол . К омсомольцы двадцатых годов провели огромную работу по ликвидации неграмотностив стране. П ри нынешних темпах автомобилизации ликвидировать дорожную безграмотность — для нас задача тоже актуальная и почетная. Э. ПРИМАК, заведующий сектором по работе с подростками Отдела школьной молодежи ЦКВЛКСМ29