В ПОМОЩЬоргдниздииямДОСААФСроки те же, требованиявышеVII съезд ДОСААФ большое внимание уделил работе учебныхорганизаций , гот овящих специалистов для Советских Вооруженных Сил, п ри этом особо подчеркивалась необходимость улучшитька чество обучения. Р ешению этой важной задачи должны способствовать введенные недавно новые программыподготовки буд ущих воинов-водителей. В чем их особенности? Прежде всего, значительно повышается роль преподавателя. Теперь он проводит вгруппе все занятия — не только теорет ические , но и лабораторно-практические. Общее количество учебных часов оставлено без изменений — и для обучаемых сотрывом от производства, и без отрыва . Однако эти часы теперь распределяются по темам и разделам иначе, нежели прежде. Тан, и зтем по изучениюустрой ства автомобилей исключены вопросы техническогообслуживания , определения иустранения неисправностей, к оторые перенесены в предмет «Эксплуатация автомобилей». Это не механическая перес тановка . Она потребует при составлении тематического плана (плана-графика) о п ределенной последовательности. Например, после теоретическогоизучениятемы «Двигатель» надо планировать из предмета «Эксплуатация автомобилей» теорет ическиезанятия по теме 10 «Техническое обслуживание двигателя и устранение неисправностей», затем тему 8 «Лабораторно-прантические занятия по двигателю» и, н аконец , лабораторно-практические занятия по теме 11 «Техническое обслуживание двигателя иустранение неисправностей». Для большей наглядности приводим часть примерного тематич еского плана прохожденияодноименных тем по устройствуиэксплуатации автомобилей. А налогично следует планировать и остальные темы (система питания , электрооборудование, т рансмиссия , ходовая часть и рулевое управление, тормозная система и дополнительное оборудование). По новым программам лабораторноп рактические занятия не выделены самостоятельно, они включены соответственно в предметы «Устройство автомобилей» и «Эксплуатация автомобилей». Количество учебных часов, отведенных на каждую тему лабораторно-практичесних занятий , для тех, к тоучится без отрыва от производства, и для обучаемых с отрывом от производства неодинаково. Для отработкиупражнений , к оторые входят в лабораторно-прантические раб оты , по каждой 16-часовой теме следует планировать четыре занятия по 4 часа. Что касается 24-часовой темы по изучен июустройстваитехническому обслуживанию автомобилей, то лабораторно-прант ические занятия можно планировать вдвух вариантах: либо четыре занятия по 6 часов наждое, либо четыре занятия по 4 часа, а затем еще раз по 2 часа для повторения и закрепления знаний. Приводим примерныйграфик перехода бригад приорганизации лабораторноп рактичеснихзанятий по системе питания для второго варианта. Как уже было сказано, лабораторноп рантические занятия теперь проводит преподаватель. Мастер производственного обучения становится его помощни ком и самостоятельно занятия не ведет. Задача мастера, к аки лаборанта, готовить учебные места, о рганизовать их уборку после занятий . Р уководит работой курсантов — под наблюдением преподавателя. Для курсантов , обучаемых с отрывом от производства, введена специальная тема «Слесарные операции при техничес комобслуживании автомобилей». Она состоит из восьми двухчасовыхупражне ний ( п ритиркаклапанов , р убкаи резание металла, опиливание металла, сверление отверстий , нарезание резьбы , к леп на, паяние, запрессовка и выпрессовка), соответственно в классе должны быть оборудованы восемь учебных мест стем , чтобы группа отрабатывала сразу все уп р ажнения темы споследующим переходом бригад по графику . Предмет «^Вождение автомобиля», общее количество учебных часов которого осталось без изменения , в новых прог раммах усилен темами иупражнениями , с пособствующими выработке укурсантовнавыков вождения всложныхусловиях , близких к армейским. П рограммамипредусмотрены две конт рольные проверки по навыкам вожден ия . Первая — после седьмого упражне н ия . Цель ее — определить, м ожно ли доп ускатькурсантовквождению по дорогам. Она содержит навыкипереключения передач, проезд по габаритному тоннелю, разворот во дворикеи подачу автомобиля под погрузну . Вторая проводится после выполнения всех упражнений по вождению автомобиля. Здесь въезд в габ аритный тоннель с поворотом и проезд по нему передним и задним ходом, проезд по «восьмерке» передним ходом, постановка на эстакаду и съезд с нее задним ходом, разворот во дворике , п огрузка на железнодорожную платформу и съезд с платформы. Цель второй проверки — о п ределить готовность обучаемых к сдаче экзаменов. Хорошее знание новыхпрограмм всеми работниками автомотоклубов — .важное условие повышения качества подгот овкибудущих военных водителей. К. ШЕСТОПАЛОВ, с тарший методист учебно-методичесного кабинета ЦК ДОСААФГрафик перехода бригад на лабораторно - п рактичеснихзанятиях по системе питания № занятий Номера и наименование отрабатываемых упражнений Номера учебных мест114|231 4учебные5 часы6.44| 4j 21 21 •) aВ 785ббригады 1. Карбюраторы лей ГАЗ 1. То же 2. Карбюраторы лей ЗИЛ 2. То же автомоби1 23434125678785612343412в7 8автомоби-3. Приборы подачи топлива, воздуха и выпуска отработавших газов автомобилей ГАЗ 3. То же 4. Приборы подачи топлива, воздуха и выпуска отработавших газов автомобилей ЗИЛ 4. То же6 67 81 23 45 67 81 23 4Примерныйтематическийплан Дни учебы»ПредметыКоличество часов 220 124 96 182 54 12812345678910111213141516171819202122 232425УстройствоавтомобилейДвигатель 1-1 2 2-12-2 3 - 1 4 - 1 5 - 1 6 - 1 6 - 2 7-17-2 222222222 Тема 8. 1 —4 4444Система питания 9-1 10-1 11-1 222и т. д.теоретические занятия лабораторно-практическне занятия Эксплуатация автомобилей теоретические занятия лабораторно-прантические занятия10-1 10-2 22 Тема 11. 4 44 1-4 4* Первая цифра — номер темы, часов, отведенных на занятие.вторая — номер занятия или упражнения; в знаменателе — количество22