aвзон окончилсясезон-начинаетсяНо, конечно, не эти рекорды , а надежность машин , высокое мастерство спортсменов, особенно на скоростныхучастках , определили вконечном счете победителей ралли. Первое место заняла номанда Ижевского автозавода, в ыигравшая 380 очкрвугонщиковАЗЛК . Н апомним , что осенью прошлого года здесь же , в Эстонии ижевцы уверенно победили в личнок омандном первенстве страны . У спех , к ак видно, был тогда не случайным . Словом, на старте нового спортивного сезона ижевскиегонщини стали лидерами в борьбе за «Трофей», к оторый оспаривают коллективы автомобильных иавторемонтных заводов, с троящихмаши ны (серийные или специальные гоночные), а также заводов, п роизводящих двигатели нним . Впереди осталось еще пять чемпионатов СССР (по ипподромным , шоссейно-кольцевым гонкам на стандартныхигоночныхмашинах , ралли икроссу ) . Они и определят обладателя почетного приза. Н. УНТ, судья Всесоюзной натегории г. Таллин Результаты соревнований Среди республик: 1. Москва — 3686 очков; 2. Эстонская ССР - 5051; 3. РСФСР — 5250. Среди заводов: 1. Ижевский завод1235 очков: 2. АЗЛК-1 -- 1615; 3. ГАЗ — 4015; 4. «Коммунар» — 11528; 5. ВАЗ 28251. Среди ДСО и ведомств: 1. «Труд» — 7701 очко: 2. «Спартак» — 12103 очка.И турнир и празднинПосле матчей третьего Всесоюзного зимнеготурнира по мотоболу на призжурнала «За рулем» у частнинов его буквально засыпали вопросами: «Когда еще н нам приедете? Будет ли в нашем городе мотобольная команда?» В этих вопросах одновременно звучали и благодарность спортсменам за их мастерство и желание не расставаться с мотоболом. Слышать тание слова всегда приятно , — з начит , соревнования доставили людям радость, дали спорту новых друзей , короче говоря , достригли цели, к оторая перед ними ставилась. Вспомните, первый тур нир проходил в Москве на Центральном стадионе «Динамо» и позволил жителям столицы увидеть выступлениялучших сов етских команд. Следующий розыгрышзимнего кубна наблюдали уже зрители подмосковных городов Егорьевска, Рам енскогоиЖуковского . И наконец, матчи третьего турнира состоялись в Полт авской области. Собственно, ж ители Полтавы с мотоболом уже давно знакомы : местный «Вымпел» м ожно назвать старожилом высшей лиги чемпионата страны . А вот в райо нных центрах — К ременчуге , Хороле, селе Решетиловка эту игру знали только понаслышке . И правильно решили ODraнизаторы зимнего турнира — обком ДОСААФ испортивно - т ехническийклуб — провести большую часть матчей в этих местах. Заранее созданный оргкомитет , к оторый возглавил заместитель председателя полтавского горисполкома В. Момонт, сделал все, чтобы мотобольные встречи стали настоящимпраздником для местных любителей спорта. У частни ков встретили не только переполненные трибуны (в Кременчуге , например, билеты были полностью проданы еще накануне матча), но иторжественная церемония открытия соревнований — мотоболистам вручилиживые цветы, хлебсоль на знаменитыхполтавских рушниках, сувениры. Гостеприимство, ж ивой интерес со стор оны зрителей во многом скрасили те трудности , к оторыеиспытали мотоболис ты . Семи командам , п ринявшим участие втурнире ( и гры проходили по круговой системе), п ришлосьвыступать на полях, п окрытыхигрязьюи слоем льда. И лишьв самом нонце соревнований зима наконец вспомнила, что этот турнир находится в ее ведении, и устлала стадионы плотнымснежным новром. Третий розыгрышкубкажурнала отмечен не только расширениемгеографии мотобола. Здесь прошлипервую проверк у на практинесущественные изменен ия , внесенные в правила игрыснынеш него года (см. «За рулем», 1972, № 4). Теперь уже ясно, что благодаря им мотобол приобрел новые краски , стал еще привлекательнее и интереснее. Выступление вратаря без машины , создание вратарс койзоны изменили способы обороны иатаки . М ожнопредположить , что матчиПервые баллы в борьбе за „Трофей"К ажется , совсем недавно вторжествен ной обстановке представителям Московс кого автозавода имени Ленинскогоком сомола был вручен призжурнала «За рулем» — «Трофей заводов» за отличное выступление гонщиков предприятия в чемпионатах страны по автоспорту . Не прошлои двух месяцев, а борьба за этот приз вновь началась. И первые заявки , к оторые сделали на него команды автозаводов, подтвердили прогноз — соперничество будет ныне более острым , чем впрошлом году. Итак, Таллин, ралли «Прибалтика» — зимнее номандное первенство страны. Старт вэтихпопулярных соревнованиях приняли 35 команд . Рядом с ветеранами впервые пробовали силы автомобилисты Владивостока иТулы . Вся трасса, в клю чавшая трикруга , составляла 2443 километра. Г онщикампришлосьвыступатьв очень трудныхусловиях — обледенелые, со сложным профилем дороги, особенно вю жной части Эстонии, требовали высокого водительского мастерства, четной работы штурмана . Прибавьте к этому 38 дополнительных соревнований, где спортсмены развивали максимальную скорость . И тем не менее всю трассу прошли ифинишировали 19 команд , из котор ых 16 получили зачет. Столь высокий , н еобычный даже для зимних ралли результат прежде всего обязан применению большинством гонщиковшинсшипами . В этих условиях они себя полностью оправдали. К аки ожидалось, борьба за победу развернулась между спортсменами АЗЛК , И жевскогоиГорьковского автозаводов. Первая команда моснвичей выступала в самом боевом составе: А. Сафонов — B. Богомолов, Ю. Л есовский — В. Ржеч ицкий , В. Бубнов — А. П еченкин . Не менее грозен был коллентив ижевцев: C. Брундза — А. Б рум , Л . Морозов — Л . Суднева, А. К озырчиков — Б. Чумак ов . К оманды соперничали не тольков мастерстве прохождениятрассы , но ив сервисе, способности быстро произвести необходимый ремонт. Так, на одном из автомобилей АЗЛКкоробка передач, отк азавшая во время гонки , была заменена всего за 26 минут .32 чемпионата страны окажутся результативнее, чем впрошлыегоды . Словом, п оединкизимнеготурнира подарили местным любителям спорта много приятныхминут . Несмотря на то что за нубок боролись команды , и меющие далено не равныйопытвыступленияв ответственных соревнованиях, каждая игра ожидалась с большим интересом. Т акслучилось , что среди участниковоказа лись коллективы , встречи между котор ыми носили принципиальныйхарактер . Мотоболисты днепродзержинского «Прометея», н апример , особое значение придавали своему поединкус «Восходом» (Вознесенск, Н иколаевская область) — с тарымсоперником по чемпионатуУкра ины. Спортсмены « Б артувы » (Скуодас, Л итовсная ССР) ж аждали взять реваншурижской « А дажи » , к отораяникак не дает опередить себя в первенствах Прибалтик и . А разве не интересным представлялся матч между тойже « А дажи » и полтавс ким «Вымпелом» — п остоянными соседями по турнирной таблице в чемпионатах страны? Эти микротурниры придали розыгрышукубка еще большее напряже ние. Судьба призарешиласьв последнем матче между «Вымпелом» и « А дажи » , и мевшими соответственно 10 и9очков после пяти игр . И нтереснейший поединок во многомнапомнилпрошлогоднююфинальную встречу рижансзелрчокумской «Молнией». Вновь пять мячей влетело в ворота спортсменовЛатвии , и опятьглавным героем оказался Валерий Кудинов , к оторыйвыступает теперь за «Вымпел». Он стал автором четырех го лов. Однако игра на этот разполучилась более равной . Были минуты , к огдапри счете 2 : 2 никтона стадионе не мог предопределить исход матча. Но вконце концов неутомимость Кудиноаа, к оторый успевал бунвально всюду, д ружные дейс твияеготоварищей по команде принесли плоды — «Вымпел» одержал краси в ую победу и стал третьим обладателем нубкажурнала «За рулем». Б. ЛОГИНОВ, председатель комитета мотобола ФМС СССР г. ПолтаваРезультаты соревнований«Юпитер» (Ленинград) — «Адажи» (Рига) 0 : 1; «Прометей» (Днепродзержинск) — «Горняк» (Шахты) 0 : 1; «Восход» <Вознесенск) — «Бартува» (Скуодас) 2 : 2; «Бартува» — «Прометей» 0 : 1 ; «Вымпел» (Полтава) — «Юпитер» 5 : 0; «Адажи» — «Восход» 2 : 0 ; «Восход» — «Вымпел» 1 : 4; «Прометей» — «Адажи? 2 : 2; «Горняк» — «Бартува» 1 : 0: «Адажи» — «Горняк» 2 : 0 ; «Юпитер» — «Восход» '1 : 1; «Вымпел» — «Прометей» 6 : 2 ; «Горняк» — «•Вымпел» 1 : 9; «Бартува» — «Адажи» 0 : 1 ; «Прометей» — «Юпитер» 6 : 2 : «Восход» — «Прометей» 1 : 0 ; «Горняк» — «Юпитер» 3 : 0; «Вымпел» — «Бартува» 6 : 0 ; «Вымпел» — «Адажи» 5 : 2 ; «Горняк» — «Восход» 1 : 1; «Бартува» —«Юпитер» 1 : 1. 1. «Вымпел» — 12 очков: 2. «Адажи» — 9; 3. «Горняк» — 7: 4. «Прометей» — 5; 5. «Восход» — 5; 6. «Бартува» — 2: 7. «Юпитер» — 2.А сверху видно всеК ак все жемногозависит от точкизрения (в буквальном смысле слова). Когда стоишь возле кроссовойтрассы , з ажа т ый со всех сторонзрителями , в идишьлишь на мгновениепролетающего мимо спортсмена . Если повезет изаймешь место где-нибудь поинтереснее, м ожешь стать свидетелем исмелыхпрыжков , и красивыхобгонов , и... п адений , иногда реш ающих судьбу призовых мест. Но какаяоткрываетсякартина , если смотришь на гонкисвысоты ! Именно та к уюпозициюзанималя на XVI Всесоюзном зимнемкроссев Коврове, к огда меня вкачествекомментатора подняли вкор з инеавтовышки . Нескольно десятковты сяч зрителей образовали живыекоридо р ы возле трассы , к оторая поднималась испускалась сначала на одном , а затем на другомсклонеоврага . ...Старт! Л авина 175-кубовых мотоцик лов сорвалась с места ивытянуласьвклин , острие которогоуже вошло вкори дор. Там стало тесно, к ажется , вот-вот кто - н ибудь упадет иприостановится течение этогостремительногопотока . Но проходит несколько секунд — и клин ужепревратилсявзмейку . Она на глазах растет, д вижется , и голова ее, п ройдяполкруга , приближается кнам . Когдас портсмены взлетают на естественном трамплине выше зрителей, удается увидеть их номера. Первым и третьим идут армейцы Е. П етушкови В. А рбеков , в торым , четвертым и пятым, к удовольствию ковр овчан , и хземляки В. Петров, Ю. Егоров, А. С ивяков . З начит , будет борьба, а это то, что больше всего привлекает в спорте. Несмотря на сложностьтрассы — непрер ывные подъемы, с пуски , повороты, — темп высок . Позади уженесколькокругов . В ведущей группе небольшие изменения . Ковровчане обошли Арбекова и втроем, меняясь местами, преследуют лидера. Вскоре кним присоединяется однок лубник — Ю. Варабин, к оторомуи удается наконец «выбить из седла» Е. Петушкова. Но слишком много сил приш лось затратить преследователю, чтобы догнатьголовнуюгруппуивыйти вперед. Он не выдерживает темпа. Между тем его товарищи уверенно преодолевают последние нруги . Ю. Егоров, В. Петров, А. Сивяков — первые на финише , за ни ми армейцы Е. П етушкови В. А рбеков . Едва последний участник появляется впарке , к акначинается заезд в классе мот оциклов 250 СМ'. Здесь лучшиегонщикистраны — члены сборной В. К авинов , А. К ибирин (жаль, что не приехали их товарищи по сборной — у частники первенства мира прошлого года ленинградцы Г. Моисеев и П. Рулев), ч емпионыи приз ерыстраны В. К раснощекое , В. Овчинн иков , Н. Ефимов. Т акой представительности может позавидовать любое наше соревнование. Заслуга вэтом , к онечно . о рганизаторов . Они разрешают выступ ать на мотоциклах любой конструкции , сердечно принимаютучастникови вруч ают пяти победителям вкаждом классе ценныепризы , п ервый из которых — м отоцикл «Восход-2». Кроме того , п ризы получают команды. Но мычуть отвленлись, а заезд началс я . С еще большей скоростьюи ревом, чем впредыдущем , у носятся со старта машины . К то впереди? В. К авинов . Он и вчера, на тренировке , ездил лучше всех. К акой старт, к акое владение мощной маш иной ! С пускаясьнапротив нас сгоры , он ужезаканчиваетпервыйкруг . На повороте оглядывается и, не видя преследователей, улыбается приветствующим его зрителям . В торым появляется А. К и б ирин . Он проигрывает лидеру метров пятьдесят. На такомжепримерно расс тоянии далее идут Н. Ефимов. В. Красн ощекое , Ю. Морозов Теперь гонщикизаполниливсю двухк илометровуютрассу . Отсюда, с верху , она похожа на игрушечнуюжелезную дор огу , где мотоциклы , н акпаровозики , п очти равномерно движутсявкоридорах , о ставленных для нихзрителями . И тольк окогда около нас они преодолевают подъем, отчетливо видно, к ан обманчиво это впечатление. На скользкой дороге мотоцикл норовит встать боком, выс нользнуть из-под спортсмена , у йти куданибудь всторону . Словно необъезженная лошадь, действия которой не совпадают снамерениями ездока. И толькокогдав поле зренияпоявляютсянастоящие мастера, в идишьпослушнуюмашинуи легк обалансирующего на ней спортсмена . Он не опускаетногсподножекдажев тот момент, ногда, кажется, тольно это можетпредотвратить падение. Неуловимое, молниеносное движение телом — и мотоцикл , не потеряв скорости , снова рвется вперед. Владимир Кавиновужефиниширует . М ногопозжеприезжают В. К раснощекое , Н. Ефимов, В. П опенко , В. О вчинников . Не буду «пересказывать», что происхо дило на трассе во вторых заездах, тем более чтовстаршем классе (250 смЗ) к ар т инаповторилась , а в младшем ковровча не хотьи не заняли первого места, в общем отстояли лидирующиепозиции . Важно, что соревнования прошлиинтересно , к расиво , стали событием вжизни города. Счастливые победители получаютпризы : м отоциклы , п ортативныетелевизоры , магн итофоны . Они их «заработали» в честной итрудной борьбе. М отокроссв Коврове ( к ак , в прочем , и вИжевске ) поднялся до такогоуровня , что заслуживает стать однимизэтапов чемпионата страны. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, с пецкор «За рулем» г. Ковров(ЦСКА). К ласс 250 CM : I. В. Кавинов; 2. В. Краснощекое; 3. А. Кибирин; 4. В. Овчинников (все «Днипро», Киев): 5. Н. Ефнмоп (ЦСКА). 3 Командный зачет. Класс 175 см : 1. СК (Ковров); 2. ЦСКА; 3. АМК (Влади3 мир). К ласс 250 см : 1. «Днипро» (Киев); 2. ЦСКА: 3. СК (Ковров).JВ гостях нан домаПо давно установившейся традиции сильнейшиенашикартингисты начинаю тподготовкукнапряженному летнему сезону выступлениями на ледяных дор ожках стадионов. Здесь идеальные условия для проверки двигателя, с портив ной формыгонщика . З имнийкартинг во многом схожс мотогоннами на льду — та же система заездов, где каждый встречается скаждым , те жевысокие скорос ти , т ребующие от спортсменов мгновенной реакции , т очноготантического расчета. В чемпионате СССР по нартингу на ледяной дорожке (класс 175 смЗ), котор ыйтри дня проходил вКурске , э тика чества в полной мере проявил ленинградский гонщик Александр Заградин. Хотя мотор его машины по мощности уступал двигателям картов , на которыхвыступали основные соперники , и Заградин не раз оказывался в роли догоняю щего, он тем не менее таки не испытал горечи поражения . О пытныйгонщик во всех заездах продемонстрировал высоное тактическое мастерство и заслуженно получил приз «За самуюкрасивую победу». В итоге А. Заградин набрал 15 оч ков из 15 возможныхи стал чемпионом Советского Союза. Это уже четвертая золотая медаль ленинградца , причем три из них завоеваны на ледяных дорожках . К огорчению любителей спорта Курска , где картинг пользуется огромной попул ярностью , о чем на этот раз свидетельствовали переполненные трибуны стадиона «Динамо», н икому из местныхгонщи ков не удалось пробиться к пьедесталу почета. Л учшим среди них был М. Тодоров, з анявший четвертое место. Его земляк член сборной команды страны В. Л ыткин остался лишьшестым . Две остальные награды чемпионата завоевали также гости — серебряным призером стал представитель Новосибирска A. Синегубов, бронзовая медаль вручена моснвичу Е. А никееву . В первенстве странывыступилигон щ икиЛенинграда , М осквы , Новосибирс ка , Баку, Н ижнего Тагила, К урска , У фыидругих городов. К сожалению , на стартах столь ответственных соревнований не оказалось картингистовУкраиныи Мосновской области — у частников всех предыдущих чемпионатов. В. СТЕЛЛИФЕРОВСКИИ, с тарший тренер ЦАМК СССР г. К урск Результаты соревнований 1. А. Заградин (Ленинград) — 15 очков; 2. А. Синегубов (Новосибирск) — 13: 3. Е. Аникеев (Москва) — 12; 4. М. Тодоров (Курск) — 12; 5. Г. Михайлов (Баку) — 9: 6. В. Лыткин (Курск) — 7.Называем победителейРезультаты соревнованийвмотогонкахпо льду Класс 500 смЗ (Куйбышев): 1. В. Пазников (Новосибирск) — 38 очков; 2. B. Леонов (Ленинград) — 37; 3. А. Сухов (Уфа) — 37; 4. К. Демахнн (Москва) — 34; 5, Г. Кадыров (Уфа) — 30; 6. А. Щербаков (Луховицы) — 29. Класс 350 смЗ (Саранск): 1. В. Московских (Чита) — 28 очков: 2. В. Распопин — 24; 3. В. Присяжнюк (оба — Новокузнецк) — 24; 4. А. Ганюшкин — 22; 5. С. Чирцев — 21; 6. Ф. Мухаметшин (все — Вятские Поляны) — 18. Класс 175 смЗ (Красноярск): 1. В. Свннко — 26 очков; 2. В. Басалаев — 26: 3. С. Игнашкин — 24; 4. А. Максимец — 22; 5. Б. Семенов — 22; 6. Б. Карташов (все — Красноярск) — 20. Класс 125 смЗ (Каменск-Уральский): 1. В. Чупин — 29 очков: 2. В. Тетерин (оба — Каменск-Уральский) — 26: 3. Л. Винник (Пермь) — 21; 4. 10. Максимов — 20: 5. В. Митрофанов (оба — Каменск-Уральский) — 17: 6. В. Щеглов (Кемеропо) 17.Результаты соревнованийЛичный зачет. Класс 175 ом 3 : 1. В. Петров (г. Ковров); 2. Е. Петушков: 3. В. Арбеков (оба — ЦСКА); 4. Ю. Егоров (г. Ковров); 5. А. Московка33