18
19
Владельцам«Жигулей»4J' „и|Уц-|||;.Местный износ шины из-за бокового биения поврежденного диска колеса. Так же проявляется дисбаланс колеса.ной комХарактерный износ кулачка распределительного вала, вызванный несвоевремензаменой масла и масляного фильтра, а также отсутствием зазора между кулачи рычагом.Ремонт предохранителя посредством пайки проволочки. Временно ее можно подложить под колпачки предохранителя <без пайки).Разрушение крышки распределителя зажигания и ротора вследствие перекоса крышки при установке.ОШИБКИ, КОТОРЫЕ МЫ НЕВОЛЬНО СОВЕРШАЕМБеседуя с владельцами машин и специалистами, мы, честно говоря, иногда поражались, узнав, что причина той или иной неисправности — грубое нарушение требований инструкций. Как мог, например, автолюбитель С, чья машина пробежала уже 14 тысяч километров, перейти вдруг на бензин А-76 (вместо АИ-93)? Сэкономив на этом несколько рублей, он теперь потеряет неизмеримо больше, заплатив за ремонт двигателя. — Такие случаи, как и недопустимая замена марки масла, встречаются сравнительно редко, — говорит начальник гарантийного бюро ВАЗа Е. П. ФРОЛОВ. — Чаще владельцы совершают нарушения не такие очевидные, но тоже приводящие к тяжелым последствиям. Вот несколько примеров. Двигатель ВАЗ-2101 очень приемист и без напрузки охотно набирает обороты значительно выше допустимых. В результате — повреждение деталей газораспределительного механизма. Во избежание этого нельзя полностью открывать дроссельные заслонки карбюратора (то есть давать полный «газ») при выключенном сцеплении или нейтральной передаче. К сожалению, не все помнят об этом. При движении же, напротив, как раз Прошло совсем немного времени с того дня, когда из ворот Волжского автомобильного завода вышла первая машина, а уже сегодня малолитражки с серебряной ладьей на облицовке радиатора теснят на улицах и шоссе своих моторных родственников. Каждый день сотни счастливых владельцев садятся за руль новеньких «жигулей». У многих из них — это первая в жизни машина, к тому же заметно отличающаяся от тех, на которых они учились ездить и постигали основы устройства. Непривычно послушная, при малейшем нажиме на педаль акселератора стремительно рвущаяся вперед, а при торможении останавливающаяся как вкопанная, она требует к себе строгого и аккуратного отношения как при вождении, так ив обслуживании. Не осознав по-настоящему этого, некоторые, порой даже опытные водители становятся завсегдатаями ремонтных станций. Вместо удовольствия — огорчения: поиски запасных частей, непредусмотренные расходы. И все по своей вине, что особенно обидно. Какие же ошибки и почему совершают владельцы «жигулей» в первый, самый ответственный период эксплуатации, когда машина проходит обкатку, и потом, до окончания гарантийного срока) Чтобы выяснить это и предостеречь водителей, мы побывали на московской станции технического обслуживания № 10, где проводят гарантийный и послегарантийный ремонт «жигулей».лучше поддерживать повышенные или высокие обороты. Для этого следует своевременно включать нужные передачи. Поскольку на ВАЗ-2101 мет тахометра, ориентироваться надо по стрелке спидометра. На его шкале нанесены красные штрихи, указывающие предельную скорость на той или иной передаче. Их, конечно, не стоит преступать, но и не следует включать последующую передачу слишком рано (а этим, к сожалению, грешат многие водители «жигулей»). Последствия? Перегружаются двигатель и трансмиссия, вызывая вибрацию кузова. Некоторые владельцы, особенно считающие себя опытными механиками, питают пристрастие ко всяким регулировкам. Больше всего достается от них клапанам. При малейшем подозрении на18 усиление шума работающего двигателя механики-самоучки иногда почти полностью выбирают зазор между кулачком распределительного вала и рычагом. Вследствие этого тарелка клапана неплотно прилегает к гнезду и иногда обгорает. Другие, страхуясь от подобных последствий, наоборот, оставляют увеличенные зазоры. В результате — стук в двигателе и увеличение динамических нагрузок на клапаны и тарелки. И самое опасное случается, когда иной механик недостаточно надежно затягивает гайки, контрящие регулировочные винты. Здесь последствия бывают самыми тяжелыми: повреждение деталей клапанного механизма. Пренебрежение элементарными правилами эксплуатации плачевно сказывается не только на двигателе. Мы подходим к машине, кузов которой внимательно осматривают несколько человек. Дверь водителя с трудом входит в проем. Интересуемся, в чем дело. — Да вот, один автолюбитель превратил верхний багажник в грузовую платформу, — поясняет начальник производства комбината А. А. ПАВЛОВ-БЛИНДЕР. — Перевозил на нем холодильник! Вероятно, на какой-то выбоине он, подпрыгнув, опустился всей тяжестью своих восьмидесяти—ста килограммов на переднюю левую стойку багажника, изза чего и деформировалась эта часть кузова. Хорошо что водосточный желоб выдержал, иначе большая беда была бы. А ведь инструкция, прилагаемая к багажнику, четко оговаривает максимальную нагрузку — 50 кг, — И много таких «извозчиков»? — Встречаются. Некоторых вводят в заблуждение высокие динамические характеристики «Жигулей». Они полагают, что если нагруженная машина способна идти по шоссе со скоростью 140 км/час, то не будет греха, если отправятся в путешествие с меньшей скоростью, но с большей нагрузкой. И вот на крышу монтируют багажник, на который укладывают гору вещей (в дополнение к тем, что лежат в заднем багажнике), в салон садятся четыре, а то и пять человек — и покатили! А потом, если благополучно вернутся, приезжают к нам: машина потеряла устойчивость, кузов вибрирует и т. п. Разбираемся и выясняем, что из-за значительной перегрузки повреждены пружины подвески, погнута балка заднего моста, отстала поперечина от крыши кузова и т. д. Да и шины в этом случае изнашиваются очень быстро и, как правило, неравномерно. — Только по этим причинам? — Нет, чаще из-за повреждения колесных дисков. Этим страдают многие городские машины. То ли улицы узки, то ли слишком высоки и тверды бортовые камни тротуаров. Их прочность почемуто любят испытывать некоторые водители. Нужно еще добавить, что очень важно поддерживать в шинах соответствующее давление и хотя бы раз в неделю проверять его не на глаз, а манометром. Что же касается углов установки колес, то мы рекомендуем проверять и регулировать их только на станциях, во время очередного технического обслуживания.И вот что еще надо напомнить водителям. Задние двери надо открывать, приподняв кнопку блокировки замка. Между тем многие пассажиры не знают этого и, прилагая чрезмерные усилия, ломают ручки. Поэтому при остановке посмотрите, как действуют пассажиры, открывая дверь. — А как справляются владельцы с электрооборудованием «Жигулей»? — этот вопрос мы задаем инженеру из НИИ Автоприборов В. А. БАТОРИНУ. — Самая распространенная ошибка новичков —- включение стартера при работающем двигагтеле. Иногда это заканчивается благополучно, если водитель быстро отпускает ключ, ' а иногда перегорает реле стартера или скалываются зубья его приводной шестерни. Это происходит из-за того, что двигатель на «Жигулях» работает очень тихо и некоторые водители не слышат его. — Может быть им стоит выработать привычку выключать зажигание (ставить ключ в положение «вьжлючено») перед каждой попыткой пустить двигатель? — Пожалуй, это проще, чем монтировать всякие блокирующие устройства, как хотят некоторые владельцы. Тем более что со временем приобретаются необходимые навыки. — Что еще встречалось в вашей практике? — Повреждение приборов из-за незнания особенностей электросхемы «Жигулей». Как, например, раньше проверяли исправность генератора? При работающем двигателе снимали клемму с батареи и, если двигатель не останавливался, считали, что генератор исправен. Применяя этот метод на ВАЗ-2101, автолюбители уверенно выводят диоды у выпрямителя генератора из строя. Или другой известный прием — соединение накоротко выводов катушки зажигания для облегчения пуска двигателя 'рукояткой. На катушке «Жигулей» нет добавочного сопротивления, поэтому соединение ее контактов приводит к повреждению пружины контакта прерывателя. Другое замечание. Некоторые владельцы, оставляя машину даже на ночь, отсоединяют батарею, снимая клемму с ее вывода. В результате расшатывается штырь с пластинами аккумулятора, трескается заливочная мастика, и электролит выходит на поверхность. Являясь проводником, он замыкает выводы аккумуляторов, разряжая их и повреждая при этом пластины. Если все же по каким-то причинам приходится часто отсоединять батарею, нужно поставить отключатель массы, — Можно ли отключатель заводского изготовления заменить самодельным, как советовали читатели «За рулем» (1967, № 3; 1971, № 12; 1972, № 2)? — Думаю, что можно. На батарею иногда жалуются и без оснований. Посмотрим — не натянут приводной ремень генератора (вопреки инструкции), из-за чего аккумулятор не получает заряда. И конечно, надо все время следить за креплением и чистотой проводов. Скапливающаяся на них грязь служит мостиком, по которому идет ток. — В магазине, продающем запасные части для «жигулей», часто спрашивают плавкие предохранители. Можно ли их как-то ремонтировать? — Конечно, можно. Перегоревшуюлегкоплавкую ленточку на них заменяют медной проволочкой диаметрам 0,6 мм для тока 8аи проволочкой диаметром 1,2 мм для тока 16 а (предохранитель № 1). А чтобы предохранители не перегорали, надо при работе с электрооборудованием отключать батарею. Приезжали к нам водители с разрушенными крышками распределителя зажигания и роторами. Это уже было следствием неаккуратной (с перекосом) установки крышки. И последнее, о чем необходимо предупредить водителей: нельзя вынимать ключ из замка зажигания в положении «стоянка» при движении автомобиля. В таком случае при повороте руль фиксируется противоугонным устройством, вывернуть руль уже нельзя, что и може1 привести к аварии. А так иногда делают в спешке, подъезжая к стоянке и «заранее» вынимая ключ. — Читатели часто спрашивают, обязательно ли проходить техническое обслуживание согласно сервисной книжке на станциях? — Мы настоятельно рекомендуем делать это по первым трем талонам, — говорит Е. П. ФРОЛОВ. — Ведь если владелец «Жигулей» после этого обратится к нам с жалобами на тот или иной узел, работа которого зависит от своевременного и правильного обслуживания, мы не сможем удовлетворить его претензий, поскольку иногда не удается установить, как и когда были выполне^ны предписанные работы. Только отметка станции в сервисной книжке будет свидетельствовать, что все было сделано как полагается. В заключение мы рекомендуем еще и еще раз внимательно прочесть инструкцию и при возникновении вопросов ответы искать не у случайных людей или специалистов по другим маркам, а только на станциях или пока, к сожалению редких, консультационных пунктах. Тогда не будет досадных ошибок и огорчений. Б. СИНЕЛЬНИКОВ, инженерЛЕНИНГРАДСКИЙ ДОМ КНИГИ ПРЕДЛАГАЕТ ЛИТЕРАТУРУ ПО АВТОМОБИЛЬНОМУ ТРАНСПОРТУ:Каталог деталей автомобилей-самосвалов БелДЗ-540, БелАЗ-540А и БелАЗ-548А. М., «Машиностроение», 1971. 3 руб. 15 коп. Л итвинов А. С. Управляемость и устойчивость автомобиля. М., «Машиностроение», 1971. 1 руб. 90 коп. Л эГрэн - Э йфельРенэ . Автомобиль и мотоцикл (Устройство и эксплуатация). Перев. с франц. М., «Машиностроение», 1971. 68 коп. Родионов В. Ф., Ф итте рм ан Б. М. Легновые автомобили (Техническое задание, эскизный проект и общая компоновка). М., «Машиностроение», 1971. 2 руб. 31 коп. Х овах М. С, М аелов Г. С. Автомобильные двигатели (Теория, расчет и конструкция двигателей внутреннего сгорания). Изд. 2-е. переработанное и дополненное. Учебник для автомобильнодорожных техникумов. М., «Машиностроение». 1971. 1 ру<5. 10 коп. Книги высылаются наложенным платежом (без задатка). З аказы направляйте по адресу: 191186, Ленинград. Невский проспект, 28. Магазин № 1 «Дом книги». Отдел «Книга—почтой».ч19/