ким образом создается «искусственный гололед». В Бремене площадка представляет собой зеркальную поверхность битумного покрытия, смоченного водой. Тренировки проводятся по специально разработанным программам. Курс обучения начинается с теоретической подготовки, которая включает 18 заданий изанимает примерно полдня. Затем начинается практика . Здесь применяются такие, например, упражнения: удерживание автомобиля в стабильном положеШКОЛА ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВАИз зарубежного опытании при изменении направлений движения на заданном радиусе; движение по скользкой дороге; определение границ заноса; столкновение с препятствиями; упражнения на скорость реакции. Словом, вырабатываются все те навыки, от которых часто зависят и собственная жизнь водителя и безопасность других людей. Одно из самых опасных явлении на дороге — гололед. Сколько водителей, впервые столкнувшись с ним, судорожно вжимают в пол педаль тормоза, с ужасом чувствуя, что машина неудержимо «плывет» куда-то, совершенно не подчиняясь их воле. Одно из упражнений, отрабатываемых в Мюнхенской школе, заключается в следующем. Обучаемый ведет автомобиль по кругу на специально подготовленной скользкой площадке. Он прибавляет газ до тех пор, пока задние колеса станут пробуксовывать. Естественно, заднюю часть машины начинает заносить. Если теперь выворачивать передние колеса в сторону, противоположную заносу, и правильно регулировать подачу газа, можно добиться того, что машина будет идти по заданному кругу с передними колесами, вывернутыми в противоположную сторону. Это выглядит довольно просто, однако проделать такой фокус с первого раза удается далеко не каждому. Поэтому обучаемые по. многу раз повторяют фигуру. До тех пор, пока не будет достигнуто полное согласование работы рулем с педалью акселератора. Руководитель школы Асмунд Гал утверждает, что тот, кто способен легко применять такой прием, не растеряется в настоящий гололед. Это, разумеется, не значит, что водитель будет на скользком шоссе демонстрировать цирковые номера. Но умение чутко владеть всеми органами управления дает ему возможность уверенно ис достаточно высокой скоростью добраться до места назначения. Программа «скользкой дороги» заканчивается разворотом на месте. Тоесть, во время движения по прямой водитель резко выворачивает руль вправо или влево, одновременно затягивая ручной тормоз. В этом случае машина эффектно разворачивается на 180 градусов. Сами обучаемые считают, что по сравнению с предыдущим это просто детская забава. В программе тренировок важное место отводится развитию глазомера. На небольшой площадке ставятся вехи, образующие ряд узких ворот. Обучаемый должен пройти этот лабиринт, непростой даже для тренированного спортсмена. И руководители добиваются от своих учеников выполнения упражнения, развивая таким образом точное чувство габаритов машины. Или другой пример. Водитель должен преодолеть километровый путь слалома. И не только вперед, но и задним ходом, меняя попеременно специально сделанную колею для правыхи левых колес. На одном из занятий очерчивают довольно узкий коридор. Машина идет по нему со скоростью 80 км/час. Неожиданно на ее пути возникает препятствие. Это моя^ет быть брошенная инструктором старая покрышка или резиновый «пешеход», выдвинутый на одном из высоко подвешенных тросов. Естественная реакция — мгновенно затормозить. Но машина идет юзом, и водитель видит, что столкновения не избежать. В такой момент требуется большая сила воли, чтобы отпустить тормоза и обойти препятствие, часто на волосок от него. К тому же надо еще успеть сориентироваться, хватит ли места, чтобы это препятствие объехать. На скорости 80 км/час разм ышлять некогда, здесь счет идет на десятые и сотые доли секунды. Эта реакция должна быть почти рефлекторной. И вместе с тем безошибочной. Чаще всего в таких случаях водитель только потом видит, что из всех возможных вариантов он подсознательно выбрал единственно верный. В программе школы много упражнений, тренирующих глазомер, расчет, реакцию. Одним словом, она стремится дать водителю на небольшой безопасной площадке тот опыт, который накапливается на дорогах годами, часто с непоправимыми последствиями. И, судя по все возрастающему числу желающих заниматься, эти школы оправдывают свое назначение. Перевод с немецногоС каждым годом на дорогах мира растет поток автомобилей. И в этих условия х все острее дают о себе знать недостатки в подготовке водителей. На переполненных магистралях явственно обнаруживаются слабости практического мастерства у многих автолюбителей. Расплачиваться за это приходится несчастными случаями, авариями, нередко с человеческими жертвами.Коротно• • •В болгарском городе Шумене на заводе «ЗТА-Мадара» р азвертывается производство грузовых автомобилей типа «Шкода». Уже в 1970 году с помощью чехословацких друзей здесь была налажена сборка 9-тонных грузовиков «Шкода-МТ4» и 210-сильных дизелей к ним. Впоследствии на заводе будет организовано собственное производство ряда основных агрегатов автомобиля.•••Проблемам безопасности движения придается сейчас колоссальное значение. Но никакие меры предосторожности не способны уберечь людей, находящихся по ту или другую сторону радиатора, если активная сторона, водитель, недостаточно умеет владеть и машиной и собой, если он теряется в сложных условиях движения. В связи с этим в некоторых странах Европы начали создавать так называемые «школы повышения водительского мастерства». Первая появилась в Голландии. Затем «школы» стали возникать в ФРГ: в Мюнхене, Бремене и Вестервальде. Автолюбителю предоставляются автомобиль (за определенную плату, конечно) и специальные площадки с искусственно созданными сложными дорожными условиями. В Мюнхене для обучения отвели один из уголков городского аэродрома, обнеся "площадку 70X70 м старыми покрышками. Достаточно ровный и гладкий бетон покрывают слоем специального масла, используя для этого отходы маргаринового производства. ТаЗавод «Томос» (Югославия), известный своими мопедами, в нынешнем году приступает к сборке легковых автомобилей «Ситроен», в том числе модели «ЖС». До конца 1972 года из ворот предприятия должно выйти 12 тысяч машин.•••Наиболее распространенным типом легковых автомобилей в Японии является микролитражкас двигателем рабочим объемом до 360 см 3 , длиной не свыше 3 метров и шириной не более 1,3 метра. Такие машины облагаются наименьшим налогом, и полиция разрешает хранить их прямо на улице. Автомобили этого класса («Дайхацу-феллоу», «Хонда-зет», «Мазда-кэрол», «Мицубисиминика», «Субару-360», «Суэуки-фэнси») рассчитаны на четыре человека, весят 460—660 кг, снабжены шинами размером 5,20—10 и при 20—30-сильных двигателях развивают 105 — 115 км/час.36