Окончание. Начало — на стр. 4. нах — членах СЭВ иу фирм из капиталистических стран. Основной объем закупок импортного оборудования приходится на два специализированных завода—литейный и моторный. По масштабам производства оба завода — крупнейшие в практике мирового автомобилестроения. Литейный будет давать более сотни тысяч тонн чугунного, стального и цветного литья в год. Ни один из литейных цехов наших автозаводов не выпускает сейчас такого количества литья. В проектировании и оснащении моторного завода принимает участие французская государственная фирма «Рено», с которой заключило контракт Всесоюзное внешнеторговое объединение «Автопромимпорт». Специалисты «Рено» должны разработать технологическую часть проекта моторного завода (строительная, архитектурная и специальные части проекта осуществлены советскими проектными организациями), а также принять на себя координацию работ по заказу, поставке и монтажу оборудования для моторного завода. Одновременно фирма «Рено» будет способствовать проведению заказов импортного оборудования для всего комплекса, предоставляя необходимые условия для работы группе. советских специалистов в Париже. Создание Камского автомобильного комплекса, естественно, не ограничивается пределами заводской ограды. Как и всякое крупное современное предприятие, КамАЗ тесно связан с заводами—поставщиками комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов. Только в пределах автомобильной отрасли для обеспечения работы КамАЗа строится шесть новых предприятий и реконструируется 14 действующих. Они будут поставлять топливную и тормозную аппаратуру, электрооборудование и приборы, самосвальные кузова и механизмы, метизы и нормали. Вне отрасли должны быть созданы новые мощности по производству шин, обивочных материалов, пластмасс, электропроводов и целого ряда других изделий. Широкая номенклатура комплектующих изделий еще раз показывает, насколько сложен объект производства — автомобили семейства КамАЗ. Камский автомобильный завод будет выпускать четыре основные модификации на базе трехосной модели грузоподъемностью 8 тонн. Это бортовой автомобиль-тягач, рассчитанный на эксплуатацию с двухосным прицепом (общая грузоподъемность автопоезда 16 тонн), седельный тягач для работы с 16-тонным полуприцепом, самосвал с самосвальным прицепом (общая грузоподъемность 15 тонн) и полноприводной автомобиль с колесной формулой 6X6, работающий в составе автопоезда повышенной проходимости грузоподъемностью 10 тонн. Основные технические параметры автомобилей выбраны на основе глубокого анализа грузовых перевозок, структуры автомобильного парка, состояния дорожной сети страны и перспектив ее развития. Это позволило заложить в конструкцию такие параметры, которые обеспечат будущему автомобилю возможности эффективной работы в сельском хозяйстве, в промышленности и на междугородных перевозках, короче — во всех отраслях экономики. В камских автомобилях предусмотрены средства, повышающие безопасность движения, улучшающие условия работы водителей: просторная кабина, регулируемые сиденья, гидроусилители руля и тормозов, эффективное отопление и вентиляция кабины, хорошая обзорность, ряд приспособлений, облегчающих пуск и обслуживание двигателя. Конструкция этих машин как бы аккумулирует тот многолетний опыт, который накопили советские автомобилестроители — создатели ЗИЛов, МАЗов и КрАЗов. Проектирование и изготовление опытных образцов будущих КамАЗов ведется на Московском автозаводе имени И. А. Лихачева, а создание дизельного двигателя поручено ярославским моторостроителям. В настоящее время проходят испытания в различных дорожных и климатических условиях более двух десятков опытных образцов машин. Конструкторы Ярославского моторного завода параллельно со стендовыми и дорожными испытаниями опытных образцов двигателя отрабатывают техническую документацию на восьмицилиндровый дизель. Предварительные результаты испытаний автомобилей и двигателей уже сейчас позволяют говорить о том, что продукция Камского автомобильного завода будет на высоком техническом и эксплуатационном уровне.Таким образом, создание Камского автомобильного завода — это сложнейшая комплексная техническая задача, решение которой связано практически со всеми основными отраслями промышленности — от металлургии до радиоэлектроники. Спроектировать индустриальный комплекс, изготовить для него десятки тысяч единиц самого современного технологического и инженерного оборудования, создать надежную конструкцию автомобиля и двигателя — такую задачу можно решить, только опираясь на мощный научно-технический, инженерный и промышленный потенциал нашей страны.Автомобильная «академия»Этот потенциал позволяет успешно решить и другую, не менее важную и трудную задачу — обеспечить новый завод квалифицированными кадрами. Сложность формирования производственного коллектива Камского автозавода помимо количественной стороны вопроса (здесь будет занято около 70 тысяч человек) состоит прежде всего в необходимости подготовить рабочих практически всех машиностроительных специальностей. Оснащение заводов комплекса самым современным автоматизированным и механизированным оборудованием требует от них высокой квалификации. Рабочие КамАЗа, которым придется иметь дело со сложными электронными устройствами и новейшими технологическими процессами, должны иметь профессиональные знания и навыки на высоком современном техническом уровне. Решить задачу подготовки таких рабочих в короткий срок можно только благодаря большому техническому опыту, накопленному в советской автомобильной промышленности и других отраслях машиностроения. Огромную роль в этом деле сыграла организующая деятельность центральных и местных партийных органов. С их непосредственной помощью была разработана программа комплектования и подготовки кадров Камского автомобильного завода. Она предусматривает направление в Набережные Челны высококвалифицированных специалистов и рабочих с автомобильных заводов и других машиностроительных предприятий страны. Большое число новых рабочих будет обучено на ведущих автозаводах — АЗЛК, Волжском, Горьковском, Минском, Кременчугском, на Ярославском моторном, а также на предприятиях Казани. В этой программе большое внимание уделено подготовке для КамАЗа специалистов с высшим и средним техническим образованием — в Казанском авиационном институте на новом факультете автостроения, во втузе, организованном при ЗИЛе, а также в техникумах Министерства автомобильной промышленности. Таковы в общих чертах основные аспекты технической задачи, которая решается сейчас, при создании Камского автомобильного завода. Ввод в строй этого крупнейшего в мире комплекса по выпуску грузовых автомобилей, воплощающего в себе последние достижения технического прогресса, еще более укрепит производственную базу отечественного автомобилестроения и машиностроения.Структура комплексаТехнологическая схема производства автомобилей и двигателей на КамАЗе предусматривает сосредоточение основной части механической обработки, сборки узлов и агрегатов и общей сборки грузовиков на автомобильном заводе. Моторный завод осуществляет весь цикл изготовления дизельных двигателей. Прессово-рамный завод концентрирует прессовые операции, сварку и сборку кабин и рам и их окраску. Литейный и кузнечный заводы являются заготовительными производствами, обеспечивающими потребность в литье и горячих штамповках. Ремонтно-инструментальный завод полностью осуществляет изготовление и ремонт инструмента и оснастки для нужд всех заводов комплекса, оборудования, средств механизации и автоматизации, подъемных кранов и транспортных машин. Камский автомобильный завод будет располагать крупным высокомеханизированным складским хозяйством, без которого невозможно нормальное функционирование этого сложного производственного организма. Отдельно стоящие складские помещения предназначаются для необходимых запасов комплектующих изделий смежных производств, материалов и готовой продукции, склады в производственных корпусах — для хранения заготовок, полуфабрикатов, деталей и узлов. Естественно, что эффективное управление таким сложным промышленным комплексом, каким является Камский автомобильный завод, будет осуществляться при помощи автоматизированной системы, «в ведении» которой регулирование производства в целом и отдельных технологических процессов, учет и анализ производства и складских запасов, а также целый ряд функций экономической службы. Автоматизированная система управления КамАЗом базируется на широком применении ЭВМ и другой современной вычислительной и организационной техники.8