Шаги пятилетниВТОМОБИЛЬНЫИЛ. ВАСИЛЬЕВ, заместитель министра автомобильной промышленности СССР, генеральный директор Камского автозавода Автомобильный гигант на Каме, мощный комплекс заводов, крупнейший в стране, крупнейший в мире — определения, которые можно встретить сегодня в советской и зарубежной печати, относятся к одному и тому же предприятию — строящемуся КамАЗу. И здесь нет преувеличений. Это уникальное во многих отношениях строительство являет собой еще один яркий образец последовательного продолжения ленинского курса индустриализации страны, взявшего разбег еще в годы первых пятилеток. В этом смысле КамАЗ при всей своей исключительности традиционен. История советской экономики знает множество примеров создания крупных промышленных комплексов. По этому пути шло в основном развитие черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности, тяжелого машиностроения. Так рождались Магнитка и «Уралмаш», металлургические гиганты Донбасса и Кузбасса и другие заводы, заложившие прочную основу материальнотехнической базы социализма и за ко ­ роткий срок превратившие Советский Союз в одну из ведущих индустриальных держав. Крупные промышленные стройки позволяют сконцентрировать большие материальные и технические ресурсы для решения главных задач народного хозяйства и за короткий срок обеспечивают значительный прирост производственных мощностей, экономически наиболее важных на данном этапе. В отечественном автомобилестроении крупные предприятия сыграли особенно важную роль в период становления отрасли. Достаточно вспомнить, что создание горьковского и московского автозаводов кардинально решило проблему производства автомобилей в нашей стране. В недавние годы такую же роль сыграло строительство Волжского автомобильного завода. Решение Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР о сооружении крупнейшего в мире промышленного комплекса по производству грузовых автомобилей большой грузоподъемности — Камского автомобильного завода в г. Набережные Челны Татарской АССР — пример того, как в условиях научно-технической революции партия ставит и реализует комплексные народнохозяйственные задачи. Характерные приметы советской экономики сегодня: качественное изменение потребности в автомобильных транспортных средствах и рост материальных и технических возможностей. За всем этим стоит в сущности новая транспортная задача, с решением которой связано дальнейшее развитие народного хозяйства. За годы девятой пятилетки грузооборот автомобильного транспорта возрастет в 1,6 раза, а за 15 лет (1965—1980 гг.) — почти в пять раз. Это прямой результат высоких темпов развития советской экономики, предусмотренных решениями XXIV съезда КПСС. Автомобиль является незаменимым универсальным средством конечной доставки груза к месту назначения. Автомобильный транспорт — единственный вид транспорта, не требующий дополнительной перевалки груза. Такое экономическое преимущество позволяет широко применять грузовики в качестве самостоятельного транспортного средства для массовых бесперевалочных междугородных перевозок. Однако преобладание в грузовом автомобильном парке страны машин средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн) сдерживает их эффективное использование в этом качестве. Наступила необходимость в сжатый срок обеспечить народное хозяйство скоростными автомобилями и автопоездами большой грузоподъемности, пригодными для эксплуатации в различных климатических условиях на всех видах дорог. Решению этой важной транспортной проблемы и служит КамАЗ. Он позволит создать мощности по производству 811-тонных трехосных дизельных автомобилей и автопоездов до 20 тонн. Его проектная производителыность — 150 тысяч автомобилей в год. Таким образом обеспечивается массовый выпуск «вседорожных» машин в количестве, которое значительно превысит существующий в стране уровень производства автомобилей такой грузоподъемности. Надо учесть при этом, что кроме 150 тысяч дизельных автомобилей здесь будет ежегодно выпускаться еще 100 тысяч дизелей для комплектации машин других заводов, и, следовательно, ввод мощностей камского комплекса создает реальные предпосылки для широкой дизелизации автомобильного парка, что имеет большое экономическое значение. Автомобили КамАЗ существенно улучшат структуру парка, повысят его общую и среднюю грузоподъемность и технический уровень. Народное хозяйство получит эффективные транспортные средства, которые помогут освоить возрастающие объемы перевозок с максимальной производительностью при минимальных затратах.„ Аспекты технической задачиПланируемый выпуск 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч дизельных двигателей в год поставил перед специалистами сложнейшую техническую задачу — спроектировать и построить уникальный промышленный комплекс невиданного масштаба. Сейчас, когда в Министерстве автомобильной промышленности СССР закончено рассмотрение технического проекта Камского автомобильного завода, можно с уверенностью сказать: по своим масштабам он не имеет равных в отечественном и зарубежном автостроении. Представьте себе «площадку» в тысячу гектаров, на которой разместились производственные корпуса и здания общей площадью около 3 миллионов квадратных метров. В промышленный комплекс, где будет осуществляться весь технологический цикл изготовления автомобилей и двигателей, начиная от литых и штампованных заготовок и кончая сборкой, испытанием и выпуском готовой продукции, входят шесть крупных заводов: автомобильный, моторный, прессоворамный, кузнечный, литейный и ремонтно-инструментальный. Наряду с заводами в составе комплекса запроектированы административный, инженерный и лабораторный корпуса, а также учебный центр и центр запасных частей. Главное, что определяет основу, техническую сущность любого промышленного предприятия, — технологическое оборудование. Его качественный состав, Мимо готовых жилых кварталов к заводским корпусам, которые еще возводятся, идет поток машин со строительными материалами, фермами, трубами, железобетонными панелями. Фото Ю. Садовникова4 Идет сооружение завода двига одного из шести предприятий, вхо, в комплекс КамАЗ.1современный уровень автоматизации и механизации должны обеспечить высокую производительность труда на всех этапах технологического процесса. Именно этот принцип был заложен при разработке и определении состава оборудования для КамАЗа. В литейном производстве для плавки ковкого и серого чугуна предполагается применить индукционные электрические печи емкостью 60 тонн, на формовке и для приготовления стержней —- новейшие автоматические линии. В кузнечном производстве КамАЗа не будет ни одного парового молота, столь традиционного для кузнечных цехов на автозаводах в прошлом. Здесь проектируются автоматы, которые полностью возьмут на себя изготовление поковок — от подачи и нагрева заготовки до получения готовой горячей штамповки с минимальными припусками на последующую механическую обработку. В прессово-рамном производстве впервые в отечественном автомобилестроении на штамповке лонжеронов рам намечается применить уникальные прессы давлением 6000 тонн. Для штамповки крупных деталей предусматриваются механизированные линии с применением листоукладчиков, прессов двойного действия и механических рук. На мелкой штамповке широко используются прессы, на которых можно изготовлять без переналадки широкий ассортимент деталей, с автоматической подачей стальной ленты или полосы. Для прессового производства предназначены транспортные автоматизированные системы удаления и пакетирования отходов, перемещения деталей и узлов. Сварка кабин и основных сварных узлов тоже будет автоматизирована, а на окраске применены самые современные технологические процессы и оборудование. Для механической обработки деталей запроектировано 250 автоматических линий, около 8000 специальных и агрегатных станков-полуавтоматов и автоматов. В производстве нормалей широко проектируется горячее и холодное выдавливание. Химико-термическую обработку детали будут проходить в высокопроизводительных безмуфельных газовых агрегатах. Вот несколько цифр, характеризующих уровень производства на КамАЗе. Всего для заводов комплекса необходимо изготовить и смонтировать 150 километров подвесных толкающих конвейеров, 48 километров подвесных грузонесущих конвейеров, 9 километров скребковых конвейеров, 29 километров специальных пластинчатых конвейеров -— все вместе это составит расстояние почти как от Москвы до Ярославля. На КамАЗе будут работать 120 электротягачей на монорельсовых дорогах, более 330 кранов-штабелеров, большое количество специальных кранов и другого подъемно-транспортного оборудования.Отечественный и зарубежный опытПроектируя КамАЗ, специалисты-технологи стремились к тому, чтобы каждая единица оборудования (а их более 30 тысяч) была выполнена с учетом последних достижений техники. В процессе работы выяснилось, что в соответствии с этим критерием основная часть оборудования может быть поставлена советской промышленностью, а некоторые виды специального оборудования целесообразно закупить за границей, в страОкончаиие — на стр. 8.;ав"Ьг< t ,иямяш » • gpГТГ"~> .* : " , '*"г;н г. с с я:Л\-1VS&J•! "Ч*1-',WLM