ЧТО ТАКОЕ ХОРОШОЗаметки о выставке плакатов и средств массовой пропаганды правил дорожного движения На дороге очутился ребенок. Увлекшись игрой, он забыл об опасности, и сразу же — беда. Черный, зловещий фон, одиноко лежащий мяч, следы маленьких детских ботинок и роковой отпечаток протектора на асфальте. Пути человека и автомобиля пересеклись. Еще одна трагедия. Кто виноват? И, как бы не решаясь сказать жестокую правду, автор задает тревожный вопрос: «А вы знаете, где играет ваш ребенок?» Перед этим экспонатом посетители первой Всесоюзной выставки плакатов и других средств массовой пропаганды правил дорожного движения, устроенной МВД СССР в Москве, останавливались в раздумье, как и перед десятками других удачных работ. Все ли мы знаем о законах безопасности на автомобильных магистралях? Все ли делаем, чтобы избежать несчастья? Наконец, вопрос, ответить на который и должна была выставка: соответствует ли уровень пропаганды правил дорожной безопасности темпам роста автомобильного парка и интенсивности движения? Выставку посетило более 8000 человек — руководящих работников партийных и советских органов, комсомола, министерств и ведомств, представителей творческих союзов, деятелей просвещения. На 240 планшетах было представлено свыше тысячи плакатов и другой изобразительной продукции. Посетители ознакомились также с весьма солидным арсеналом средств по предупреждению детского транспортного травматизма и дорожных происшествий, используемых в агитационной работе: настольные игры и красочные книжки, кинофильмы и макеты автодромов, сувениры в специальном оформлении и аттракционы. Экспозиции Ленинграда, Риги, Ростова-на-Дону, Свердловска, Таллина, Вильнюса содержали результаты комплексного применения средств массовой пропаганды в борьбе с авариями, которую ведут работники Госавтоинспекции и их общественные помощники. Чему же учит, к каким выводам приводит выставка? Плакатная пропаганда за последние годы, бесспорно, шагнула вперед. В этом убеждаешься с первого взгляда. Образы стали ярче, рисунки колоритнее, а сопроводительные надписи короче, доходчивее, просто интереснее. И это верный путь к сознанию, благоразумию, наконец, чувствам тех, кто еще недооценивает серьезность проблемы безопасности дорожного движения. Мы увидели и плакаты-рекомендации: как пользоваться светом фар, как вести себя на скользкой дороге, в туман и дождь, как лучше перевозить пассажиров и грузы; и плакаты-предостережения: будь внимателен и осторожен, не спеши, не рискуй; и плакаты-пособия — своеобразные правила движения в иллюстрациях. Но главное их достоинство я вижу в том, что они обращены не ко всем участникам дорожного движения вообще, а к каждой их категории в отдельности. Мне кажется, что многие плакатисты и их соавторы — работники Госавтоинспекции ощутили благотворность такого подхода к решению пропагандистских задач, поняли, что соответствующую реакцию можно вызвать, только обращаясь к конкретной группе людей в конкретной ситуации. Призывы типа «Не уверен—не обгоняй» ничего не дают ни уму, ни сердцу. Каждый, кто решается на этот маневр, конечно же, уверен в своих способностях. Внутреннего конфликта нет, поэтому призыв «стреляет» мимо цели. Совсем другое воздействие оказывает миниатюрный плакат-листовка, применяемый Госавтоинспекцией Литвы в качестве предупреждения водителей. «Оставив автомобиль, Вы создали неудобства для движения других транспортных средств. Надеемся, что Вы сами осудите свои действия, больше их не повторите, и к Вам не потребуется применять какиелибо иные меры». Думается, что такая «визитная карточка» ГАИ на ветровом стекле впечатляет, а чисто психологически действует иной раз сильнее штрафа. Еще большую эмоциональную нагрузку несут ленинградские плакаты из серии «С места событий». Это даже не плакаты в обычном понимании, а скорее подборка материалов фотохроники дорожных происшествий. Они будоражат и тревожат, без утайки говоря о неблагополучии на дорогах. Мы видим детскую коляску под колесами автобуса, изуродованные автомобили и мотоциклы, кровь и жертвы, носилки и машины «скорой помощи». Такие плакаты выпущены у нас впервые и, судя по отзывам, надолго завладевают сознанием. Конечно, никто не подсчитывал, да и невозможно это сделать, сколько дорожных происшествий удалось предотвратить хорошим впечатляющим плакатом. Однако не вызывает сомнений, что в комплексе с другими мерами — умело сделанной радио- или телевизионной передачей, кинофильмом по безопасности движения, актуальной статьей в печати (на выставке, повторяю, демонстрировались все формы пропаганды) можно достичь многого. Вот результаты: в Риге, Ленинграде, Ростове-на-Дону, где такая пропаганда организована четко и умело, происшествия идут на убыль. Например, во второй половине 1971 года (время начала активной ежедневной пропаганды при помощиИ ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО