СВЕТОФОР НА ПЕРЕКРЕСТКЕВ одителипривыклидумать , что светофор если уж не моложе самого авт омобиля , то, во всякомслучае , его ровесник. Но, о казывается , светофоры существовалиеще тогда, когда автомобилей, к ак говорят, и в помине не было. Известно, что в 1868 году одна английская фирма, выпускавшая железнодорожные семафоры, изготовила первыйв мире светофор для регулиров ания уличного движения экипажей. Собственно, это былфонарь , р аботав ш ий на светильном газе, с опускавши м ися , к акусемафора , светофильтрами. Его установилив центре Лондона на шестиметровойколонне . П ри пом ощи системы ремней полицейский поочередно «открывал» и « з акрывал » в фонарекрасныйизеленый свет. По свидетельству очевидцев, п ервый свет офор работал довольноуспешно . Э лектрические светофоры появилисьвпервыев 1918 году вНью - Й оркеиЧикаго , а в 1924 году — и з Европе. С начала они тожеимелитолькодвасигнала — к расныйизеленый , а предуп реждением при их смене служил свисток полицейского . И тольков 1930 году светофор стал трехсекционным , хотя цветам его, в идимо , поверили не сразу. Т ак , в Берлинев 1930 году светофор подсвечивалзеленым , ж елтымикрасным светом соответственно букв ыF , А, Н ( н ачальныев словах «езд а » , «внимание» и «стой» в немецком ) . •К этомужевременистносятся первые попыткиавтоматического регулирования уличного движения. В НьюЙ оркебыл опробован светофор, котор ыйвключалисами автомобили, п ри д авливаяколесами плиту, у ложеннуюв мостовую около перекрестка . В 1929 году в Лос-Анджелесе, а в 1930 году вМанчестеребылиустановлены первые светофоры, к ак теперь говорят, с выз ывным устройством для пешеходов. Ч еловек , п ереходящий улицу, мог наж атьнакнопку , и на 15 секунд зажи г алсядлятранспортакрасный свет. У нас светофоры тожепрошли нес колько этапов развития . В 1929 году это былиуличныесемафорыв виде невысокого столба с вращающейся стрелкой , вроде старых железнодор ожных . П отом вместо них на перек ресткахпоявилисьрегулировщики . Но ненадолго. Движение все усложнялось, м етоды «ручного регулирования » с талинебезопаснымикакдля самого милиционера , к оторый просто терялсяв потоке транспорта, т акидля водителей, которые не могли своевременно увидеть его сигналы . И вот в 1930 году в Москве иЛенинградепоявились элект рические светофоры. С тарожилы стол ицы еще помнят , вероятно, на Садовом .кольце светофор сцветными стекл ами - с екторами , которые попеременно • открывались» стрелкой, д вижущейсяспостоянной угловой скоростью. П о нему, н апример , водители могли судить дажео том, с колькоещевремени осталось до смены сигналов. Но и он был несовершенен, не позволялварьироватьпродолжительностькаждого из сигналов впределах общего цикла . В 1932 году на смену такимустройствам пришли трехсекционные светофоры. П очемубыливыбраны эти три цвета • к расный , ж елтый , з еленый ? Д ля — запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден иднеми ночью. Т акой сигнал не меняет цвета дажевтумане . Вот почему мы видим красные огни на мачтах кораблей ирадиовышках , на заводских трубах и высотных зданиях. Зеленый виден несколькохуже , но затов спектре он стоит 'далеко от красного , и его нельзясним спутать. Д олгоевремя вверху в светофоре располагался зеленый сигнал (а в горизонтальном варианте — слева). Однако международнаяКонвенцияодорожныхзнакахисигналах , к которой присоединилсяи Советский Союз, у становила новый порядок : вверху — к расный , выйЗ"у—зеленый, а между ними — ж елтый . И .это справедливо : движ ение на красный сигнал недопустимо, а поэтому он должен быть хорошо виден всем водителямипешеходам . И так , светофору исполнилось 104 года, но и сегодня он, если можно так сказать , п родолжает расти. Б лагодаряспециальнымдатчикам он учится «видеть» с итуацию на перекресткеи реаг ировать на нее своими сигналами ; появились светофоры, управляемые сложнейшими вычислительными устр ойствами , светофоры спредваритель н ымпредупреждениемводителейо сме> -we сигналовимногиедругие . Все это, бесспорно, открывает новые возможнос тидлядальнейшегоповышения безотгасностл дорожногодвижения .fПОПРАВКА>lВ небольшой части тиража предыдущего номера на плакате «Запрещающие знаки» (стр. 28 — 29) допущены ошибки в наименовании и порядковых местах нескольких знаков. Приводим их правильные названия и нумерацию: 2.2. Движение запрещено. 2.4. Грузовое движение запрещено. 2.5. Мотоциклетное движение запрещено. 2.6. Гужевое движение запрещено. 2.7. Движение тракторов запрещено. 2.8. Движение с прицепом запрещено. 2.22. Остановка запрещена. 2.24. Преимущество в движении встречных транспортных средств. В эту группу следует включить также знак 2.25 г. Конец всех ограничений. Редакция приносит тателям. Виновные наказаны , извинения чич)Так выглядел светофор на московскнх улинах в J932 году.Современный светофор — комбинация транспортных и пешеходных сигналов.