НиколайАТАРОВпы желтой грязи, и ты мажешь , м ажешь стеклоочистителями. А все равно грязный туман перед глазами. Д а будь же ты проклят! Наконец изловчишься, о бго нишь, остановишь. «Что ж , д руг , двух кусковрезины на меня пожалел?..» Ухмыляется! «А на кой шут мне эти брыз г овики ! Ведь они же сзади!» Вот и думаешь всю дорогу : какую ж нужно иметь осмотровую канаву, чтобы заглянуть вдушутакого работяги. Так он исподволь, с брызговиков начинал «прирабатывать» б удущего водителя кразумномуобщениюслюдьми на дорогах , старался на всю дальнейшую жизнь уменьшить для молодогошофера силы трения междулюдьми . Этому он придавал большое значение — был ли он прав? Я-то сам давно и твердо знал, что он прав — с той давней поры , к огда он на голой степной дорогепод Ак-Монаем вымчал машину из минометного налета. Тут наша жизнь решалась в долях сек унды . Но вот совсемвдругое , в мир ное времяя как-то зашел к нему на курсы — у жесмеркалось , занятия кон чились, ребята сидели кружкомсредиразбросанных баллонов. И с ними — Барышев, такая была его фамилия. Хор ошими чистыми голосами пели они его любимую песню — про ямщика. Степь да степь кругом , Путь далек лежит... История этой песни, д умаю , так про ста, как толькоможет . В ней нет ничего выдуманного . И самое сердечное , наше русское , в ней — не то, как «любовь свою унес» он ссобой , а то, как вся лучится, сияет эта старинная песня верой вямщицкую выручку, в дорож ное братство. Россия-то какая — н еог лядная, степь-то какая — глухая! М ожет , забайкальская, где на полсотни килом етров ни одногодеревца , ни хибарки — у крыться , а морозвсорок пять градусов. А ямщикумирает . И тольковерныйтоварищснимрядом — он все сделает, выполнит наказ. Ты, т оварищмой , Не попомни зла Ив степи глухой Схорони меня... — И вы знаете, — г оворил мне Барышев, — с этой песни, м ожет , настоящий шофери начинается. О н еще не мят, не клят, — а уже почувствовал, что значит взаимноедоверие на дорогахив гаражах и как надо уважить просьбу товарища, уметь поставить себя на ме сто попавшегов беду. А то ведь как нынче повелось, о собенносредимоло -ВЮТК.Размышления, навеянные отнлинами читателей на статью ,,Моральный климат дороги"казался недовольнымихмуроговорил : — К «пуду» добавить бы фунтик. « П УД » — в сем известно: правила уличногодвижения . А фунтик? Что он имел в виду? Совесть! Он не считал, что совесть можно мерить пудами . Нет — фунтиком. И начинал он обучение безусых пар еньков , рвавшихся скорее схватиться за руль, — с чего бы вы думаете? — т ожес «фунтика»: с брызговиков ! О н говорил мне, что жизньмолодогошофера надо начинать с « у меренныхоборотов » . Н еторопливо и, казалось, не к месту заводил он речь про то, как неприятно ехать вдождливуюпогоду , в слякоть, за тяжелогрузноймашиной , к огда не мо ж ешь ее обогнать, а она, знай, поливает тебя из-под колес... На смотровые стекла летят целые сноМ ного лет, на фронтеивмирныего ды, я знал одногодоброго ворчуна, память онемберегу — обязан ему жизнью . И то, что сейчас напишу, считаю его завещанием. К огдаего повезли в последний путь, полсотни машин стали сигналить уворот кладбища. Какой-то друг - ш офер , махая варежкой , читал стихи, с очиненные по этому случаю, и утирал слезы. Я запом нил только : Вы егогудками не будите, П огодите плакать, погодите... В последние годы , у же выйдя на пенсию, он стал инструктором на курсах. И такойу него былдар — м олодежьегообожала ! Всю механическую часть и правила уличногодвижения знали у него назубок. Но, встречая новичков после отличной сдачи испытаний в ГАИ, онСПОРТИВНЫЙ ЭКЗАМЕН СТУДЕНТОВНасколько популярен мотоциклетный спорт в высших учебных заведениях страны? В какой-то мере ответ на этот вопрос дал проведенный Киевским автодорожным институтом традиционный мотокросс памяти почетного студента КАДИ дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Владимира Комарова. В столицу Украины приехали команды вузов Хабаровска, Москвы, Риги, Омска, КаменецПодольска и других городов — всего 13 студенческих коллективов. Такой «географии» могут позавидовать и официальные первенства страны. Впрочем, цифра 13, конечно, далеко не в полной мере отражает степень развития мотоспорта в высших учебных заведениях. Студенческих мотосекций у нас значительно больше. Многие из них активно участвуют в спортивной жизни своих городов, областей, республик. Команды мотоциклистов Киевского автодорожного института,например, десять раз побеждали в первенствах Украины, шестнадцати воспитанникам этой секции присвоено звание мастера спорта СССР. Вот уже много лет студентов-мотоциклистов КАДИ готовит к соревнованиям известный в прошлом спортсмен Леонид Братковский, теперь заслуженный тренер УССР. И вот что характерно: в большинстве вузов изучение мотодела, участие в соревнованиях носит прикладной характер. Часть студентов по окончании курса получает направление на работу в отдаленные районы. И без мотоцикла, этого верного и быстроходного средства передвижения, будет трудно выполнять свои обязанности, скажем, аг-16