108 автоматических линий и 408 поточно-механизированныхТрудоемкость производства ЗИЛ-130 снижена вдвоеВнедреноГруппа работников Московского автом обильного завода имени И. А. Лихачева за разработку и внедрение системы комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производства удостоена Государственной премии СССР за 1971 год . Звание лауреата Государственной премииприсужде но директору ЗИЛа П. Д . Бородину, бывшему начальнику цеха А, И. Вольс кому , заместителю главного инженера управления К. А. Калачеву, главному конструктору по проектированию технологической оснастки И. М . Масленникову, б ывшему главному конструктору по механизации транспортно-складских работ А. М . Плахову, начальнику управления А. В. Смирнову, начальнику отдела Л. И. Степину, начальнику КБ сварки Б. Л . Тилю, начальнику производства Н. А. Ф едорову , кандидату технических наук главному сварщику завода М . М. Ф ишкису , главному инженеру управления П. А. Цветкову, главному конструк тору по прессостроениюМ . В. Холмогорову. О результатах большой работы, п ро деланной коллективом предприятия, рассказал нашему корреспонденту один из лауреатов, М оисейМироновичФиш кис.ботники завода хорошо знают, как мно го труда вложено внепрекращающееся совершенствование производства. Таковы законы научно-технического прогрес са, постоянно повышающего свои требования кпромышленному предприятию. Д ля ЗИЛа целым этапом стала про шедшая пятилетка. К началу ее наметился явный разрыв междувысокой степенью механизации и автоматизации основных технологических процессов иуровнем организации производства и механизации так называемых вспомога тельных работ. Анализ деятельности завода убедил , что для дальнейшего подъема производительности труда в основном нужно ликвидировать этот разрыв . Свое слово сказала здесь экономика . П ри решении этих задач мы отдавали себе отчет втом , что только ком плексная система механизации, охватывающая все основные виды производст ва, м ожет дать подлинный экономиче с кий эффект. Расчеты показали, что вспомогательные работы должны стать органической частью основных технологических процессов . П римерно за пять лет впервые впрак тике нашего автомобилестроения удалось создать законченное комплексно механизированное и автоматизированное производство кабин, о перения , двигателей и платформ для грузового автомобиля. М ы связали 108 автоматических и 408 поточно-механизированных линий единой транспортной системой конвейеров длиной 108 километров, из которых 26 километров приходится на самые совре М осковский автозавод имени Лихачева — с овременное по уровню техники и технологии производство грузовых автомобилей. Таким он представляется взгляду человека, увидевшего предприя тие, его цехи и линии сегодня. Но раменные, т олкающие . О дновременно весь межцеховой транспорт реорганизованипереведен на систему бесперевалочной доставки грузовв специальной таре припомощибольшегрузныхприцепови автопогрузчиков. Все прессы холодной игорячей штамповки, сварочные идругие машины оснащены датчиками счета, к оторые пере-«запорожец» модели«968»На этом снимке хорошо видны фонари заднего хода, характерные для модели «968». На первый ВЗГЛЯД этот автомобиль едва ли можно отличить от предше ственника. По существу же «Запорожец-968» является новой машиной , хотя и сохранившей многообщегосмо д елью «966», но в то жевремя значительно более совершенной . Начнем с двигателя. П рипрежнемра б очемобъеме (1197 см3 ) е гомощность возросла до 45 л. с. п ри 4700 об/мин («а ЗАЗ-966—40 л. с.) благодаря увеличению степени сжатия с 7,2 до 8,0, и змене нию профиля кулачков распределительного вала, у меньшению сопротивления впускного тракта. Что очень важно, такая форсировка не повлекла за собойснижения долговечности и надежности силового агрегата. Напротив, гарантийный период эксплуатации машиныв настоящее время увеличен до 15 тысяч ки л ометровпробега , а капитальный ре м онт отодвинулся до 100 тысяч километ ров. В качестве топлива теперь надо применять бензин АИ-93. Среди целогокомплексамер для по вышения надежностиисрока службы двигателя нужно отметить прежде всего применение стальных поршневых колец ,в недрение более герметичной крышки клапанного механизма, повышение жест кости картера коленчатого вала, м одер н изациюопор двигателя, установку све чей с более выгодной тепловой характеристикой (свечи «Изолятор» п роизвод ства ГДР с калильным числом 225—240), Трансмиссия с полностью синхронизи рованной четырехступенчатой коробкой передач не претерпела серьезных изме нений. Зато втормозной системе была предпринята радикальная реконструкция. Т ормоза передних колес стали бо лее эффективными благодаря примене нию двух ведущих колодок . Раньше обеколодки «обслуживались» о дним колесн ымцилиндром , теперь каждая имеет свой. Следовательно, при торможении не одна ведущая колодка ( к акпрежде ) , а та идругая будут увлекаться за счет трения барабаном , увеличивая эффективность действия тормоза . Важными усовершенствованиями тормозов являются также устройства для их автоматической регулировки , у меньшение хода педали и введение гибких сочленений междубачкоми главным цилиндром . На «Запорожце-968» подверглись из м енениями рулевые тяги, новая констр укция которых обеспечивает значительно большую долговечность. И ными стали покрышки (на автомобиль теперь устанавливаются более совершенные шины модели ИЛ-151 размером 155—13). Они взаимозаменяемы с прежними.Новый щиток приборов имеет менный вид.совре8 Сварка кабины — 65 секундПроизводительность труда повысилась на 43,4 процентаОдна из автоматических линий внедренной на ЗИЛе системы. Людей нет. Сваренные кабины автоматически подхватываются подвесным конвейером и направляются на окраску. Значительный технический интерес представляет комплексно-механизированное производство кабин, к уда входят автоматические линии сварки , п ромывки , фосфатирования, грунтовки и окраски, связанные ссистемой из 88 отдельных конвейеровтолкающего типа. С реди них уникальной является линия сваркика бин. На ней все операции идут в автомат ическом цикле на четырех многоэлек т родных машинах. Таким образом , к аж дые 65 секундс линии сходит полно стью сваренная кабина грузовика . П роизводство двигателей также высоко механизировано. Здесь автоматические линии отличаются от зарубежных тем, что на них выполняютсяи такие трудоемкие операции, как сложное фрезерованиеипрецизионная расточка. Впервые впрактике отечественного гру з овогоавтомобилестроенияу нас на заводе создан пульсирующий полуавтоматический конвейерсборки двигателей. К омплексная механизация процессовпроизводства включает также систему сбора, транспортировки и переработки металлоотходов истружки , к оторая , в частности, позволила высвободить око ло 2000 железнодорожных вагонов ипо лучить более миллиона рублейэконо мии в год. Все эти мероприятия , о которыхяупомянул , в конечном итоге дали значительный экономический эффект. Так, зап рошедшее пятилетие производительность труда возросла на заводе на 43,4 процента . Т рудоемкость изготовления авт омобиля ЗИЛ-130, а он является главной продукцией нашего предприятия, с нижена почти вдвое. Система комплексной механизации основных и вспомогательных процессов производствагрузовиков создана по инициативе и силами работников ЗИЛа. Еще в 1968 году опыт нашего завода получил одобрениеЦентральногоКоми тета КПСС и был рекомендован для использования на предприятиях Москвы, Л енинграда , Киева, М инска , Г орькогоидругих индустриальных центров страны. Особая ценность работы заключается в том, что многие технические решения , п редложенные на заводе, являются ти п овыми и, следовательно, у жесегодня берутся за основу припроектировании новых цехов ипредприятий . Эффект, к оторыйможно получить от внедрения этой системы только в автомобильной промышленности, оценивается в 22,5 миллиона рублей ежегоднойэкономии . Проделанная работа значима не тольк овтехническомиэкономическом отн ошении . Не менее важен ее социальный аспект, ибо теперь кореннымобра з ом изменилась общая культура про изводства, а с ней и само отношениек труду. В девятой пятилетке коллектив ЗИЛа продолжает расширять комплексную механизациюи автоматизацию производственных процессов . Новая продук ция завода требует применения всех современныхдостижений научно-технического прогресса.дают информацию , н апример , о количестве заготовок и деталей на пульт управления цехов. Там данные перено сятся на перфолентуи направляются вычислительному центру завода. Такая высокомеханизированная система учета создает благоприятные условия для оперативного управления производством.Если говорить омодернизациикузо ва, то первое , на что надо обратить внимание, это панель приборов . Она пол ностью новая. П риборы , к нопкииры ч ажки управления размещены на ней бо лее рационально. Выгодно отличается панель ивнешнимоформлением . Рычажки, управляющие переключением света фар и указателями поворота, находятся на рулевойколонке и, т акимоб р азом , все времяу водителя под рук ой . На панели задка кузовадополни тельно установлены фонаризаднегохо да, автоматически включающиеся при движении назад. Улучшена конструкциябампера . С реди прочих внешних изме нений, внесенных ранее, у кажем на от сутствие перемычекв воздухозаборниках иисчезнувшую надпись «Запорож ець » на переднемправомкрыле . Все усовершенствования , сделанные в « З апорожце » , "немного утяжелилимаши ну. В снаряженном состоянии она весит теперь 790 кг. О днакодинамика от этого не пострадала. Н аоборот , б олеемощный двигатель позволил поднять максималь н уюскоростьдо 125 км / ч ас , а разгонс места до 100 км/час занимает 27,5 сек. В новой пятилетке завод намерен продолжатьработы по дальнейшемусо в ершенствованиюмодели «968». В 1972 году она получит новое оформление передней части кузова . П озжемощность двигателя повысится до 47—50 л. с , б у дут внедренывоздушный фильтр сбу 2. «За рулем» М 4м ажнымэлементом , д иафрагменное сцепление, д вухкамерныйкарбюратор . О собое внимание будет уделено пов ышениюбезопасности . М ягкая накладка панели приборов, безопасные замки дверей , триплекс вместо закаленного лобового стекла, « с кладывающаяся » р у левая колонка поставят « З апорожец » по безопасностиврядссовременными европейскими машинами. Т ормоза получат раздельныйприводи «диски» на передних колесах. Особый регулятор обеспечит оптимальное расп ределениетормозных усилий переднихи задних колес. И зменения коснутся также задней под вески, конструкции коробки передач, замков дверей и многого другого. П одробно рассказывать об этих раз работках иэкспериментальных моделях, испытываемых заводом , п окаеще преждевременно. Что касается делсегодняшних , то здесь хотим отметить, что первые партии «запорожцев-968» у жевэтомгоду сошли сзаводскогоконвейера . П роиз водство модели «966» и ее модифика ций пока сохранено . В. СТЕШЕНКО, главный конструктор автомобильного завода «Коммунар», К. Ф УЧАДЖИ , инженер г. Запорожье Конструкция тормозов передних колес: 1 — прижимная пружина; 2 — стяжная пружина: 3 — опорный щит; 4 — колодка; 5 — колесный цилиндр; 6 — трубка; 7 — болт, крепящий цилиндр; 8, 10 и 13 — шайбы; 9 и 12 — болты; 11 — гайка.9