Ш ахвердовзнал это уже твердо и ни о чем не спрашивалхирурга . Л ишь прис тально , точно впервые, р ассматривалшрамы , которые оставила на его теле последняя гонка. Его врачевалипятую неделю, но выздоровление шло медленно. — И зачем вам, ученому, эти гонк и ? — недоумевал хирург. — Б ешеные скорости. Опасность накаждом повороте. Р иск . Д аи возраст у вас, Валер ий Григорьевич, не спортивный . Полвека уже. В общем... Вы понимаете... — Знаете, доктор, — н еожиданно улыбнулся Шахвердов , — почти тридц ать лет назадядумал , что спокойно обойдусь без спорта, без этой Необыкновенной жизни . Без борьбы. А теперь понимаю — о шибался . И поэтому, доктор, на трассу я вернусь. П усть не сам . Пойдут мои ученики . На моих маши н ах . К онец чьей-нибудь биографии — это ведь иначало следующей. Т яжелоопираясь на трость, Шахвердов встал и медленно пошелк двери. Он не подозревал тогда, что обрек себя на самуютрудную борьбу. Но он твердо решилвыйти победителем. Он нарушалобъективныйпорядок вещей иставил перед собой жесткиеусловия . Он диктовалжизни свои требования . После тяжелойаварии он все же смог снова обрести отличную форму . — Сейчас мне пятьдесят восемь. А мое увлечение автомобильным спортом, — говорит Валерий Григорьевич, — и моя профессия требуют отличного здоровья. Я читаю в Академии курс эксплуатации самолета. Чтобы иметьморальноеправо объективно оцен иватьзнания слушателей, н ужно сам ому уметь эксплуатироватьмашинув воздухе. Поэтому ялетаю . Обычно на медкомиссиях , у знаво моем возрасте. врачи настораживаются. Не отыскав никаких «дефектов», интересуются эликсиром молодости. Сообщаю рецепт : е жедневнаязарядка , п робежкак Неве, к упаниевледяной воде; з имой — л ыж н ыепрогулки ; летом — с палаткой по стране. В качестветонизирующих нап итков — т олько кофе по-турецки или по-европейски. И конечно, н икаких сигарет. Т аковвкратце наш комплекс здоровья. — Наш? — У нас большаясемья — шестеро. Все мои сыновья занимаются спортом. Не ради разрядов. Здоровый, полный энергии и молодости человек всегда «производителен». Г армонично развит ая личность приносит обществу больше пользы , чем люди, р ано постаревшие по собственной вине. Все члены нашего семейного коллективазанимаютсягор но- и воднолыжным спортом, м ладший сын пробует силы на автомобильных трассах. И, знаете, это помогает каждому легко нести определенные общественные нагрузки. Я, н апример , член городской федерации автомобильного спорта, судья республиканской категории, общественный тренер ленинградс кихгонщиков . Мечтаю, чтобы наши ребята вернули городу былуюславув автоспорте. Д ля этого нужноработать до седьмого пота и, конечно, о тдать спорту душу . В. ШУРЛЫГИН ЛенинградКОНВЕЙЕР И НАРКОТИКИВолны наркомании, захлестнувшие все слои американского общества, не могли не коснуться рабочих и служащих автомобильных предприятий, поскольку занятость населения в этой области велика: в США каждый седьмой человек «работает на автомобиль». В последнее время появились высказывания, что, поскольку проблема наркомании стоит перед всем американским обществом, предприятия автопромышленности также должны принимать участие в ее решении. Для уточнения можно привести более практическое выступление на ту же тему. Оно звучит примерно так: если автомобильные фирмы не примут мер против наркомании, они будут и дальше терпеть убытки от низкой производительности труда, плохого качества продукции. воровства и выплаты пособий за увечья. Итак, практический вывод об убытках. Наркоманы приносят фирмам большой ущерб. Администраторы и специалисты по наркомании перевели зло в доллары. Ежедневная доза героина для наркомана стоит 50 — 75 долларов. Чтобы возместить такие расходы, он крадет на заводе материалы, инструменты, детали и даже целые узлы автомобиля на 2500 долларов за неделю — такова общая сумма. если краденое продается по цене, составляющей 20 процентов розничной. Но особенно ощутим вред от употребления наркотиков на сборочном конвейере. Рабочий уже не может выполнять сложные операции в считанные секунды. Он затормаживается. начинаются провалы внимания, а от сильно действующих наркотиков забвение переходит в потерю сознания. Человек утрачивает навыки, принимает неправильные решения. Он может получить травму, нанести ее другому, даже умереть на рабочем месте. Наркоманы-служащие часто делают ошибки, которые обходятся фирме еще дороже. В употреблении наркотиков на автомобильных предприятиях США наблюдается определенный «прогресс». Если раньше среди наркоманов на заводах были в основном молодые рабочие, занятые на подсобных операциях, то теперь этот порок коснулся и квалифици-рованных рабочих, станочников, монтажников и служащих. Обеспокоенные бизнесмены заговорили о формах защиты от наркоманов. Перед администраторами автомобильных фирм некоторое время стояла дилемма: лечить или увольнять? Решилась она не так и не так - самое выгодное избежать приема наркоманов на работу. Дело в том. что лечить дорого, а увольнение требует осторожности: в случае ложного обвинения в наркомании администрация платит штраф по решению суда. И многие предприятия, например, концерна «Дженерал Моторс» подвергают обязательному медицинскому обследованию всех принимаемых на работу. В США существуют лаборатории, которые еженедельно пропускают до 2500 человек, главным образом на предмет найма на автомобильные заводы. Администрация продолжает медицинское наблюдение за своими рабочими и служащими, подвергая их ежегодно обследованиям. Директор медицинской службы на заводе фирмы «Дизель-Аллисон» в Детройте, где много героинистов (термин для наркоманов, употребляющих героин), считает, что чисто карательные меры ничего не дадут, и предлагает наркоманам признаваться в своем недуге, не опасаясь увольнения. Однако ему понадобилось целых полгода, чтобы поместить 30 таких признавшихся в больницу. Да и статистика показывает, что процент излечения от наркомании ниже, чем от алкоголизма. Между тем существует и другая статистика, указывающая на обстоятельства, которые способствуют распространению наркомании. Красноречив в этом смысле следующий пример. На автомобильный завод, расположенный на западном побережье США (более точного адреса в печати не сообщалось), полиция направила своего агента, который покупал наркотики у рабочих сборочного цеха. После этого был устроен обыск и арестовано 13 человек по обвинению в торговле наркотиками. Аресты пришлись на период, когда завод работал с наибольшим напряжением. Многие рабочие в течение нескольких месяцев стояли у конвейера по 70 часов в неделю. Некоторые из них принимали амфитамины (вид наркотика) для поддержания работоспособности. У других рабочих наблюдались симптомы употребления амфитаминов в больших дозах. Поведение их было бурным, паническим (они бросали работу и бегали по заводу с пронзительным криком). Относительно одного только вида наркотика — героина — известно. что его принимает каждый сотый работник завода. Общее же число наркоманов на автомобильных заводах США сильно колеблется. Разумеется, можно найти способ уволить или не нанять наркомана. Можно содержать целые лаборатории для медицинских обследований. Но даже самой мощной автомобильной фирме не под силу исправить порок, которым болеет целое общество. По материалам американскогожурнала «Отбмотив Индастриз» («Автомобильная промышленность»)По письму приняты мерыОчень редко приходят в редакцию письма с жалобами на несвоевременную доставку журнала. Поэтому, когда читатель Н. Осипенко из пос. Киселек Иркутской области сообщил, что в течение двух месяцев не получает журнал, мы попросили руководство областного агентства «Союзпечать» разобраться и принять меры. По сообщению начальника агентства И. Толмачева, журналы были задержаны по вине начальника отделения связи. Виновный строго предупрежден. Недостающие номера подписчик получил.ЭКЗАМЕН НА ДОМУОтветы на задачи, помещенные на стр. 26. Правильные ответы — 2, 6, 9, 14, 16, 19, 20, 24. I. Не имеет помехи справа только мотоциклист, но одновременно с ним может двигаться и встречный автомобиль (ст. 69). II. Против выезда из ворот и ближе 5 метров от него запрещена только стоянка (ст. 59г). III. Перед левым поворотом на перекрестке надо занять крайнее левое положение на проезжей части (ст. 41). IV. Стоянка на левой стороне улиц одностороннего движения запрещена вообще (ст. 59а), а на правой — возможна не ближе 5 метров перед пешеходным переходом (ст. 58в). V. Перед изменением направления движения водитель обязан занять соответствующее положение на проезжей части, а трамвайное полотно в границы проезжей части не входит (ст. 41). VI. Водитель трамвая пользуется преимуществом в показанной обстановке независимо от направления движения (ст. 89). VII. Если на пешеходном переходе включен желтый мигающий сигнал, водитель имеет преимущественное право проезда (ст. 61). VIII. Длина автопоезда, состоящего из тягача с одним прицепом, не должна превышать 20 метров (ст. 141).39