НиколайАТАРОВпы желтой грязи, и ты мажешь , м ажешь стеклоочистителями. А все равно грязный туман перед глазами. Д а будь же ты проклят! Наконец изловчишься, о бго нишь, остановишь. «Что ж , д руг , двух кусковрезины на меня пожалел?..» Ухмыляется! «А на кой шут мне эти брыз г овики ! Ведь они же сзади!» Вот и думаешь всю дорогу : какую ж нужно иметь осмотровую канаву, чтобы заглянуть вдушутакого работяги. Так он исподволь, с брызговиков начинал «прирабатывать» б удущего водителя кразумномуобщениюслюдьми на дорогах , старался на всю дальнейшую жизнь уменьшить для молодогошофера силы трения междулюдьми . Этому он придавал большое значение — был ли он прав? Я-то сам давно и твердо знал, что он прав — с той давней поры , к огда он на голой степной дорогепод Ак-Монаем вымчал машину из минометного налета. Тут наша жизнь решалась в долях сек унды . Но вот совсемвдругое , в мир ное времяя как-то зашел к нему на курсы — у жесмеркалось , занятия кон чились, ребята сидели кружкомсредиразбросанных баллонов. И с ними — Барышев, такая была его фамилия. Хор ошими чистыми голосами пели они его любимую песню — про ямщика. Степь да степь кругом , Путь далек лежит... История этой песни, д умаю , так про ста, как толькоможет . В ней нет ничего выдуманного . И самое сердечное , наше русское , в ней — не то, как «любовь свою унес» он ссобой , а то, как вся лучится, сияет эта старинная песня верой вямщицкую выручку, в дорож ное братство. Россия-то какая — н еог лядная, степь-то какая — глухая! М ожет , забайкальская, где на полсотни килом етров ни одногодеревца , ни хибарки — у крыться , а морозвсорок пять градусов. А ямщикумирает . И тольковерныйтоварищснимрядом — он все сделает, выполнит наказ. Ты, т оварищмой , Не попомни зла Ив степи глухой Схорони меня... — И вы знаете, — г оворил мне Барышев, — с этой песни, м ожет , настоящий шофери начинается. О н еще не мят, не клят, — а уже почувствовал, что значит взаимноедоверие на дорогахив гаражах и как надо уважить просьбу товарища, уметь поставить себя на ме сто попавшегов беду. А то ведь как нынче повелось, о собенносредимоло -ВЮТК.Размышления, навеянные отнлинами читателей на статью ,,Моральный климат дороги"казался недовольнымихмуроговорил : — К «пуду» добавить бы фунтик. « П УД » — в сем известно: правила уличногодвижения . А фунтик? Что он имел в виду? Совесть! Он не считал, что совесть можно мерить пудами . Нет — фунтиком. И начинал он обучение безусых пар еньков , рвавшихся скорее схватиться за руль, — с чего бы вы думаете? — т ожес «фунтика»: с брызговиков ! О н говорил мне, что жизньмолодогошофера надо начинать с « у меренныхоборотов » . Н еторопливо и, казалось, не к месту заводил он речь про то, как неприятно ехать вдождливуюпогоду , в слякоть, за тяжелогрузноймашиной , к огда не мо ж ешь ее обогнать, а она, знай, поливает тебя из-под колес... На смотровые стекла летят целые сноМ ного лет, на фронтеивмирныего ды, я знал одногодоброго ворчуна, память онемберегу — обязан ему жизнью . И то, что сейчас напишу, считаю его завещанием. К огдаего повезли в последний путь, полсотни машин стали сигналить уворот кладбища. Какой-то друг - ш офер , махая варежкой , читал стихи, с очиненные по этому случаю, и утирал слезы. Я запом нил только : Вы егогудками не будите, П огодите плакать, погодите... В последние годы , у же выйдя на пенсию, он стал инструктором на курсах. И такойу него былдар — м олодежьегообожала ! Всю механическую часть и правила уличногодвижения знали у него назубок. Но, встречая новичков после отличной сдачи испытаний в ГАИ, онСПОРТИВНЫЙ ЭКЗАМЕН СТУДЕНТОВНасколько популярен мотоциклетный спорт в высших учебных заведениях страны? В какой-то мере ответ на этот вопрос дал проведенный Киевским автодорожным институтом традиционный мотокросс памяти почетного студента КАДИ дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Владимира Комарова. В столицу Украины приехали команды вузов Хабаровска, Москвы, Риги, Омска, КаменецПодольска и других городов — всего 13 студенческих коллективов. Такой «географии» могут позавидовать и официальные первенства страны. Впрочем, цифра 13, конечно, далеко не в полной мере отражает степень развития мотоспорта в высших учебных заведениях. Студенческих мотосекций у нас значительно больше. Многие из них активно участвуют в спортивной жизни своих городов, областей, республик. Команды мотоциклистов Киевского автодорожного института,например, десять раз побеждали в первенствах Украины, шестнадцати воспитанникам этой секции присвоено звание мастера спорта СССР. Вот уже много лет студентов-мотоциклистов КАДИ готовит к соревнованиям известный в прошлом спортсмен Леонид Братковский, теперь заслуженный тренер УССР. И вот что характерно: в большинстве вузов изучение мотодела, участие в соревнованиях носит прикладной характер. Часть студентов по окончании курса получает направление на работу в отдаленные районы. И без мотоцикла, этого верного и быстроходного средства передвижения, будет трудно выполнять свои обязанности, скажем, аг-16 д ежи : д аже ветоши — р укиобтереть — пожалеют. Со всей убежденностьюдоброговор чуна он сравнивал, как мыбережеми холим машинуи как грубы , точно чурки с глазами, н ебрежныдругсдругом . — Вот возьмем , к примеру , обкатку, — р ассуждалон . — Придет новая машина на автобазу, м ы ей сейчас даем тысячу километровпробега на обкатку . Г оворим : машина любит ласку, чистоту исмазку . Стараемся не перегружать ее, не посылать втрудные условия, где песок, грязь, снег или большие подъемы . И в школе обучаем молодежь экономичности вождения автомобиля — чтобы снизить расход горючего, увеличить межремонтный пробег , удлинить срокслужбы шин. И для этого выбираемре ж имскоростей , у чим знать особенности дороги . Х орошо ! Спрашивается, что жемы делаем, чтобы снизить износ сам ого человека, удлинить срокегожиз ни?.. Вот пришел на базу пацаненок — всем коллективом выходи ему навстречу! Ведь и ему, как машине, нужна обкат ка. Только это обкатка совести человека, и длится она всю жизнь , чтобы дажекогда заматереет на дорогах — не ослабли сцепления. А что он видит, к акой пример? С колько их развелось жиганчиков ! По ночам раскулачивают оставленн ую машину — д ажетоварища не жа леют. К слесарю пойдешь за пустячным ремонтом — у него и на ладони волос растет. Д еньги — в карман , а еще ипосмеется : «У нашего брата, как упо па, — сдачи нету...» К онечно , дефицитность — мать преступности, от нее воровство и взятки, а все жехуже нет —• дефицита совести... Я помнил Барышева еще на дорогах войны — он и тогда собиралв пути все, что могло понадобиться другим . Всегда находились у него в запасе и свечи, и тросики , и вентиляторный ремень . «А мне иначе не расчет, — г оворил он, — будет пробка , да еще на переправе , так яскорее разошью...» О н ненавидел эту черту — не жалеть, бросить под ноги, кинуть на ветер. И вмирныегоды , изъездив всю Россию, он помнил имог рассказать молодежи — к ак делился запаской у Павлодара, не пожалел паяльную лампу в Чебоксарах, вез на буксире под Еланью, вытаскивал завязших втяжелом грунте за Селигер ом . И ему помогали — однажды двумя тракторами вытаскивали из кювета, а вдругой раз, п риполомке полуоси взя ли на вилки и дотянули догородских мастерских.— Под новый год дело было. В гололедицу. За Богучаром . Я остановил гор ящимфакелом трайлер с двенадцатит оннымгрузом . А троса нету ни у меня, ни у него. Вот беда! Так что ж ты думаешь — он догнал напарника своего , взял трос, вернулся... Вернулся! Вот это нестоящий шофер , д остойный своей про фессии! И когда он так рассказывал о разных дорожныхприключениях , ворча на снеж ные заносы, на весенние лужи, когда вода до сиденья, на лысые протекторы , м олодежь понимала: вот счастливый человек! И я начинал догадываться, глядя на Барышева, п очему миллионы умных, з доровыхмужчин , составляющих шофер с кое братство, ни на какуюдругуюпро ф ессию не меняютдоконца лет свою — п роклятуюируганую . Д апотомуи не меняют , что нигде, как на дорогах , так не испытывается человек на совесть, не раскрывается всей своей сутью в тысячах внезапных мгновенных встреч, — то он роднее брата, то хуже врага. Тут за день испытаешь имолчаливую благодарность, к огдавпереди идущий прини мает вправо или подает сигнал правого поворота — давай, ж ми , д руг , путь своб оден ; и позднее раскаяние, и десяток маленьких обид, к оторые как гвозди впокрышке , и страх смерти... К аждый день видишь страшную картину — как измеря ют сантиметровойкатушкой длину торм озного пути... Значит, о бгонял невпопад? Или тормознулс опозданием? Или, м ожет , так от тебя разило, что закусить охота?.. Ну насчет выпивки на дороге Барышев ставил своюпрофессиональную совесть водителя так жевысоко , как совесть врача или летчика. Ведь не пьет жехирург перед операцией , летчик перед вылетом в рейс! И когда видел такогоупивного киоска — сильной рукой отнимал круж ку, не узнать доброго ворчуна. «Сволочь, — г оворил он с ненавистью. — П озоришьпрофессию ! Тебе же верят...» Только не подумайте, что был непью щ ий . Пил! И тогда жена выносила пол ное блюдо пельменей, а он разглажи вал белую скатерть темнымирукамии говорил: ((За столомпорядок , значит, п орядокив машине...» И тут, правду сказать, часто заводил он разговор об автоинспекции. Очень уважал он человека сжезлом — б ольше , к онечно , из опытных, со стажем . И очень не одоб рял иных молодых, к оторые своей властью любят «поставить на место». — Вот ведь навсегда запомнился мнеп ожилойрегулировщик на перекресткевВоронеже . Я тогда замешкалсяи подал сигнал левого поворотасопозда нием, растерялся и стал поворачивать, огибая регулировщика , а не оставив его справа от себя. Тот жезлом показал мне путь: «Следуйте дальше!» Я ему из окна кабины крикнул : «Простите! Я вас понял!» А он мне : «Я вас тоже понял! Счастливый путь!» И душевно так посмотрел... У мныйихороший человек.— Барышев разливал по рюмкамипро д олжал : — А бывают и такие инспектора — забыли, как улыбаться! Наверно, к огдаидомас детьми, лица у них кам енные . Иные «ловушку» устраивают, садятся смотоцикломв кустах где-нибудь вконце трех километров действия знака «Обгон запрещен», там уже осевой линии нету, р емонтникиуничтожили , а этот сидит, караулит... А потомвозьметдо к ументыи ходит вокругмашины , и все молча. К уражится . Д умаешь : а не заглянуть бы тебе ко мне в душу, как ты вмотор заглядываешь! Выпив под пельмени за домашним столом, Барышев моги завестись на час восуждении таких бюрократов . Все уже улыбались, а он изобличая, требовал и от инспектора своего фунтика. —...Ты, д руг - и нспектор , разве оглох? Не слышишь, как визжит душа твоего собеседника? Ты уже нагрел его тормоз ные барабаны, а все еще тыкаешь, груб ишь , о скорбляешь . Как обращаться смашиной , этому тебя научили. А сживым человеком? К аким он от тебя поедет? Ехать соткрытойгорловинойбензобака категорически запрещаешь, а ехать сзакрытыми от гнева глазами? Как снять пробку радиатора, к огда вода кипит, это ты знаешь. А как по - х орошему обойтись с водителем? Не видишь разве: он тоже кипит! В последний год жизни замыслил он однувеликуюидеюи собирался даже добиваться ее осуществления в масштабе всей страны. Отпечатать книжечкис талонами и раздать. М ожноирисунок на талоне: машина споднятымкапотом или человекомсведромишлангом . И надпись: «Оторви и отдай водителю». О н имел высокую мысль, п рошу не смеяться! Он носил в своей душе старого водителя образсказочной страны, где выдавали бы талончик за добрую услугу на дороге . Вот тогда-то ипремировать человека — кто кконцу года сколько предъявит талончиков. Д умаю , что сотни молодых водителей, к оторых Барышев обучил своему « П УДуи фунтику», были бы тогда в почете.роному, ипженеру-механизатору, ветеринарному врачу и многим, многим другим специалистам. Знание мотодела становится, таким образом, прикладной специальностью будущих руководителей производства. Видимо, нет нужды доказывать, что надо всячески поддерживать и развивать деятельность вузовских мотосекций. Их спортивная работа должна получить права гражданства. В этом заинтересованы не только оборонно-спортивные организации, но и министерства и ведомства, отвечающие за подготовку специалистов с высшим образованием. Большим стимулом мог бы стать официальный чемпионат страны среди студенческих коллективов. Еже-годные встречи сильнейших гонщиков наших вузов на всесоюзном уровне позволят оценивать результаты спортивной работы секций, пропагандировать передовой опыт лучших коллективов. Кому поручить проведение такого чемпионата? Первым претендентом можно считать тот же Киевский автодорожный институт, который вот уже в двенадцатый раз организует традиционный мотоциклетный кросс. Эти соревнования стали популярными среди многих вузовских секций. Секрет прост — организаторы кросса (в этом году комитет по подготовке состязаний возглавлял проректор КАДИ Ефим Иванович Грачев) создают участникам все условия для успешноговыступления в гонках. Этому способствовало и присутствие на соревнованиях почетного гостя — жены космонавта Валентины Яковлевны, которая вручила победителям призы и букеты цветов. Вот таким важным событием в жизни спортсменов-студентов и видится чемпионат СССР по мотокроссу среди вузов. Польза, которую он способен принести нашему мотоспорту, очевидна. Г. АФРЕМОВ, председатель Всесоюзной коллегии судей по мотоспортуг. Киев17