24
25
«БЮЛЛЕТЕНЬ АВТОИНСПЕКТОРА»НА ГОЛУБОМ ЭКРАНЕаз в месяц на экранах телевизоров появляются эти титры. Более трех лет встречаемся мы с ними в первой программе Центрального телевидения. Позади почти 40 выпусков, но до сих пор помнится, как трудно все начиналось. Скептики пожимали плечами: «Как можно в пятнадцатимипут ном выпуске удовлетворить интересы взрослых и юношей, пешеходов и водителей, тех, кто живет на севере и на юге, в горных районах и на равнинах? Нет, это дело областных студий. Они могут выступать конкретно, с учетом местных условий». В одном наши оппоненты оказались правы. Действительно, четверти часа в месяц мало, очень мало для столь сложных проблем. Но в этом, мне кажется, в ближайшем будущем положение изменится к лучшему. В то же время мы получаем письма с Дальнего Востока и ив Закарпатья, из Казахстана и Сибири, Карелии и Прибалтики, из крупных промышленных центров и небольших поселков. В каждом из них горячая заинтересованность, желание помочь, дельные осшеты и пожелания. Это радует нас, значит, передача получила признание. Прошедшие три года были временем поисков, ошибок и находок, и, думается, накопленный нами опыт может оказаться полезным для работников местных телестудий, да и для всех, кто занимается пропагандой безопасности движения. Первое время мы широко практиковали один жанр — беседы специалистов. В них шла речь о дорожных происшествиях, новинках техники, достижениях в организации движения и т. п. Каждый выпуск складывался из нескольких микросюжетов. Это определило и характер всей передачи. Она стала информационным выпуском и получила название «Бюллетень автоинспектора». Однако в дальнейшем мы стали строить наш «Бюллетень» несколько иначе. Полезная информация, злободневность по-прежнему считались главным критерием при отборе фактов, но компоновались они уже по тематическому признаку. Например, передачи «Электронный экзаменатор» — о приеме экзаменов ГАИ и требованиях к желающим стать водителями; «Если неисправны тормоза» — о подготовке к ежегодному техническому осмотру транспортных средств; «Тише едешь — дальше будешь» — о последствиях неправильного выбора скорости и т. д. Такие передачи, адресованные конкретным группам людей, находят своего зрителя в любом месте. И не только среди водителей. Скажем, «Азбука пешехода», «Интервью со светофором» и другие передачи адресуются всем телезрителям и, судя по числу откликов, пользуются наибольшей популярностью, В этом же ряду стоят, .как мы их называем, сезонные передачи об особенностях движения в разные времена года, или специальные выпуски, посвященные крупным событиям, как, например, Венской конференции ООН по дорожному движению, международной выставке «Интерсигналдортранс-70», финалу Всесоюзной игрьнвикторины «Светофор». В «Бюллетене автоинспектора» мы отказались от диктора. К этому решению пришли после долгих опоров, консультаций с коллегами. Чтобы пропагандировать безопасность движения, надо быть знающим специалистом. Поэтому мы поручили вести эти передачи сотрудникам Госавтоинспекции. У наших дебютантов иногда получалось хуже, другой раз лучше, часто совсем хорошо. Но главное — зритель доверял их советам, внимал их словам, подчас даже очень суровым. Ибо это были мысли и слова профессионала. Наконец, телеэкран о проблемах безопасности движения должен старатыся говорить своим, только ему присущим языком и средствами, то есть меньше рассказывать о чем-либо и больше показывать. Ведь возможности телевидения позволяют не только наглядно, как мы говорим, зрительным рядом раскрыть то, о чем можно долго и безуспешно говорить перед микрофоном, но и непосредственной передачей с места события сделать зрителя как бы его участником. Мы постепенно отказались от бесед, ну что ли, в чистом виде и вышли с телекамерой на улицы, в автохозяйства, лаборатории. Чтобы создать эффект присутр омноеколичествоинформации . Ее объем настолько велик, что многое не улавливается, не усваивается, не оседает всознании , а это значит — не участвует впроцессе накапливания опыта, не по ­ зволяет со знанием дела вступать вкон ­ такт сокружающейреальностью . О собенно это касается детей. У ченые подсчитали, что около 60 процентов нео бходимойинформации человек получает в течение первых восьми лет своей жизни . Д альше идет процессуглубления знаний. Но известно идругое — чтобы ребенокусвоил эти знания, о нидолжны быть поданывинтересной , занимательной форме . Таких плакатов на выставке мы не видели. Х ороших плакатов из серии « В зрослымо детях» м ного , но непос редственно для детей — нет. К томужес детьми нужно говорить особымязыкомиобразами , м ожет быть, н ародных сказок, л юбимых литературных героев . Н аконец , не увиделимы (за исключе ­ н иемукраинских ) о бучающих плакатовп особий для пешеходов . А кним надо обращаться не толькоспризывами , но и со словамиотом , как действовать в тех или иных дорожных ситуациях, к ак ориентироваться в маневрах водителей. Речь идет освоегородакодексе для пешехода. Д оходчивость плакатов обеспечивается не толькодифференцированнымподхо ­ дом кразнымкатегориямлюдей , но ивыборомизобразительных средств и способов воздействия . Только вэтом случае плакат сможет работать вполномсмыс ­ ле слова. О днакои это не все. Х удожникдолженхорошоразбиратьсяв причинах дорожно-транспортных происшествий и правилах движения , понимать заботы Гос авто инспекции , совершенствовать свои знания внекоторых направлениях ее деятельности. Ведь дажесамоебога ­ тое воображение не может заменить действительного знания вопроса . И не только плакатами нужновоспи ­ тывать. Д етскиеигрушки , и гры (известно, что ребенок лучше усваивает законы улиц идорогвигровойформе ) , автоатт ракционыв детских парках, г оворящиекуклы — все это может оказать огром ­ ную помощьв воспитании у детей уважительного отношения к законам улиц идорог . О днаковэтом плане делается еще крайне мало.Р•всех средств массовойинформации ) по сравнению с тем же периодом предыдущ его года количествопроисшествийв Риге иРостове - н а - Д ону снизилось соот ­ ветственно на 11,2 и 20,3 процента . Число погибшихуменьшилосьв Риге на 32,4 процента, Ростове-на-Дону — на 10,4 процента, Л енинграде — на 3,5 процента . Пострадавших в Риге стало меньше на 14,8 процента .Выставка имела цель не толькооце ­ нить достиженияиобменятьсяположи ­ т ельнымопытом , но самое главное — привлечь внимание специалистов к нед остаткам , наметить пути совершенство ­ вания формпропаганды . Как гласит энциклопедия , плакат — вид изобразительного искусства, с лужащийцелямнаглядной агитации ивключаю ­ щий в себя лаконичные , б роскиеизобра ­ жения с кратким текстом. К сожалению , м ногие плакаты еще не отвечают этим требованиям . С мысловаянагрузка часто смещаетсясрисунка на поясняющий текст. Есть еще плакаты шаблонные , как говорят , б ездуши , б ез учета спецификичеловеческоговоспри ­ ятия. С овременный человек получает ог ­24 ствия, часто пользуемся скрытой камерой, особенно когда снимаем репортажи на автомагистралях. Скрытая телекамера дает возможность подойти к человеку и событию вплотную и незаметно. И когда видишь, как солидный дядя, ринувшись на проезжую часть улицы, еле успевает уворачиваться от проносящихся машин, комментарии уже не нужны. Здесь важно схватить момент, заставить зрителя увидеть все другими глазами, а вывод он сделает сам, без дикторской или авторской .подсказки. Снять ото довольно трудно, уходит много времени, но получается по-настоящему захватывающий и злободневный кинорепортаж. Кстати, надо шире использовать и короткометражные фильмы, которые созданы нашими киностудиями по заказу Министерства внутренних дел. И последнее. Стремительно развивается автомобильный транспорт в нашей стране. Все больше внимания вопросам безопасности движения уделяет и телевидение. Надо добиваться регулярности телепередач — в определенные дни, под постоянными рубриками, в определенные часы. Тогда слушатель и зритель тоже станет постоянным, а мы получим возможность радикально и оперативно воздействовать на аудиторию и тем самым еще успешнее способствовать решению проблемы безопасности движения. . В. НАЙПАК, Центральное телевидение, старший редактор ПОСЛЕСЛОВИЕ. Придавая важное значение телевизионным передачам по безопасности движения, редакция направила этот материал в Госавтоинспекцию МВД СССР. Вот что ответили нам работники ГАИ. Конечно, постоянная передача Центрального телевидения по проблемам безопасности дорожного движения сыграла важную роль. Она положила начало систематической работе в этом направлении. Возникли специальные рубрики на республиканских и областных телестудиях: «Светофор» на Украине, «Зеркало месяца» в Эстонии, «Люди, дороги, машины» в Литве, «Дневник ГАИ» в Новосибирске, «Красный, желтый, зеленый» в Волгограде и другие. Однако, как справедливо замечает автор статьи в журнале, времени в эфире им отводится еще очень мало, что никак не соответствует уровню и темпам автомобилизации. Перед Государственным комитетом Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию в свое время ставился вопрос об усилении пропаганды правил дорожного движения по радио и телевидению. Госавтоинспекция просила, в частности, увеличить время «Бюллетеня автоинспектора» и давать его не менее двух pa;s в месяц, а также регулярно использовать для пропаганды безопасного движения информационные программы «Время» и «Телевизионные новости». Предлагалось организовать по первой программе Центрального телевидения и ежемесячную передачу о правилах поведения на улицах и дорогах для детей и подростков. Большой интерес у зрителей, несомненно, могла бы вызвать и передача по третьей, учебной программе для тех, кто изучает правила движения, готовится к экзаменам на получение водительского удостоверения. Наконец, специальные киноролики можно было бы показывать в паузах между телепередачами по всем программам. На наши просьбы Госкомитет ответил, что «Бюллетень автоинспектора» станет выходить еженедельно, что ведется подготовительная работа по созданию постоянного цикла занимательных передач для детей, что третья программа начнет «учебный год» по предмету «безопасность движения». Но вот прошел почти год, а положение не изменилось. Конечно, не без недостатков и «Бюллетень автоинспектора». В передаче мало телесюжетов с мест, делается она в основном на московском материале. А самое главное — идет она вне программной «сетки», в случайное, резервное время. Хотелось бы, чтобы все эти вопросы были решены в самое ближайшее время.На выставке, н апример , э кспонирова ­ лись изделия , в ыпускаемыепредприяти ­ ями легкойпромышленности . Это дветри настольные игры по правилам дви ­ жения, игрушечные автомобили, куклы, одетые вмилицейскуюформу . Вот, п о ­ ж алуй , и все. К ак видите, ассортимент до ­ вольно беден . Качество иколичество этой продукциитожемоглоидолжно быть гораздо выше ибольше . Вместе с тем Министерство легкой промышленности располагает реальнымивозможностями для широкого выпуска разнообразных игр, игрушек, сувениров идругихвещей , п ропагандирующих безопасность движениясреди детей до ­ школьного и младшего школьного возраста. Более весомый вклад в пропаганду правил дорожногодвижениямоглибы внести идругие министерства иведомст ­ ва, к оторые пока все ещенедооценива ­ ют важности этой проблемы . На выставке была представлена литература для детей, к отораяпомогаетим познавать азбукудорожнойграмоты . К сожалению , ее очень мало. Силы в этой области распылены . А почему бы Коми ­ тету по печати при Совете Министров СССР не запланировать создание тематич ескойсерии интересных книжек для ре ­ бят всех возрастов? Очень мало у нас методическихи наглядных пособий , учебных кинофильмовидиафильмов для школ , к оторые испытывают в них большуюпотребность . Без таких пособийневозможно дать ребя ­ там прочное знание Правил движения . С 1970 года введена единая 10-часовая' п рограмма изучения Правил в школах. П рограмма есть, но учебников пока нет. Все это должно стать предметом забот министерств просвещения — с оюзногои республиканских. На плакатах идругой (изобразительной продукции , как правило, м ожнобыло прочесть надпись «Сделано по заказу Госавтоинспекции... республики, края, области». Представляется, что « И зобра ­ зительное искусство», «Советский худ ожник » и другие издательства, р аспо ­ л агающиеполиграфическойбазойи штат омвысококвалифицированных специалистов, м оглибы создать плакаты на выс окомхудожественномуровнеи по своей инициативе, п од своей маркой . А ор ­Все готово к началу передачи. Еще минута — и режиссер зажжет на экранах телевизоров слова «За безопасность движения».Сотрудник московской автоинспекции В. Николаев начинает очередную телепередачу.ганы Госавтоинспекции охотно выполнят функции консультантов. Или взять, н апример , р аспространен ­ н уюв последнее времясредивзрослыхи детей страсть кколлекционированию . К оллекционируетсямногое , от марокдо спичечных коробок . П очемубы не использовать и это увлечение? Где сериимарок , спичечных этикеток, почтовых открыток или переводныхкартинокс автомобилями идорожными знаками, правилами для пешеходов? Их почти нет. Здесь огромное поле деятельности для предприятийместной , п ищевой , лесной и деревообрабатывающей промышленности, связи идругих . Да, выводов имыслейодальнейшем совершенствовании форми методов пропаганды правил дорожногодвижения , воспитания уважительногоотношенияк ним много . Важно, чтобы те, кто посетил выставку и от когопрежде всего зависит практическаясторона дела, п рило ­ ж илик этой проблеме свой талант, знания, о днимсловом , с воюруку . С. З АЙЧИКОВ , заместитель начальника Управления ГАИ МВД СССР25