моральный климатЕжедневно • редакционной почте — стопки откликов на статью «Моральный климат дороги» (За рулем», № 1, 1972 г.). Пишут водители-профессионалы, автолюбители, мотоциклисты. Спорят, делятся впечатлениями, новыми фактами, предлагают. М ногие мысли, предложения далеко выходят за рамки вопросов, поднятых Ю. Соляниковым. На этой странице мы публикуем несколько откликов на статью «Моральный климат дороги».— А вообще - т о , — сказал он , — это дело первогожезаметившего — выйти из кабиныи убрать. И всамом деле: не должен водитель уклоняться от наблюдения за проезжей частью дороги , той рабочей территор ией , к оторая специально для него сделана. М оимсобеседником , в котором заговорила совесть, был молодой , о прятно одетый водитель грузовика ГАЗ-51 тов. Недов из вулканештокого сельпо. Безусловно, в следующий раз он уберет камнисдороги . А вот те, к оторыепро ехали?.. Д олгкаждого , будь то водитель, р уководитель автохозяйства, работник дорожныхорганов , сделать все, чтобы наши улицы идороги не таили неожиданностей , чтобы путь был безопа сен. И. СТРОНЕ, начальник службы безопасности движения Министерства автотранспорта г. Кишинев Молдавской ССРХУЛИГАНОВ-НАКАЗЫВАТЬ!К онечно , плохо, к огда , мчась По доро ге, м ы «не замечаем » товарища, попавш еговтруднуюситуацию , не беремв автобус запоздалогои уставшего путни ка, но ещехуже , к огдавстречаем на шоссе хулиганов. После длительного путешествия, начавшегося вКрасноярске , 18 сентября прошлого года под вечер яспассажи ром и обычном туристским грузом выехал на мотоциклев Ташкент. В нес колькихкилометрах от Чимкента нас обогнал автомобиль ГАЗ-69. К огда он оказался впереди , открылась правая дверца , и под колеса мотоцикладоволь но точно была брошена бутылка. О скол ки стекла усыпали асфальт. К акмог , я увернулся от удара, д огналмашину , к о торая свернула впоселокАкжар . Н омер ее успел записать. Вот он : 11-33 ЮКЕ . Больше десяти лет яезжу по доро гам разных областей, но такой наглости не встречал. Хулиганов надо строго наказывать. Ю . АВДЕЕВСКИЙ Красноярский край, пос. Мотыгино Справка. Как сообщилиредакции из ГАИ Чимкентской области, ГАЗ-69 с названным номерным знаком принадлежит совхозу « А кжарский » Л енинского района. Кто вел автомобиль в тот злополучный день, к то сидел рядомс шофером? Установить это не удалось. Но кто бы он ни был, тов. А вдеевский прав: хулиганство на дорогах « а до пресекать самым решительным образом.ДВА ДОБАВЛЕНИЯПервое. В ременами на шоссе на про т яжении 100—200 километров вам встретится десяток, а то и более препятствий, созданных впередиидущеймашиной . Это и тара, выпавшая из кузова , и кусокме таллолома, и доскипоперекдороги . « С юрпризы » м огут появиться перед глазами в самый непредвиденный момент. И дело случая — быть или не быть аварии. Выводы? М не думается, надо усилить контроль (а можети ответственность!) за тем, к акразмещеныизакрепленыгрузы на машинах, у ходящихв рейс. Второе. Если вы оказались вкювете , если случилась поломка , как вызвать по мощь? В век развивающихся средств инф ормации на дорогахгосподствующееположение все еще занимает живая поч та. Не пора ли подумать оснабжениидо рог (для начала хотя бы магистральных) системой аварийного оповещения? В. СКВИРСКИЙ, старший преподаватель политехнического института, автолюбитель г. ЧелябинскУБЕРИТЕ КАМНИО ценкаморального климата на доро гах, сделанная Ю . С оляниковым , точная и правильная. М некажется , назрела необходимость при подготовке молодых водителей в автошколах, на курсах, в автомотоклубах больше уделять внимания вопросамкультуры , в заимоотноше ний между участниками движения , воспитывать у них шоферское братство, д оброжелательность , чувство локтяи взаимовыручки. Т ребуютк себе внимания и сами до р оги . К сожалению , препятствий на них еще немало — ухабы, в ыбоины , узкая проезжая часть, з акрытыеповороты . А сколькоеще малогабаритных мостов, где две машины не могут разъехаться! П ричем не где - н ибудь , а на самых оживленных магистралях. Нередко дополнительные трудностидвижениюсоздают сами водители: неб режно оставляют на дороге механизмы, п рицепыидаже автомобили. Если машина испортилась, ее надо убрать спроезжей части и не создавать таких опасных помех , к оторые приводят к авар иямс тяжелыми последствиями . К ак - т оя ехал из города Кагула впо с елок Вулканешты. С мотрю , на проез ж ей части сложеннаягоркакамней . Вид имо , водитель, устранив неисправность в своем автомобиле, «забыл» убрать подсобный материал и уехал. Я стал наблюдать, кто же догадается убрать булыжникисдороги . М ногопро ехало машин, ни одна не остановилась. П рождав час, я решил остановить нес колькомашинипоговоритьс водител ями . Ш офер ГАЭ-51, п ринадлежащего вулканештскому отряду защиты растений, старался оправдаться: не заметил, мол. То же ответили водитель машины ГАЗ-63 кагульского сельстроя идругие . Лишь один человек признался чистос ердечно : ему лень было остановиться.ДОБРЫЕ НАПУТСТВИЯЯ не шофер , и мнетрудно судить о том, к акие чувства испытывает водитель, к огдав пути его останавливает инспектор ГАИ . Но, прочитав статью « М ораль ный климат дороги » , я вспомнил одну встречу сработникамимилиции . Как-то мыстоварищем отправились вМало ярославец. В ремя было позднее , стоял туман . Приятель вел машину осторожно — за рулем он был новичок . У По дольска дежурныйорудовец остановил нас. Вначале так иподмывало спросить его: «В чемже провинился водитель?» И хорошо , что не задал этот нелепый вопрос. Сотрудник ГАИ, просмотрев док ументы , п оздравилмоего товарища с получением водительского удостоверения. П отом сказал, что правами надо дорожить , что отныне он , автолюбитель, ответствен не только за себя и за ма шину, но и за жизнь пассажира. Советы работника ГАИ были дружескими и дельными. О н сказал, что надо быть внимательным, не превышать скорость иумело пользоваться фарамив тумане. Н апоследокпожелал нам счастливого пути. К ажется , мелочь, самый рядовой случай. Ан, нет. Я почувствовал, к акмой товарищ повеселел, приободрился, словно сил, у веренности ему разомпри бавили. н. ПОПОВ, читатель журнала Московская область, ОстафьевоПО ЗАКОНУ ТОВАРИЩЕСТВАПрочитав статью « М оральный климат дороги » , с разу взялся написать вам. Статья эта дельная, и как нужна она сейчас для всех нас, о собенновСибири . На Севере взаимовыручка — з акон для всех водителей, ну а если попадется несозна тельный, к оторыйпроезжаетмимо товар ища , п опавшегов беду, — знайте: ему больше на линии не работать. З акон это неписаный, к онечно , но он крепко исполняется администрацией ивсемколлекти вом. Иначе в суровых условиях этого района нельзя. Так должно быть на всех дорогах . Н ужно равняться на моряков , у которых правило строгое : с ампогибай , а товари ща выручай! В. Ш ОВШУТА , водитель автобазы Сибирского отделения Академии наук СССР г. Новосибирск26