19
20
ТЕМ, КТО ЕЗДИТ НА МОПЕДАХ«Ваш журнал редко пишет об эксплуатации и ремонте мопедов, — обращается в редакцию Николай Васильевич Волков из Белгородской области. — По-моему, нельзя забывать этот младший класс машин, особенно широко представленный в сельской местности. У нас не всегда найдешь ремонтную мастерскую или грамотного специалиста, который помог бы советом. Литературы по эксплуатации и ремонту мопедов практически нет». Восполняя этот пробел, редакция предлагает вниманию владельцев мопедов статью главного конструктора завода «Вайрас» Ф. МАТУЗЕВИЧУСА.ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЕЙ Ш 51 ИШ 52Взаимозаменяемость. Двигатели Ш-52, выпускаемые в настоящее время шяуляйским заводом «Вайрас», и Ш-51К Ковровского механического завода стоят соответственно на мопедах «Рига-4» и «Верховина-3». Силовые агрегаты Ш-52 отличаются от предшественников Ш-61 и Ш-51К большей надежностью и долговечностью. В них усовершенствованы пусковой механизм, сцепление, воздушный фильтр, карбюратор, система ' зажигания (см. «За рулем», 1969, № 10). Новые двигатели унаследовали от прежних основные габаритные и присоединительные размеры, поэтому Ш-52 можно устанавливать на более ранние модели мопедов. В отличие от Ш-51 и Ш-51К двигатель Ш-52 снабжен приводом редуктора спидометра, размещенным в левой крышке картера. Для соединения его с прибором нужен трос привода спидометра от мопеда «Рига-4». При использовании же привода от заднего колеса мопеда обе шестерни редуктора следует удалить (во избежание износа), а отверстие в левой крышке для вывода троса заглушить. Начало эксплуатации. Масло, добавляемое в топливо для смазки деталей кривошипно-шатунного механизма двигателя, попадая в цилиндр, сгорает и частично, в виде нагара, осаждается на стенках камеры сгорания, на днище поршня, в канавках поршневых колец, на стенках выпускного канала цилиндра, в выпускной трубе и глушителе. В результате со временем двигатель начинает перегреваться, снижает мощность, увеличивается расход топлива, появляются стуки. Во избежание этого рекомендуется через каждые 3000 километров пробега удалять нагар. Падение мощности двигателя после 10—15 тысяч километров указывает на то, что пора проверить состояние поршневых колец. Степень их износа определяют по величине зазора в замке. Если он превышает 0,8 мм, кольца следует заменить. Зазор в замке нового кольца в новом цилиндре долясен составлять от 0,15 до 0,18 мм. О том, как удалить нагар и заменить поршневые кольца, снять и установить цилиндр, подробно рассказано в инструкции, прилагаемой к мопеду, и описывать эти работы мы здесь не будем. Добавим лишь, что установка цилиндра упрощается, если на поршень (кольца) предварительно надеть приспособление, показанное на вкладке. Замена поршневого пальца. В соединении поршня с шатуном со временем образуется зазор — вследствие износа поршневого пальца, отверстий в бобышках поршня и бронзовой втулки в верхней головке шатуна. Этот зазор является причиной стуков в двигателе. Степень износа определяют измерением деталей или величины люфта. Следует при этом иметь в виду, что осевое перемещение поршня с пальцем во втулке шатуна — явление нормальное; наличие бокового покачивания свидетельствует о незначительном износе пальца и втулки; малейшее ясе перемещение поршня вверх и вниз относительно верхней головки шатуна недопустимо. В этом случае необходима замена изношенных деталей: поршня, пальца или втулки шатуна. Чтобы обеспечить требуемое соединение, пальцы и поршни на заводе сортируют по наружному диаметру (палец) и диаметру отверстия (поршень) на две группы. Индекс группы — белый или черный — наносят краской. Если у вас нет возможности скомплектовать поршень и палец из одной группы, то подбирают их из разных групп, обеспечивая зазоры (натяг), приведенные в таблице. Заменять палец удобно при помощи специального приспособления, показанного на вкладке. При запрессовке важно исключить повреждение поверхностей пальца и отверстия. Поэтому поршень предварительно нагревают до 80—100 градусов (не открытым огнем). При сборке стрелка, выбитая на днище поршня, должна быть направлена в сторону выпускного окна. Замена втулки шатуна. Износ бронзовой втулки верхней головки шатуна определяется измерением ее диаметра или пробной установкой нового поршневого пальца. Он должед плотно, но легко входить и поворачиваться во втулке под действием небольшого усилия. Тугая посадка пальца может привести к проворачиванию втулки в головке шатуна из-за резкого ухудшения смазки сопряжения. Слабая же посадка вызовет стуки и быстрый износ. Если зазор между поршневым пальцем и втулкой превышает 0,05 мм (то есть при наличии люфта), втулку следует заменить. Для этого при помощи специального приспособления (см. вкладку) выпрессовывают изношенную втулку и запрессовывают новую. Затем отверстие в ней развертывают до диаметра 10,013—10,022 мм.Рис. 1. Сцепление: 1 — рычаг управления сцеплением; 2 — оболочка; 3 — упор: i — контргайка; 5 — регулировочная гайка; 6 — картер; 7 — трос; 8 — контровочный винт; 9 — сухарь; 10 — упорная шайба; 11 — втулка; 12 — рычаг сцепления с осью; 13 — наружный барабан; 14 — нажимной диск; 15 — коленчатый вал; 16 — пружина сцепления: 17 — пружинная шайба; 18 — гайка М8Х1; 19 — шток; 20 — кулачок; 21 — внутренний барабан; 22 - пружинное кольцо, 23 — ведомый диск: 24 — ведущий диск; 25 — отжимной диск.19 Цилиндр v соSПоршень SПоршневойпалец л. >я +5 За Я5йКольцаасокВiаФа ФS то я 0,ас »в9 3яДиаметр, ммафвя со л*Диаметр, мм а ftR яок0 о0кС « о 1=ГЯР.5» s к2Я с, я (1оС11ОБ 0 37,995 — 38,005 38,005 — 38,015 1S оя 0,х -SiОС 0 37,93—37,94 37,94 — 37,95nsЯ оиоь5 со дЯЯ !=Гя3ГиДиаметр, ммSToSog 5 «а-2-яй-с. и Инн fte § ° Я 0С яя ассаФя 0,a вs яаS АКЯ«S А1ю ооооаИи10,000 — 9.996>яa ии*10,000 — 9,9975— 0,004 + 0,0025•гю§ go3|Я1 ю га*в А9.9975 — 9,995 — 0,0035 + 0,003 лSоК°"?1 +СОа ft0аX аV238,015 — 38,025S о, о237,95 — 37,969,998 — 9,994aаФгаР1К*« Я а0 138,195—38,205 38,205 — 38.215*rt0 138,13-38,14 38,14 — 38,15яюСПак й10,000 — 9,996*aтФ10,000 — 9,9975— 0,004 + 0,0025г-*о».sа0* aa §оо о«9,9975 — 9,995 — 0,0035 + 0,003S238,215 — 38,225238,15—38,16ю га оо1*аВа9,998 — 9,994aя асо сг3 яРяоф?"? + 1со"гаaфР Гв,' 10,000 — 9,9975 —0,004 +0,0025«* ЯЯ t-038,395—38,405038,33—38,34 ю 38,34—38,3505 ООю со о*3R*сч 38,405-38,41510,000 — 9,996*3 И*C Nпоя 31се•'Я*9,99759,995 — 0,0035 + 0,0030 Sя2 38.415 — 38,425В.Фк Вяоa1aft яST238,35—38,36о"9,998 — 9,994a8 Vа3 яяоФ°.о" 51 + i£в,П римечание . Размер поршня измерять на высоте 32 мм от нижнего торца. Замена поршня. В процессе эксплуатации у поршня изнашиваются юбка, стенки отверстия под палец и канавки для колец. Последствия — те же, что и при износе поршневых колец, — потеря компрессии, падение мощности и стуки. Если зазор между юбкой поршня и гильзой цилиндра более 0,15 мм, поршень следует заменить, так как установка новых колец в этом случае не даст положительного результата. В зависимости от диаметра поршни и цилиндры разделены на группы. В новый или малоизношенный цилиндр ставят поршень той же группы. В изношенный цилиндр можно временно установить более «полный» поршень, обеспечивающий зазор 0,05—0,1 мм. В практике при отсутствии измерительных инструментов применяют такой способ. В вертикально установленный цилиндр вставляют поршень и отпускают его. Правильно подобранный поршень опускается плавно, в то время как «прослабленный» — падает быстро, а «полный» проходит только под действием дополнительного усилия. Ремонт цилиндра. Замене или ремонту подлежит цилиндр, внутренний диаметр которого увеличился вследствие износа на 0,1 мм или у которого образовались конусность и эллипсность более 0,05 мм, или же задиры и глубокие риски, вызывающие потерю компрессии, ухудшение пуска и повышенный износ поршня и колец. Иногда после кратковременных заклиниваний поршня («прихватах») или при недостаточном количестве смазки на зеркале гильзы образуются участки, покрытые тонкой алюминиевой пленкой. Она приводит к падению мощности, перегреву и быстрому износу поршня и колец. Эту пленку можно удалить водостойкой наждачной бумагой или концентрированным раствором щелочи. После того как щелочь растворит алюминий, ее смывают теплой водой. Ремонт цилиндра заключается в растачивании его диаметра до ближайшего ремонтного размера (см. таблицу). В зависимости от фактического размера к нему затем подбирают кольца и поршень соответствующего диаметра. Но следует иметь в виду, что прибегать к этому целесообразно, лишь когда нет возможности приобрести новый цилиндр, ибо ремонт его — работа очень кропотливая и трудоемкая. Сцепление. У двигателей Ш-51 и Ш-52 этот узел (рис. 1) представляет собой фрикционную муфту, работающую в масляной ванне. Водителям мопедов следует только контролировать и при необходимости регулировать свободный ход рычага управления сцеплением, который должен составлять 5—10 мм. При выворачивании упора 3 свободный ход рычага уменьшается, при вворачивании — увеличивается. Если свободный ход отрегулировать упором не удается (из-за повышенного износа дисков или удлинения троса), уменьшают длину троса. Для этого нужно отсоединить трос 7 от рычага 12 механизма выключения сцепления, ослабить контровочный винт 8, передвинуть сухарь 9в сторону оболочки 2, затянуть винт 8и установить трос с сухарем на место. После этого регулируют свободный ход рычага и проверяют работу сцепления: заднее колесо мопеда при .выключенном сцеплении и включенной передаче должно свободно вращаться, а при включенном сцеплении не должно пробуксовывать. В практике встречаются в основном три неисправности. Первая. Сцепление включается не полностью. Характерный признак: медленный набор скорости при заметном возрастании оборотов двигателя. Пробуксовывание возникает в результате неправильной регулировки свободного хода рычага управления, износа дисков, ослабления пружины, сясимающей диски, заедания троса и механизма выключения. Устраняют эту неисправность соответственно регулировкой свободного хода, заменой дисков и пружины, смазкой троса. Вторая. Сцепление выключается не полностью («ведет»). Сигналом служит шум в коробке при переключении передач и стремление мопеда к движению при полностью «выжатом» рычаге управления. Причина этой неисправности — увеличение свободного хода рычага, деформация дисков сцепления или слишком густое масло в коробке передач. Избавиться от нее можно регулировкой свободного хода, заменой диска и масла в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации. Третья. Стуки в зоне расположения сцепления. Возникают они при ослаблении или самоотворачивании гайки крепления внутреннего барабана и исчезают после затяжки гайки. Разбирают и собирают сцепление, как указано в инструкции, пользуясь приспособлением, приведенным на вкладке. Окончание в следующем номере.20