АВТОБУС ДЛЯ ВСЕХ ДОРОГПавловские автобусостроители, наращивая выпуск хорошо зарекомендовавших себя машин ПАЗ-672, не прекращают в то же время работы над новыми моделями. Эти модели составляют семейство автобусов городского и туристского типов, опытные образцы которых были изготовлены к XXIV съезду КПСС. Завод специализируется на производстве малых автобусов длиной до 7,5 м. Машины этого класса по эксплуатационным показателям — вместимости, маневренности и проходимости — рассчитаны на перевозки, самые разные по назначению, дорожным и климатическим условиям. Базовая модель послужила основой для разработки унифицированного ряда автобусов, производство которых уже частично освоено. Они отмечены дипломом I степени и золотыми медалями ВДНХ. Основные машины этого ряда — сам базовый автобус ПАЗ-672 и ПАЗ-3201 — автобус повышенной проходимости для местного сообщения, у которых 81 процент деталей унифицирован. Надо сказать, что особенно большая потребность в автобусах повышенной проходимости ощущает{я в сельских районах. Между тем объем производства их, да и число моделей явно не соответствуют запросам. Выпуск автобусов ПАЗ-3201, которые могут работать практически в любом районе страны, призван частично решить эту проблему. Новая модель конструктивно представляет собой комбинацию кузова и силового агрегата ПАЗ-672 с ходовой частью и трансмиссией грузовика повышенной проходимости ГАЗ-66. Передний мост машины ведущий, имеет, как и задний, привод от раздаточной коробки. Задний и передний мосты снабжены самоблокирующими кулачковыми дифференциалами. Схема передачи крутящего момента на ведущие мосты обычная, характерная для машин с колесной формулой 4X4. В сочетании с большими углами съезда и въезда и малыми радиусами продольной и поперечной проходимости все эти конструктивные качества обеспечивают возможность эксплуатации машины в тяжелых дорожных условиях. На автобусе установлен двигатель модели ПАЗ-672, карбюраторный, четырехтактный, восьмицилиндровый, V-образный (вариант мотора ГАЗ-66). От ПАЗ-672 заимствованы также сцепление, тормоза, шины, подвеска, рулевой механизм и система питания. От грузовика ГАЗ-66 взята механическая четырехступенчатая коробка передач, двухступенчатая раздаточная коробка, карданная передача. Главная передача ведущих мостов такая же, как на ГАЗ53А, — коническая, гипоидная. Автобус ПАЗ-3201 имеет цельнометаллический несущий кузов. В нем две двери, одна справа впереди — для пассажиров, другая — для водителя. Светлый салон, хорошо отапливаемый и вентилируемый, удачно распланирован. Напомним, что в кузове ПАЗ-672 три двери, из которых две предназначены для пассажиров. Отказавшись от одной двери, которая не обязательна при работе на внутрирайонных перевозках, мы увеличили на модели «3201» число мест для сидения. Их стало 26 против 23 у модели «672». Опытные образцы автобуса повышенной проходимости успешно прошли заводские и приемочные испытания в Горьковской и Вологодской областях — на трассах, не имеющих твердого покрытия, в самое трудное время — весной и осенью. Первая опытная партия таких машин будет изготовлена на Павловском заводе уже в 1972 году. Их с нетерпением ждут не только в сельской местности, но ив леспромхозах, геологических партиях, на нефтепромыслах. Сейчас автобус ПАЗ-3201 проходит ресурсные испытания на полигоне и местных дорогах — необходимо определить его пробег до капитального ремонта. Предполагается, что он составит 150 тысяч километров. Техническая характеристика Число мест для сидения Мощность двигателя, л. с. Собственный вес в снаряженном состоянии, кг Полный вес с предельной нагрузкой, кг: на переднюю ось на заднюю ось Дорожный просвет, мм Радиус поворота по наружному переднему колесу, м Скорость, км/час 26 115 5000 6900 2725 4175 265 11 80С. ЖБАННИКОВ, главный конструктор ПАЗа, В. ПАРШИН, ведущий конструктор г. Павлово-на-Оке Модель ПАЗ-3201 представляет собой комбинацию ходовой части груаопика ГАЗ-66 с кузовом и силовым агрегатом ПАЗ-672 (фото вверху). Планировка пассажирского салона. Схема трансмиссии: 1 — силовой агрегат; 2 — радиатор; 3 — передний ведущий мост; 4 — раздаточная коробка; 5 — трансмиссионный тормоз; 6 — задний ведущий мост.