32
33
aвзон окончилсясезон-начинаетсяНо, конечно, не эти рекорды , а надежность машин , высокое мастерство спортсменов, особенно на скоростныхучастках , определили вконечном счете победителей ралли. Первое место заняла номанда Ижевского автозавода, в ыигравшая 380 очкрвугонщиковАЗЛК . Н апомним , что осенью прошлого года здесь же , в Эстонии ижевцы уверенно победили в личнок омандном первенстве страны . У спех , к ак видно, был тогда не случайным . Словом, на старте нового спортивного сезона ижевскиегонщини стали лидерами в борьбе за «Трофей», к оторый оспаривают коллективы автомобильных иавторемонтных заводов, с троящихмаши ­ ны (серийные или специальные гоночные), а также заводов, п роизводящих двигатели нним . Впереди осталось еще пять чемпионатов СССР (по ипподромным , шоссейно-кольцевым гонкам на стандартныхигоночныхмашинах , ралли икроссу ) . Они и определят обладателя почетного приза. Н. УНТ, судья Всесоюзной натегории г. Таллин Результаты соревнований Среди республик: 1. Москва — 3686 очков; 2. Эстонская ССР - 5051; 3. РСФСР — 5250. Среди заводов: 1. Ижевский завод1235 очков: 2. АЗЛК-1 -- 1615; 3. ГАЗ — 4015; 4. «Коммунар» — 11528; 5. ВАЗ 28251. Среди ДСО и ведомств: 1. «Труд» — 7701 очко: 2. «Спартак» — 12103 очка.И турнир и празднинПосле матчей третьего Всесоюзного зимнеготурнира по мотоболу на призжурнала «За рулем» у частнинов его буквально засыпали вопросами: «Когда еще н нам приедете? Будет ли в нашем городе мотобольная команда?» В этих вопросах одновременно звучали и благодарность спортсменам за их мастерство и желание не расставаться с мотоболом. Слышать тание слова всегда приятно , — з начит , соревнования доставили людям радость, дали спорту новых друзей , короче говоря , достригли цели, к оторая перед ними ставилась. Вспомните, первый тур ­ нир проходил в Москве на Центральном стадионе «Динамо» и позволил жителям столицы увидеть выступлениялучших сов етских команд. Следующий розыгрышзимнего кубна наблюдали уже зрители подмосковных городов Егорьевска, Рам енскогоиЖуковского . И наконец, матчи третьего турнира состоялись в Полт авской области. Собственно, ж ители Полтавы с мотоболом уже давно знакомы : местный «Вымпел» м ожно назвать старожилом высшей лиги чемпионата страны . А вот в райо нных центрах — К ременчуге , Хороле, селе Решетиловка эту игру знали только понаслышке . И правильно решили ODraнизаторы зимнего турнира — обком ДОСААФ испортивно - т ехническийклуб — провести большую часть матчей в этих местах. Заранее созданный оргкомитет , к оторый возглавил заместитель председателя полтавского горисполкома В. Момонт, сделал все, чтобы мотобольные встречи стали настоящимпраздником для местных любителей спорта. У частни ­ ков встретили не только переполненные трибуны (в Кременчуге , например, билеты были полностью проданы еще накануне матча), но иторжественная церемония открытия соревнований — мотоболистам вручилиживые цветы, хлебсоль на знаменитыхполтавских рушниках, сувениры. Гостеприимство, ж ивой интерес со стор оны зрителей во многом скрасили те трудности , к оторыеиспытали мотоболис ты . Семи командам , п ринявшим участие втурнире ( и гры проходили по круговой системе), п ришлосьвыступать на полях, п окрытыхигрязьюи слоем льда. И лишьв самом нонце соревнований зима наконец вспомнила, что этот турнир находится в ее ведении, и устлала стадионы плотнымснежным новром. Третий розыгрышкубкажурнала отмечен не только расширениемгеографии мотобола. Здесь прошлипервую проверк у на практинесущественные изменен ия , внесенные в правила игрыснынеш ­ него года (см. «За рулем», 1972, № 4). Теперь уже ясно, что благодаря им мотобол приобрел новые краски , стал еще привлекательнее и интереснее. Выступление вратаря без машины , создание вратарс койзоны изменили способы обороны иатаки . М ожнопредположить , что матчиПервые баллы в борьбе за „Трофей"К ажется , совсем недавно вторжествен ­ ной обстановке представителям Московс кого автозавода имени Ленинскогоком ­ сомола был вручен призжурнала «За рулем» — «Трофей заводов» за отличное выступление гонщиков предприятия в чемпионатах страны по автоспорту . Не прошлои двух месяцев, а борьба за этот приз вновь началась. И первые заявки , к оторые сделали на него команды автозаводов, подтвердили прогноз — соперничество будет ныне более острым , чем впрошлом году. Итак, Таллин, ралли «Прибалтика» — зимнее номандное первенство страны. Старт вэтихпопулярных соревнованиях приняли 35 команд . Рядом с ветеранами впервые пробовали силы автомобилисты Владивостока иТулы . Вся трасса, в клю ­ чавшая трикруга , составляла 2443 километра. Г онщикампришлосьвыступатьв очень трудныхусловиях — обледенелые, со сложным профилем дороги, особенно вю жной части Эстонии, требовали высокого водительского мастерства, четной работы штурмана . Прибавьте к этому 38 дополнительных соревнований, где спортсмены развивали максимальную скорость . И тем не менее всю трассу прошли ифинишировали 19 команд , из котор ых 16 получили зачет. Столь высокий , н еобычный даже для зимних ралли результат прежде всего обязан применению большинством гонщиковшинсшипами . В этих условиях они себя полностью оправдали. К аки ожидалось, борьба за победу развернулась между спортсменами АЗЛК , И жевскогоиГорьковского автозаводов. Первая команда моснвичей выступала в самом боевом составе: А. Сафонов — B. Богомолов, Ю. Л есовский — В. Ржеч ицкий , В. Бубнов — А. П еченкин . Не менее грозен был коллентив ижевцев: C. Брундза — А. Б рум , Л . Морозов — Л . Суднева, А. К озырчиков — Б. Чумак ов . К оманды соперничали не тольков мастерстве прохождениятрассы , но ив сервисе, способности быстро произвести необходимый ремонт. Так, на одном из автомобилей АЗЛКкоробка передач, отк азавшая во время гонки , была заменена всего за 26 минут .32 чемпионата страны окажутся результативнее, чем впрошлыегоды . Словом, п оединкизимнеготурнира подарили местным любителям спорта много приятныхминут . Несмотря на то что за нубок боролись команды , и меющие далено не равныйопытвыступленияв ответственных соревнованиях, каждая игра ожидалась с большим интересом. Т акслучилось , что среди участниковоказа ­ лись коллективы , встречи между котор ыми носили принципиальныйхарактер . Мотоболисты днепродзержинского «Прометея», н апример , особое значение придавали своему поединкус «Восходом» (Вознесенск, Н иколаевская область) — с тарымсоперником по чемпионатуУкра ­ ины. Спортсмены « Б артувы » (Скуодас, Л итовсная ССР) ж аждали взять реваншурижской « А дажи » , к отораяникак не дает опередить себя в первенствах Прибалтик и . А разве не интересным представлялся матч между тойже « А дажи » и полтавс ким «Вымпелом» — п остоянными соседями по турнирной таблице в чемпионатах страны? Эти микротурниры придали розыгрышукубка еще большее напряже ­ ние. Судьба призарешиласьв последнем матче между «Вымпелом» и « А дажи » , и мевшими соответственно 10 и9очков после пяти игр . И нтереснейший поединок во многомнапомнилпрошлогоднююфинальную встречу рижансзелрчокумской «Молнией». Вновь пять мячей влетело в ворота спортсменовЛатвии , и опятьглавным героем оказался Валерий Кудинов , к оторыйвыступает теперь за «Вымпел». Он стал автором четырех го ­ лов. Однако игра на этот разполучилась более равной . Были минуты , к огдапри счете 2 : 2 никтона стадионе не мог предопределить исход матча. Но вконце концов неутомимость Кудиноаа, к оторый успевал бунвально всюду, д ружные дейс твияеготоварищей по команде принесли плоды — «Вымпел» одержал краси ­ в ую победу и стал третьим обладателем нубкажурнала «За рулем». Б. ЛОГИНОВ, председатель комитета мотобола ФМС СССР г. ПолтаваРезультаты соревнований«Юпитер» (Ленинград) — «Адажи» (Рига) 0 : 1; «Прометей» (Днепродзержинск) — «Горняк» (Шахты) 0 : 1; «Восход» <Вознесенск) — «Бартува» (Скуодас) 2 : 2; «Бартува» — «Прометей» 0 : 1 ; «Вымпел» (Полтава) — «Юпитер» 5 : 0; «Адажи» — «Восход» 2 : 0 ; «Восход» — «Вымпел» 1 : 4; «Прометей» — «Адажи? 2 : 2; «Горняк» — «Бартува» 1 : 0: «Адажи» — «Горняк» 2 : 0 ; «Юпитер» — «Восход» '1 : 1; «Вымпел» — «Прометей» 6 : 2 ; «Горняк» — «•Вымпел» 1 : 9; «Бартува» — «Адажи» 0 : 1 ; «Прометей» — «Юпитер» 6 : 2 : «Восход» — «Прометей» 1 : 0 ; «Горняк» — «Юпитер» 3 : 0; «Вымпел» — «Бартува» 6 : 0 ; «Вымпел» — «Адажи» 5 : 2 ; «Горняк» — «Восход» 1 : 1; «Бартува» —«Юпитер» 1 : 1. 1. «Вымпел» — 12 очков: 2. «Адажи» — 9; 3. «Горняк» — 7: 4. «Прометей» — 5; 5. «Восход» — 5; 6. «Бартува» — 2: 7. «Юпитер» — 2.А сверху видно всеК ак все жемногозависит от точкизрения (в буквальном смысле слова). Когда стоишь возле кроссовойтрассы , з ажа ­ т ый со всех сторонзрителями , в идишьлишь на мгновениепролетающего мимо спортсмена . Если повезет изаймешь место где-нибудь поинтереснее, м ожешь стать свидетелем исмелыхпрыжков , и красивыхобгонов , и... п адений , иногда реш ающих судьбу призовых мест. Но какаяоткрываетсякартина , если смотришь на гонкисвысоты ! Именно та ­ к уюпозициюзанималя на XVI Всесоюзном зимнемкроссев Коврове, к огда меня вкачествекомментатора подняли вкор ­ з инеавтовышки . Нескольно десятковты ­ сяч зрителей образовали живыекоридо ­ р ы возле трассы , к оторая поднималась испускалась сначала на одном , а затем на другомсклонеоврага . ...Старт! Л авина 175-кубовых мотоцик ­ лов сорвалась с места ивытянуласьвклин , острие которогоуже вошло вкори ­ дор. Там стало тесно, к ажется , вот-вот кто - н ибудь упадет иприостановится течение этогостремительногопотока . Но проходит несколько секунд — и клин ужепревратилсявзмейку . Она на глазах растет, д вижется , и голова ее, п ройдяполкруга , приближается кнам . Когдас портсмены взлетают на естественном трамплине выше зрителей, удается увидеть их номера. Первым и третьим идут армейцы Е. П етушкови В. А рбеков , в торым , четвертым и пятым, к удовольствию ковр овчан , и хземляки В. Петров, Ю. Егоров, А. С ивяков . З начит , будет борьба, а это то, что больше всего привлекает в спорте. Несмотря на сложностьтрассы — непрер ывные подъемы, с пуски , повороты, — темп высок . Позади уженесколькокругов . В ведущей группе небольшие изменения . Ковровчане обошли Арбекова и втроем, меняясь местами, преследуют лидера. Вскоре кним присоединяется однок лубник — Ю. Варабин, к оторомуи удается наконец «выбить из седла» Е. Петушкова. Но слишком много сил приш ­ лось затратить преследователю, чтобы догнатьголовнуюгруппуивыйти вперед. Он не выдерживает темпа. Между тем его товарищи уверенно преодолевают последние нруги . Ю. Егоров, В. Петров, А. Сивяков — первые на финише , за ни ­ ми армейцы Е. П етушкови В. А рбеков . Едва последний участник появляется впарке , к акначинается заезд в классе мот оциклов 250 СМ'. Здесь лучшиегонщикистраны — члены сборной В. К авинов , А. К ибирин (жаль, что не приехали их товарищи по сборной — у частники первенства мира прошлого года ленинградцы Г. Моисеев и П. Рулев), ч емпионыи приз ерыстраны В. К раснощекое , В. Овчинн иков , Н. Ефимов. Т акой представительности может позавидовать любое наше соревнование. Заслуга вэтом , к онечно . о рганизаторов . Они разрешают выступ ать на мотоциклах любой конструкции , сердечно принимаютучастникови вруч ают пяти победителям вкаждом классе ценныепризы , п ервый из которых — м отоцикл «Восход-2». Кроме того , п ризы получают команды. Но мычуть отвленлись, а заезд началс я . С еще большей скоростьюи ревом, чем впредыдущем , у носятся со старта машины . К то впереди? В. К авинов . Он и вчера, на тренировке , ездил лучше всех. К акой старт, к акое владение мощной маш иной ! С пускаясьнапротив нас сгоры , он ужезаканчиваетпервыйкруг . На повороте оглядывается и, не видя преследователей, улыбается приветствующим его зрителям . В торым появляется А. К и ­ б ирин . Он проигрывает лидеру метров пятьдесят. На такомжепримерно расс тоянии далее идут Н. Ефимов. В. Красн ощекое , Ю. Морозов Теперь гонщикизаполниливсю двухк илометровуютрассу . Отсюда, с верху , она похожа на игрушечнуюжелезную дор огу , где мотоциклы , н акпаровозики , п очти равномерно движутсявкоридорах , о ставленных для нихзрителями . И тольк окогда около нас они преодолевают подъем, отчетливо видно, к ан обманчиво это впечатление. На скользкой дороге мотоцикл норовит встать боком, выс нользнуть из-под спортсмена , у йти куданибудь всторону . Словно необъезженная лошадь, действия которой не совпадают снамерениями ездока. И толькокогдав поле зренияпоявляютсянастоящие мастера, в идишьпослушнуюмашинуи легк обалансирующего на ней спортсмена . Он не опускаетногсподножекдажев тот момент, ногда, кажется, тольно это можетпредотвратить падение. Неуловимое, молниеносное движение телом — и мотоцикл , не потеряв скорости , снова рвется вперед. Владимир Кавиновужефиниширует . М ногопозжеприезжают В. К раснощекое , Н. Ефимов, В. П опенко , В. О вчинников . Не буду «пересказывать», что происхо ­ дило на трассе во вторых заездах, тем более чтовстаршем классе (250 смЗ) к ар ­ т инаповторилась , а в младшем ковровча не хотьи не заняли первого места, в общем отстояли лидирующиепозиции . Важно, что соревнования прошлиинтересно , к расиво , стали событием вжизни города. Счастливые победители получаютпризы : м отоциклы , п ортативныетелевизоры , магн итофоны . Они их «заработали» в честной итрудной борьбе. М отокроссв Коврове ( к ак , в прочем , и вИжевске ) поднялся до такогоуровня , что заслуживает стать однимизэтапов чемпионата страны. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, с пецкор «За рулем» г. Ковров(ЦСКА). К ласс 250 CM : I. В. Кавинов; 2. В. Краснощекое; 3. А. Кибирин; 4. В. Овчинников (все «Днипро», Киев): 5. Н. Ефнмоп (ЦСКА). 3 Командный зачет. Класс 175 см : 1. СК (Ковров); 2. ЦСКА; 3. АМК (Влади3 мир). К ласс 250 см : 1. «Днипро» (Киев); 2. ЦСКА: 3. СК (Ковров).JВ гостях нан домаПо давно установившейся традиции сильнейшиенашикартингисты начинаю тподготовкукнапряженному летнему сезону выступлениями на ледяных дор ожках стадионов. Здесь идеальные условия для проверки двигателя, с портив ­ ной формыгонщика . З имнийкартинг во многом схожс мотогоннами на льду — та же система заездов, где каждый встречается скаждым , те жевысокие скорос ти , т ребующие от спортсменов мгновенной реакции , т очноготантического расчета. В чемпионате СССР по нартингу на ледяной дорожке (класс 175 смЗ), котор ыйтри дня проходил вКурске , э тика ­ чества в полной мере проявил ленинградский гонщик Александр Заградин. Хотя мотор его машины по мощности уступал двигателям картов , на которыхвыступали основные соперники , и Заградин не раз оказывался в роли догоняю ­ щего, он тем не менее таки не испытал горечи поражения . О пытныйгонщик во всех заездах продемонстрировал высоное тактическое мастерство и заслуженно получил приз «За самуюкрасивую победу». В итоге А. Заградин набрал 15 оч ­ ков из 15 возможныхи стал чемпионом Советского Союза. Это уже четвертая золотая медаль ленинградца , причем три из них завоеваны на ледяных дорожках . К огорчению любителей спорта Курска , где картинг пользуется огромной попул ярностью , о чем на этот раз свидетельствовали переполненные трибуны стадиона «Динамо», н икому из местныхгонщи ­ ков не удалось пробиться к пьедесталу почета. Л учшим среди них был М. Тодоров, з анявший четвертое место. Его земляк член сборной команды страны В. Л ыткин остался лишьшестым . Две остальные награды чемпионата завоевали также гости — серебряным призером стал представитель Новосибирска A. Синегубов, бронзовая медаль вручена моснвичу Е. А никееву . В первенстве странывыступилигон ­ щ икиЛенинграда , М осквы , Новосибирс ка , Баку, Н ижнего Тагила, К урска , У фыидругих городов. К сожалению , на стартах столь ответственных соревнований не оказалось картингистовУкраиныи Мосновской области — у частников всех предыдущих чемпионатов. В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИИ, с тарший тренер ЦАМК СССР г. К урск Результаты соревнований 1. А. Заградин (Ленинград) — 15 очков; 2. А. Синегубов (Новосибирск) — 13: 3. Е. Аникеев (Москва) — 12; 4. М. Тодоров (Курск) — 12; 5. Г. Михайлов (Баку) — 9: 6. В. Лыткин (Курск) — 7.Называем победителейРезультаты соревнованийвмотогонкахпо льду Класс 500 смЗ (Куйбышев): 1. В. Пазников (Новосибирск) — 38 очков; 2. B. Леонов (Ленинград) — 37; 3. А. Сухов (Уфа) — 37; 4. К. Демахнн (Москва) — 34; 5, Г. Кадыров (Уфа) — 30; 6. А. Щербаков (Луховицы) — 29. Класс 350 смЗ (Саранск): 1. В. Московских (Чита) — 28 очков: 2. В. Распопин — 24; 3. В. Присяжнюк (оба — Новокузнецк) — 24; 4. А. Ганюшкин — 22; 5. С. Чирцев — 21; 6. Ф. Мухаметшин (все — Вятские Поляны) — 18. Класс 175 смЗ (Красноярск): 1. В. Свннко — 26 очков; 2. В. Басалаев — 26: 3. С. Игнашкин — 24; 4. А. Максимец — 22; 5. Б. Семенов — 22; 6. Б. Карташов (все — Красноярск) — 20. Класс 125 смЗ (Каменск-Уральский): 1. В. Чупин — 29 очков: 2. В. Тетерин (оба — Каменск-Уральский) — 26: 3. Л. Винник (Пермь) — 21; 4. 10. Максимов — 20: 5. В. Митрофанов (оба — Каменск-Уральский) — 17: 6. В. Щеглов (Кемеропо) 17.Результаты соревнованийЛичный зачет. Класс 175 ом 3 : 1. В. Петров (г. Ковров); 2. Е. Петушков: 3. В. Арбеков (оба — ЦСКА); 4. Ю. Егоров (г. Ковров); 5. А. Московка33