14
15
16
17
БЕРЕМ КУЗОВ ПОД ЗАЩИТУКакая часть автомобиля главнее? Странный вопрос. Ведь только все вместе — двигатель, шасси, кузов образуют целое — автомобиль. В этом плане все они равны. Но каждый владелец машины ответит на этот вопрос однозначно: главное — кузов. Кузов — основа. Если любой агрегат можно, чуть проще или чуть сложнее, капитально отремонтировать или заменить новым, то в отношении кузова ремонтно-восстановительные работы и замена очень сложны, трудоемки и требуют солидных средств. У тонкого (на современных машинах от 0,7 до 1 мм) стального листа, из которого сделан кузов автомобиля, очень опасный и коварный враг — коррозия. Борьбе с ней уделяют немало внимания заводы-изготовители и научно-исследовательские организации. Много хлопот доставляет коррозия и владельцам автомобилей. И если с обслуживанием систем и агрегатов все более или менее ясно, с кузовом пока такой ясности нет. Когда и как проводить защитные работы и заниматься ли этим вообще? Достаточны ли меры, принятые заводом? Чем и как «мазать»? Где найти необходимые составы? Это основные вопросы, которые обсуждаются на сегодняшнем заседании нашего «Клуба». Мы пригласили за «круглый стол» автолюбителей, у которых за плечами полтора-два десятка лет эксплуатации «волг», «москвичей», «запорожцев», и допросили их поделиться своим опытом. Л. Н. Иванов, офицер в отставке. Очень важно обезопасить кузов не только снаружи, но и, так сказать, изнутри. Во .все замкнутые полости кузова, а их немало, нужно ввести какой-то защитный состав. На своем «Запорожце» я просверлил отверстия в порогах, подрамниках, продольных и поперечных коробах, стойках и заполнил их обычным моторным маслом. Говорят, что хорош для этих целей и имеющийся в .продаже графитовый раствор «Глобо» (производства ГДР). Когда масло начало выходить через места точечной сварки и другие неплотности, я закрыл отверстия пробками-заглушками, замазал пластилином. Кстати, на моей машине им также защищены все выходящие наружу гайки и концы болтов. Для предохранения днища применяю смесь из равных долей битумного лака с резиновым клеем. Перед нанесением этого состава краска и грунтовка были сняты, как говорят, до металла. Не открою ничего нового, если окажу, что нужно очень внимательно следить за состоянием кузова и сразу уничтожать малейшие следы коррозии. Р. Б. Рудерман, механик. Я приобрел не новую машину и сразу занялся обработкой днища. Положил автомобиль набок, зачистил все .стальными щетками и шабером. Промыл водным раствором соды и просушил. Затем тщательно покрасил свинцовым суриком на натуральной олифе. После его полного высыхания наступила очередь мастики. Делал ее так : строительный битум (70 процентов) распустил в посуде на огне, в расплавленную массу, но уже не на огне, влил, перемешивая, натуральную олифу (30 процентов) и добавил резиновый клей («на главок», примерно 3/4 полулитровой бутылки на всю порцию). Потом вновь поставил на огонь ив нагретом виде нанес кистью на кузов. При этом застывшие потеки разогревал паяльной лампой, чтобы получился ровный слой толщиной примерно 1,5—2 мм. В колесных нишах, в местах, где действует «пескоструйка» из-под колес,~положил дополнительно марлю и на нее снова мастику. Таким же составом промазал двери изнутри, в нижней части. Старался только не закрывать дренажных отверстий. За 13 лет кузов не был поврежден коррозией.Все средства хорошиЛ. П. Мягков, пенсионер. У меня «Запорожец». Старый ЗАЗ965. Пробег больше 90 тысяч километров, а следов опасности на днище и крыльях nojca не замечаю. Что я делал? Все «сомнительные» места снизу кузова я замазал слоем обычного пластилина. Поверх него дважды «прошелся» свинцовым суриком. Для первого прохода развел сурик сравнительно жидко, для второго уже густо. Вот и все. Зимой два-три месяца не езжу. Но «солевые» сезоны в конце осени и на/тале весны захватываю. Регулярно проверяю состояние защитного слоя. Уже 10 лет прошло — все нормально. Ю. П. Ульянов, врач. Бели покрывать поверхность днища и внутреннюю часть крыльев твердеющей мастикой или пластиком, под их слой все же попадает влага и «делает свое черное дело». Причем удалить изпод этого слоя ржавчину даже труднее, чем в случае, когда вовсе нет никакого покрытия. Можно обрабатывать днище кузова жидкими маслами или растворами. Они защищают металл, но пленка быстро облетает под действием частиц песка, камешков и т. д. Составом, сочетающим хорошие качества мастики и масла, по моемуубеждению, является упомянутый здесь пластилин. Он сделан на жировой основе, не твердеет до хрупкого состояния зимой и не стекает с металла в жару. Не боится вибрации. Слой пластилина очень быстро покрывается сверху корочкой пыли и песчинок, оставаясь внутри эластичным и «липким». Коррозия под ним не появляется, кузову уже не страшны соль и вода. Вдобавок уменьшается шумяоеть. Все это при условии, конечно, что места, пораженные ржавчиной, вначале были зачищены и загрунтованы. На своем «москвиче» я езжу круглый год и' считаю, что сохранил кузов только благодаря пластилину. Им у меня в машине защищено все — и днище, и крылья, и внутренние части фар, а также все обращенные к дороге гайки и болты. Даже уплотнение лобового стекла промазал и устранил появившуюся течь. Единственный, на мой взгляд, но крайне существенный недостаток этого способа — трудоемкость. Все приходится делать вручную. Предварительный подогрев неаколько размягчает пластилин, но кисть или пульверизатор все равно не годятся — только пальцы. Разминая, примазываешь пластилин к металлу 1,5—2-миллиметровым слоем. На это уходят недели. И все же я считаю, что даже такая затрата времени и сил окупает себя. Затем выступают владельцы старых «волг» — Н. В. Федосеев и Л. И. Соловьев, — делятся своим опытом борьбы с коррозией кузова. Несколько иные рецепты, иные составы домашних мастик, но принцип тот же — многотрудная ручная обработка днища, крыльев и т. д. Каждый ли владелец машины решится на столь тяжкие подвиги во имя защиты кузова? Многие ли найдут силы и .возможности для таких работ? В самом деле, где проводить их? У кого, например, есть возможность держать перевернутый набак автомобиль целый месяц? Хватит ли сил и терпения «голыми руками» обмазать днище пластилином? Как посмотрят пожарники на упражнения с паяльной лампой? Неужели нет иных, более простых путей? В. Н. Зуев, автомеханик. Мы тут слышали о нескольких старых опособах защиты днища. Основы их предлагаются «дедовские» — сурик с олифой да битум. Мне пришлось на практике проверить два новых состава — изоляционную мастику и строительный герметик. Мастика применяется для изоляции тепловых труб. Выглядит она как смесь резины с асбестом. Разводится бензином и после этого наносится кистью. Это быстрый, эффективный способ. Зачистка до металла не нужна. Я, например, удалял только заводскую противошумную мастику (лучше всего омыть ее бензином). Второй состав подобен тому, что применяется для герметизации швов сборных строительных конструкций. В него входят три компонента — паста, отвердитель и растворитель, образующие сметанообразную массу. Ее легко нанести кистью. Зачистка «до блеска» также не требуется. Состав хорош, но, предупреждаю, снимается очень тяжело. По-видимому, наладить выпуск таких паст для автомобилей дело несложное. Б. Н. Надеждин, инженер. Я разделяю высказанное мнение. Современное решение вопроса, безусловно, в новых «технологичных» средствах. Мы хорошо представляем, что именно нуждается в защите и какими качествами должны обладать составы, чтобы автолюбитель мог полностью избавиться от «ржавой опасности». Но мы не знаем, что такие средства есть. Даже встречая их на прилавках магазинов, относимся к ним недоверчиво. Между тем созданы и быстродействующие жидкости, уничтожающие самые незаметные следы коррозии, и пасты, удобные для нанесения на днище, липкие и не высыхающие полностью.Итак, наш разговор начинает приобретать другое направление, переносится с домашних антикоррозионных методов и средств (пусть хороших, опробованных, но кустарных, а потому и крайне трудоемких) к продуктам «большой химии». А что предлагают сегодня каша промышленность и торгующие организации автомобилистам? Прервем заседание и направимся в магазины.На прилавках магазинаЯркие банки и бутылки с красками, лаками, растворителями. Коробки моющих средств. Флаконы, аэрозольные баллончики, тюбики с пестрыми этикетками. Так выглядят сегодня .отделы, где торгуют автокосметикой и прочей автомобильной химией. В нескольких московских магазинах мы задаем одни и те же вопросы. Какие средства для уничтожения коррозии и защиты от нее бывают в вашем магазине? Что пользуется большим спросом? Просим условно подразделить все препараты на три группы. Первая — это то, что растворяет, смывает, — словом, удаляет ржавчину и предназначено для «лечения» пораженных коррозией участков кузова. Вторая группа — профилактические средства. Они ие годятся для удаления ржавчины, а являются предохранительными составами, которыми нужно покрывать участки кузова, подверженные коррозии. Наконец, третья группа — защитные составы, которые лучше всего подходят для распыления в замкнутых полостях (дверных _ стой, ках, порогах, дверях). Эти лекарства тоже для профилактики. На наши вопросы отвечают заведующая отделом магазина «Эра» Н. М. Лукина, товароведы магазинов «Бытовая химия» (на улице Богдана Хмельницкого и проспекте Мира) Е. Е. Кальницкая и Т. М. Стишкина. Поскольку ответы во многом сходны, мы объединяем их и даем в изложении. Из средств борьбы с коррозией (первая группа) во всех магазинах есть состав, который называется «Преобразователь ржавчины». Марка его — П-йТ, расфасовка по 1 кг, название «Русас», цена 1 руб. 50 .коп. Его наносят .кистью из расчета 100—150 г/м2, а затем, через три—пять часов, повторяют обработку. Изготовляется состав алитусским заводом в Литве. Из составов второй группы — предупреждающих коррозию — поступаетспециальная паста под названием «Антикоррозионная мастика для днища автомобилей». Она черного цвета, расфасована в восьмикилограммовые металлические банки. Производит ее также алитусский завод. Цена весьма доступна — 3 руб. 40 коп., что, безусловно, способствует быстрому ее признанию у автолюбителей. Паста, аналогичная литовской, иногда поступает в магазины из Ленинграда и из Ужгорода в расфасовке соответственно по 4и 4,5 кг. Надо только пожалеть, что бывает такая мастика не всегда (расходится она обычно в течение дня). В магазины иногда поступает защитная паста ПА в килограммовых банках. Это двухкомлонентный состав из собственно пасты и отвердителя. Он напоминает замазку. ПА пользуется меньшим спросом. Причина, вероятно, в цене — 3 руб. 10 коп. за банку, а 2 хватает ее на 1,5 м поверхности. Охотно покупают графитовый раствор «Глобо» (производства ГДР), но он далеко не всегда имеется в продаже. Такой состав моокно отнести как ко второй, так ик третьей группам (для распыления в замкнутых полостях). Это жидкое масло с графитам очень удобно тем, что наносится пульверизатором под давлением и может проникать в самые маленькие щели. Особенно хорош раствор, по словам покупателей, для сезонной защиты, в сочетании с «Универсальным защитным воском» той же фирмы. Обработка кузова снизу последовательно вначале первым, а затем вторым из этих составов отлично действует примерно полгода. Затем операцию нужно повторять. Очень многие автолюбители опрашивают свинцовый сурик. В продаже он не бывает. Поход в московские магазины привел нас к неожиданному выводу: оказывается, даже при всех изъянах торговля, сегодня нет необходимости кустарно, с большими затратами сил и времени варить «алхимические» составы, обмазывать ими днище, пускать в ход детский пластилин, добывать неправедными путями свинцовый сурик. Есть уже в продаже антикоррозионные составы и пасты, позволяющие защитить машину вполне доступными подавляющему большинству автолюбителей способами. Так по крайней мере обстоит дело в столице. Ну ав других городах? Мы не стали выяснять это посредством телефонных звонков и выездов, а решили привлечь материалы анкеты «Как сохранить автомобиль?», которая была опубликована в девятом номере нашего журнала за прошлый год. Они позволили расширить тему разговора, начатого на заседании «Клуба».15 Кто свяжет завод с потребителем?И при самом внимательном отношении к автомобилю, при самой аккуратной езде он, как и человек, с годами неизбежно стареет. Оттого, между прочим, что в противоположность человеку «солнце, воздух и вода» в друзьях автомобиля не ходят, а наоборот, оказывают на его внешний внд и здоровье зачастую отрицательное воздействие —* тускнеет нарядная эмаль, рекавеет металл, окисляются хромированные детали, покрывается морщинами трещин резина и так далее и тому подобное. Отдалить преждевременную старость автомобиля помогают специальные средства, выпускаемые предприятиями бытовой химии. В области автокоометики эта сравнительно молодая отрасль нашей промышленности вообще делает еще только первые шаги. Но хотелось бы, чтоб и они были в ногу со временем. Именно в этих целях редакция журнала вместе с ведущей в стране организацией по производству средств автокосметики «Литбытхим» провела анкетный опрос потребителей этой продукции — самих автолюбителей. Прошло время. Специалисты «разложили по полочкам» многочисленные ответы читателей, обсчитали результаты, вывели проценты, обобщили мнения. Теперь можно и подвести итоги.Но сначала несколько слов о том, что представляет собой участник нашей анкеты, если попробовать создать его собирательный образ. Место жительства — вся страна: из каждой тысячи вернувшихся в редакцию анкет около 350 из центральных районов, около 300 — с Украины и из южных республик, почти 200 — из Белоруссии и Прибалтики, чуть больше 100 — из Сибири и около 50 — с Дальнего Востока. Каким автомобилем владеет? Преимущественно «Москвичом» — его доля среди других марок составила почти 45 процентов. Остальная часть автолюбительокого парка распределилась следующим образом: «Волга» — 20 процентов, «Запорожец» — 19, «Жигули» — 4, црочие — 12 процентов. Сколько лет автомобилю? В среднем восемь. Но за этой средней цифрой, понятно, автомобили, пробежавшие и первые сотни километров и сотни тысяч. Ну вот, пожалуй, и все для общего знакомства и более полной картины. Теперь о полученных ответах. Первый вопрос анкеты имел цель выяснить, какие автакосметичеакие препараты применяют автолюбители, а если не применяют, то почему. Говоря языком специалистов, ставилась задача получить сведения о развитии спроса на эту группу товаров, тенденциях в его изменении, то есть потребительскую оценку. Оказалось, что из десяти поименованных в анкете средств наибольшим опросом до сих пор пользовались лишь восковые и абразивные пасты для полировки кузова. Их регулярно применяют свыше 50 процентов опрошенных нами автолюбителей. В качестве сравнения укажем, что препаратом для химического удаления ржавчины пользуется в среднем около 9 процентов владельцев автомобилей, антикоррозионным составом для кузова — 10, для чистки и обновления окраски — 6 процентов, другими — итого меньше. В чем здесь дело? Соображение первое: мало наши автолюбители осведомлены о способах отдалить старость автомобиля. Но не станем торопиться с выводами. Дальнейшее изучение анкет показало, что такого упрека заслуживают очень и очень немногие, главным образом начинающие автомобилисты. Большинство же о существующих препаратах слышали, но... Где их купить? Отвечая на вопрос о причинах, по которым они не применяют все перечисленное выше, более 70 процентов жителей Сибири и Дальнего Востока заявили: нет в продаже. Ту же причину в овоих анкетах указали и сельокие автолюбители. Значит, — соображение второе — мало химических препаратов выпускает Гфомышлениость? И это не так. Познакомившись с планами фирмы «Литбытхим» на пятилетку, мы столкнулись с вещами прямо-таки парадоксальными. Оказывается, производство могло бы дать значительно больше, но выпуск многих средств автокосметики, по крайней мере в этом году, остается на прежнем уровне, а может быть, даже снизится. Почему? Из-за отсутствия опроса и постоянно растущих товарных остатков. Тогда мы сослались на результаты анкеты. И вот как объяснили этот «парадокс» специалисты «Литбытхима». Межреспубликанская оптовая ярмар-ка хозтоваров в прошлом году показала, что товароведы областных и республиканских баз почти не знают ассортимента средств по уходу за автомобилями. А если и знают, то не имеют данных о том, каков парк личных автомобилей и сколько их будет продано в ближайшее время жителям обслуживаемых ими районов. Потому они либо не закупают этих средств вовсе, либо закупают в таких мизерных количествах, которые не покрывают значительной части потребностей автолюбителей. Здесь мы заметим, что виноваты и производственники. Мало выпускается ими каталогов и других рекламных материалов, ориентирующих и потребителей, и торговые организации. Есть и еще одно немаловажное обстоятельство, тормозящее сбыт автокосметичесюих средств. Дело в том, что нанесение, скажем, антикоррозионной мастики, полировка кузова и многое другое — работа довольно трудоемкая, требующая оноровки, физических сил, порой специального инструмента. Не каждому автолюбителю такое по плечу. Кроме того, значительная часть автомобилей индивидуальных владельцев прописана прямо под открытым небом. Где же заниматься всей этой автокосметикой? Ответ очевиден: на станциях технического обслуживания. Но эти цредприятия таких работ пока не выполняют, стало быть, и не закупают соответствующие препараты. А пора бы уж. В минувшем году предприятиям автосервиса было поставлено лишь 20 процентов того, что произвели химики, остальное пошло в розничную торговлю. Должно же быть, на наш взгляд, наоборот. И будет. По планам фирмы в 1973 году уже 30 процентов продукции реализуется через станции технического обслуживания, в 1974-м — 50, а в 1975-<м — 80 процентов. На вновь строящихся станциях создаются специальные участки для таких работ, закупаются необходимые для них машины и оборудование. Это радует, но хотелось бы сократить сроки перестройки. Наконец, надо лучше организовать и торговлю товарами автолюбительского опроса. Где сейчас можно купить средства автокасметики? В основном в хозяйственных магазинах, куда автолюбитель заглядывает не так уж часто. А вот на автозаправочных станциях, где, как говорят, сам бог велел быть киоску с этими товарами, их почти не бывает. По признанию работников «Литбытхима», анкета помогла им установить фактичеак-oe потребление и спрос на товары аютокоометики, точнее спланировать производство, определить перспективу. Но в анкете была заложена и «обратная связь», ее второй и третий вопросы предлагали читателям ответить, какие новые химические препараты по уходу за автомобилями хотели бы иметь автолюбители. Как же отреагировали на их предложения производственники, посчитались ли с мнением участников анкеты? Посчитались. На основе анкетного опроса ПКБ «Литбытхима» уже в этом году выпускает опытные партии химических средств для снятия старой краски, удаления накипи из системы охлаждения автомобиля, «защиты хромированных деталей. Кроме того, разработаны технические условия и созданы рецепту-16 ры антикоррозионного состава для окр аскидвигателя , средства для предотв ращениязамерзаниязамков дверей, г ерметикидлярадиатораи стекол, препарата для защиты резиновых деталей и многого другого из того, о чем просили автолюбители. Таковы результаты анкеты.Зарубежная практикаТеперь, когда выслушано мнение участников заседания «Клуба», работников торговли, нескольких тысяч автолюбителей, заполнивших нашу анкету, и представителей промышленности, многое прояснилось. Но не будем торопиться ставить точку. Борьба с ржавчиной — не только наша внутренняя проблема. Коррозия доставляет немало забот автомобилистам во всем мире — на севере, где несколько месяцев приходится ездить по зимним дорогам, посыпанным солью, и на юге, где влажный тропический климат создает благоприятные условия для развития ржавчины. Как же эта проблема решается за рубежом? В какой-то мере ответ на этот вопрос дают статьи, опубликованные журналами шведским МОТ и английским «Мотором». Вот их краткое изложение . Журнал МОТ (Швеция). Нержавеющая сталь из-за высокой стоимости для изготовления кузовов практически не применяется. Из нее делают лишь некоторые сравнительно небольшие детали, например бамперы, декоративные накладки. Для повышения коррозионной стойкости стальной лист обезжиривается, а затем фосфатируется. В этом отношении технология, применяемая на всех автомобильных заводах, сходна, результаты, однако, могут быть разными, что заметно влияет на качество последующей окраски и долговечность кузова. Многое зависит и от климатических условий той или иной страны. В Италии и Франции, где дороги посыпаются солью довольно редко, не находят нужным защищать от нее кузова. В ФРГ же очень часто, а в Швеции практически непрерывно в течение всего зимнего сезона на кузова действует агрессивный «рассол», и фирмы принимают различные защитные меры. И все же рыжие пятна, раньше или позже обнаруживаемые владельцем машины, заставляют его искать дополнительные средства защиты от коррозии. Эта обработка, как правило, производится на станциях обслуживания и стоит недешево, Наиболее распространенным способом (помимо нанесения защитного наружного слоя на нижнюю часть кузова) является метод «МЛ». Он предложен шведским инженером Лаурином и предусматривает защиту изнутри замкнутых полостей кузова. Сейчас для многих моделей машин разработаны схемы расположения дополнительных отверстий диаметром 1012 мм в кузове и методика обработки через них этих полостей. Внутрь вводитсягибкий шланг с насадком-разбрызгива телем. Защитный раствор (масла любого сорта пе дают полноценной защиты), подаваемый под давлением 60 — 80 атмосфер, проникает в самые малые щели. После обработки все отверстия, как высверленные самим владельцем, так и сделанные для этого еще на заводе. должны быть очень тщательно закрыты пробками и по возможности герметизированы. Предохранение от коррозии днища, крыльев и колесных ниш (наружная защита) может иметь сезонный, долговременный или постоянный характер. В первом случае применяются материалы на базе восковых паст, во втором — сочетание восков и специальных составов ив третьем - только специальные составы. Эти работы трудоемки, производятся с помощью компрессоров высокого давления, распылителей, приспособлений для нанесения паст, и большинство владельцев предпочитают проводить их на станциях технического обслуживания. Защита достаточно дорога. Так. в ФРГ сезонная обработка стоит 0.5 -0,6 процента от цены «Фольксвагена», но ее надо проводить несколько раз в году. Долговременная защита. срок действия которой доходит до трех лет, обходится еще дороже, и стоимость ее может достигать 3 процентов цены той же малолитражки. Для владельцев, желающих своими силами провести подобную работу, защитные средства поступают в продажу, причем некоторые в виде аэрозолей. Журнал «Мотор» (Англия). В Европе многие легковые автомобили через пять лет службы годятся только на свалку, так как у них бывает насквозь поражена ржавчиной вся нижняя часть кузова. Опыт показывает, что места точечной сварки панелей не удается надежно защитить грунтовкой, краской или мастикой. Именно вокруг них и образуются очаги ржавления, причем там разрушение металла идет в десять раз интенсивнее, чем в таких местах, как поверхности днища, крыльев, колесных ниш. Для надежной защиты кузова во многих странах применяются специальные составы, которыми опрыскиваются из пульверизатора наиболее подверженные ржавлению части. Такие составы имеют консистенцию жидкого моторного масла, проникают в тончайшие щели стыков сваренных деталей, не засыхают весьма длительное время и образуют эластичный слой, хорошо прилипающий к поверхности металла. Они наносятся не только на наружные поверхности, но и при помощи пистолета-распылителя. снабженного специальными длинными насадками, разбрызгиваются внутри порогов и стоек кузова, в которых специально для этого предварительно сверлят небольшие отверстия или используют имеющиеся. Подобной защите подвергаются также внутренние полости дверей, карман для запасного колеса, углубления под фарыи все остальные замкнутые или тупиковые места кузова. Такая работа занимает целый день даже на хорошо оборудованной станции обслуживания. Дело в том, что надо дать стечь избытку защитного покрытия, а затем просушить чузов — на все это уходит часа четыре. В завершение заглушают все отверстия, через которые вводился состав. Автолюбителю такая обработка обходится недешево. Ее стоимость для малолитражки равна 5 — 6 процентам цены автомобиля. Однако .это немного, если считать, что, проведя профилактику на сравнительно новой машине (с пробегом не более 5000 километров), можно быть гарантированным от появления даже следов ржавчины по меньшей мере на пять лет.Подведем итогиПопытаемся подытожить все, что мы )бсудили на этом заседании «Клуба». ПЕРВОЕ. Необходимо бдительно контролировать состояние кузова и, не дожидаясь первых признаков корроши, принимать защитные меры. Тот, кто осознал это, не жалел труда и времени для создания надежной «брони» против ржавчины, смог сохранить кузов на многие годы. Об этом убедительно свидетельствует опыт выступавших на заседании клуба. ВТОРОЕ. Наша промышленность осваивает выпуск вполне современных, технологичных и безопасных в работе составов для удаления ржавчины и защиты кузова от ее возникновения. Они появляются на прилавках магазинов. К сожалению, робко еще ведется пропаганда этих средств, торговые организации неоперативно и неумело выявляют спрос на них, не умеют заинтересовать автолюбителя. Сегодня задача состоит в том, чтобы расширить ассортимент различных «антикоров» и их производство, выпускать такие препараты в аэрозольной упаковке, убедить автолюбителей в превосходстве «фирменных» составов перед самодельными, добиться, чтобы в магазинах бытовой химии всегда имелся необходимый ассортимент их. ТРЕТЬЕ. Если говорить о дне завтрашнем, то здесь основной силой в борьбе за сохранность кузовов должны стать станции технического обслуживания автомобилей. Пришла пора разработать систему мероприятий, подобную методу «МЛ», применительно ко всем отечественным массовым легковым машинам. Операцию защиты «по полной программе» с применением специального оборудования и современных химических средств (и, конечно, с гарантией) нужно сделать столь же обычной на станциях, как ТО-1 и ТО-2. Надо предусмотреть такие работы при проектировании новых предприятий автосервиса, снабдить необходимым оборудованием и материалами действующие. Комплексное решение всех этих задач поможет автолюбителям сохранить на многие годы свои автомобили. Очевидны выгоды для народного хозяйства. Ясно и то, что здесь нужны согласованные усилия целого ряда организаций. Свое слово должны сказать министерства химической промышленности, торговли, автомобильной промышленности, научно-исследовательские институты автомобильной промышленности и автотранспорта, нефтеснаб, республиканские организация, ведающие обслуживанием автомоби-Г/