АВТОМОБИЛИ СШААвтомобилестроение в промышленности Соединенных Штатов Америки — одна из наиболее развитых отраслей. Объясняется это тем, что вложенные в нее средства быстро окупаются и приносят автомобильным концернам колоссальные сверхприбыли. Фирмы не скупятся на рекламу. На протяжении десятилетий радио и телевидение, печать и кино вдалбливают каждому американцу, что основой благополучия его семьи является собственный легковой автомобиль. За этим стоит одно: стремление продать как можно больше машин. Автомобильный парк страны превысил сегодня цифру в 100 миллионов, причем легковые машины составляют в нем около 83 процентов. Потенциальные возможности американской автомобильной промышленности оцениваются десятью миллионами машин в год. Однако реальный годовой выпуск ниже. Кризис финансово-валютной системы капиталистического мира, падение курса доллара резко сказались на платежеспособности населения, вызвали трудности сбыта, обострили забастовочную борьбу. Производство автомобилей в США сконцентрировано в руках трех монополистических объединений, на долю которых приходится около 96 процентов выпуска. Чтобы полнее охватить все группы покупателей, каждое объединение предлагает широкий ассортимент моделей и модификаций легковых машин — в общей сложности их количество составляет четыре сотни. Крупнейшая монополия «Дженерал Моторс» производит автомобили марок «Шевроле», «Бюик», «Понтиак», «Олдсмобиль», «Кадиллак», концерн «Форд-Мотор» — «Форд», «Меркурий». «Линкольн», а объединение «Крайслер» — автомобили марок «Додж», «Плимут». «Крайслер», «Империал». Все модели можно разбить в соответствии с ценой и техническими показателями на шесть типовых групп, характеристики которых приведены в таблице. Примечательно, что среди них нет малолитражек, а самые малые (по американским стандартам) модели близки по своим параметрам к таким автомобилям, как наша «Волга-24». Одной из важнейших причин широкого распространения на американских легковых автомобилях мощных двигателей, расходующих 18 — 25 литров горючего на 100 км пути, является сравнительно невысокая его цена. Дело в том, что США за- с нимают в капиталистическом мире ведущее место по добыче нефти и производству из нее высокооктанового бензина. Мощные двигатели (в среднем около 5,5 л, 250 л. с.) позволяют значительно увеличить габариты и вместимость машин, а перенасыщенность больших городов автомобилями вынуждает создавать модели с порядочным запасом мощности и высокой приемистостью (разгон с места до 100 км/час нередко занимает 8—9 секунд). Это важно для быстрого освобождения перекрестков забитой до пределов городской уличной сети, а загруженность улиц в свою очередь обусловливается и габаритами автомобилей. Наложили отпечаток на конструкцию американских машин и наличие широких и прямых автомагистралей, равнинный в общем ландш афт страны. По сравнению с европейскими моделями у них менее эффективные тормоза (лишь 18 процентов всех автомобилей снабжаются дисковыми тормозами), весьма малый дорожный просвет (125—140 мм) и большой радиус поворота <6,5 — 7,0 м). Не удивительно, что американские автомобили малопригодны для эксплуатации в других странах, и экспорт их крайне незначителен. Немалое влияние на конструкцию автомобилей США оказала весьма распространенная в капиталистическом мире концепция, согласно которой легковая машина будто олицетворяет собой положение ее владельца в обществе. Эту концепцию вместе с автомобилями навязывают покупателю фирмы. А отсюда — «шикарный», респектабельный вид, различные устройства, не обязательные с точки зрения рациональной комфортабельности. Так, кондиционеры применяются на 60 процентах машин, дымчатые лобовые стекла — на 70, электрические стеклоподъемники и регуляторы положения сидений — соответственно на 18 и 10 процентах. В смысле конструктивного разнообразия легковые автомобили США менее интересны, чем европейские. В большинстве случаев они снабжены восьмицилиндровым V-образным двигателем (90 процентов всех .машин) с чугунным блоком цилиндров и штанговым приводом клапанов. Поскольку степень сжатия высока (в среднем 9,5), они работают на бензине с октановым числом 98. Удельная мощность двигателей в среднем 47 л. с. на литр рабочего объема (напомним, что у «Москвича-412» и «Жигулей» она равна 50 л. с./л). При этом надо иметь в виду, что для американских машин мощность приводится по стандарту САЕ, так что, например, 300-сильный (по САЕ) мотор развивает по европейскому стандарту 260 — 270 л. с , то есть в среднем на 10 процентов меньшую, чем заявлено фирмой. Около 90 процентов всех автомобилей США оборудованы автоматическими гидромеханическими трансмиссиями, Значительный вес (от 1300 до 2600 кг) и высокая скорость (170 — 205 км/час) большей части машин требуют применения на 85 процентах из них гидравлических усилителей руля, а на 55 процентах — вакуумных усилителей тормозов. Передняя независимая подвеска обычно выполняется на пружинах, и лишь на моделях концерна «Крайслер» применяются торсионы. Подвеска задних колес почти на всех машинах зависимая, чаще всего рессорная. Пружинной задней подвеской оснащаются некоторые модели «Бюик», «Олдсмобиль», «Меркурий». Наиболее распространенный тип кузова — пяти-шестиместный четырехдверный седан. Пользовавшиеся несколько лет назад большим спросом купе и двухдверные седаны типа «фастбэк» ныне составляют в производственной программе заводов всего 2—3 процента. Зато неизменно популярны кузова комби — с ними выпускаются 10 процентов автомобилей. Наиболее распространены модели стандартной и промежуточной групп (см. таблицу). Говоря о легкокых машинах США, нельзя обойти две важные проблемы, особенно остро вставшие в последнем десятилетии. Это возросшие требования как к безопасности конструкции автомобилей, так ик снижению токсичности отработавших газов. Под давлением широких слоев общественности автомобильные промышленники в последние годы вынуждены были пойти на уступки и предпринять определенные шаги по исправлению существующего положения. Что касается проблемы безопасности, то она. как показывает опыт самих США, должна решаться не только внедрением телескопических рулевых колонок, травмобезопасных панелей приборов и дверных замков, не отпирающихся при авариях. Не менее важно и качество. Время от времени в американской прессе появляются сообщения о том, что автомобильные фирмы выбрасывают на рынок недоброкачественную продукцию. Известны случаи, когда в сотнях тысяч «фордов», «понтиаков», «доджей» были Спортивный «Форд-мустанг-босс» (8 цилиндров, 5769 смЗ, 300 л. с , 1300 кг, 220 км/час).Представитель самой распространенной типовой группы машин — стандартный «Додж» модели «Дарт».Модель высшего класса «Кадиллакфлитвуд-брогем» снабжается самым большим двигателем, рабочий объем которого равен 7734 смЗ.обнаружены серьезные дефекты в рулевом управлении и тормозной системе. Продукция «Форда», «Крайслера», «Дженерал Моторс» не очень долговечна. По статистическим данным, средняя продолжительность службы легкового автомобиля в США составляет 5,5 года, после чего машина может «спокойно» отправляться на свалку. Чем раньше отживет свое «Шевроле» среднего американца, тем скорее он обратится за новой машиной. Автомобильные фирмы в Америке всегда вызывали зависть среди промышленных королей, поскольку бизнес их исключительно прибылен. Крупнейшая в мире автомобильная монополия «Дженерал Моторс», например, в 1968 году потратила на расширение производства 0,86 миллиарда долларов, а получила чистую прибыль 1,7 миллиарда. Капиталовложения окупаются с лихвой, и в этом основная причина автомобильного наводнения в США. Б. НЕФЕДОВ, инженерТип машин и его доля в общем выпуске (%)Индекс цены, %База, мДлина, мРабочий Мощность, Снаряженный вес, т объем двигал. с. (по САЕ) теля. лКомпактные (9.3) Промежуточные (25,5) Стандартные 027,9) Средние (19,6) Спортивные (14,6)100120 — 130 130—1402,7 — 2,8 2,8 — 2,9 2,9 — 3,14,6 — 4,9 5,0 — 5,2 5.0 — 5,6 5,1 — 5,6 4,6 — 5,8 5,6 — 6.21,15 — 1,20 1,30 — 1,5 1,5 — 1,6 1,6—1.9 1316 , . 2,2—2,62,7 — 3.5 3,5 — 5,0 4,5 — 5,5 5,5 — 6,3 3,2 — 7,0 7,0-7.795 — 130 150 — 175 150 — 200 200 — 265 140 — 330 340 — 375150- 160 3,0—3,2 125- -145 2.5—2,9 Высшего класса (3,1) 150 — 190 3,0 — 3,837