30
31
МИРЕмото-МОТОЦИКЛЫона возникла только после войны, то в Чехословакии ей уже более полувека. Однако в ЧССР ив ГДР только с приходом народной власти производство мотоциклов было поставлено на новую, индустриальную основу. Старые заводы, не отвечавшие требованиям времени, были реконструированы, расширены и переоборудованы. Благодаря этому значительно увеличился выпуск современных моделей. Их высокий технический уровень подтверждают успехи на международной спортивной арене. Созданные в ЧССР и ГДР мотоциклы отлично зарекомендовали себя на самых трудных испыт аниях — первенствах Европы по многодневным соревнованиям и шестидневке ФИМ. Главные ее призы — Международный трофей и Серебряную вазу за последние двадцать лет команды Чехословакии завоевывали двадцать раз, а команды ГДР — семь раз. Таких результатов не добивался больше никто. Сегодня мотоциклетная промышленность социалистических стран почти полностью удовлетворяет спрос населения, выпуская широкую гамму машин. Наибольшим успехом пользуются мопеды и легкие (50 см') мотоциклы — поэтому их делают везде. Самыми крупными производителями .мототехники являются Чехословакия и ГДР. Их продукция широко экспортируется во многие страны мира. Как видно из таблицы, типаж машин ограничен легкими и средними классами. Это объясняется тем, что тяжелые мотоциклы из-за большой сложности и стоимости мало пользуются спросом. Их превосходство в мощности и скорости не реализуется при обычной эксплуатации. Так же невелика популярность мотоциклов с боковым прицепом. Небольшое их количество выпускают лишь в Чехословакии, ВНР и ГДР. Нет на нашем параде и мотороллеров, производство которых в ГДР, ЧССР и ПНР прекращено из-за малого спроса. Все дорожные мотоциклы снабжены двухтактными двигателями с обычным газораспределением (посредством поршня). Исключение составляет лишь «:Ява-90л, мотор которой оборудован дисковым золотником. Цилиндры в них литые: чугунные или алюминиевые с чугунной гильзой. Электрооборудование легких мотоциклов включает генератор переменного тока, а средних — генератор постоянного тока с аккумуляторной батареей. Транзисторная система зажигания пока нашла применение лишь на мопеде «Бабетта». Главная передача у всех мотоциклов цепная. На мопедах «Бабетта» и «Симсон-мофа» применено автоматическое сцепление с клиноременной моторной передачей (вариатором). На мотоциклах «МЦет» и «Паннония» П20 передняя передача шестеренчатая, на остальных — цепная. Как видим, все заводы отдают предпочтение простым, испытанным и надежным конструктивным решениям. Присмотревшись внимательнее, мы обнаружим, что на многих моделях («Паннония» П20, «Ява-90», «МЦет» ЕТС-150) отдано предпочтение 18-дюймовым колесам вместо прежних 19-дюймовых. На отдельных машинах («Паннония» П20, «Балкан-М75») применяются дуплексные рамы . Чаще стали встречаться задние передачи, заключенные в герметичный кожух («Томос», «МЦет», «Балкан-М75»). Здесь представлены, конечно, не все модификации машин, выпускаемых в семи братских странах, — вы видите лишь основные модели, наиболее характерные для каждой из них.От мопеда до 25-сильного мотоциклаНадежность, комфорт, скоростьНаши читатели хорошо знакомы с чехословацкими и венгерскими мотоциклами. Многие тысячи «яв» и «панноний» служат им верой и правдой. Мотоциклетная промышленность создана ныне во всех социалистических странах Европы. И если в Болгарии, Румынии, Югославии«Балнан-50»«Симсон-шпербер».«Чезет» 477.«Я еа-90-родстер».«МЦет» ETC-250.« П аннония » П20.30 1 Клас 3с , см Марка и модель Страна Число цилиндров двигателя Рабочий объ е3м . см Мощность, л. с. Число об/мин Количество передач Вес, кг Максимальная скорость, км/час50«Балкан-50» «Мобра» «Ява-50» М20 «Симсон-шпербер» «Балкан-М75» «Ява-90-родстер» ВСК-М06-БЗ «МЦет» ЕТС-125 « Ч езет » 476 1«МЦет» ЕТС-125 1 « Ч езет » 477 «МЦет» ЕТС-250 « П аннония » Т5 « П аннония » П20 «Ява-250» 559/07 « Ява-калифорниан-Ш» «Ява-350» 360/00 «Ява-калифорниан-IV» «Бабетта» «Симсон-мофа» «Комар-2» «Томос-колибри»НРБ СРР ЧССР ГДР НРБ ЧССР ПНР ГДР ЧССР ГДР ЧССР ГДР ВНР ВНР ЧССР ЧССР ЧССР ЧССР ЧССР ГДР ПНР СФРЮ 221111I111149 49 49,8 49,6 73 88,6 123 123 123,5 143 171,7 243 247 246 248,5 248,5 344 344 49 49 49,8 49 13,3 4,0 4.0 4.6 6 9,5 7,3 9.5 11 11 15 19 16 23 14 16,5 18 25,5 1,6 1,6 1,4 2,3 16500 7000 6500 6800 6700 6500 5300 6300 5750 6300 5600 5500 5250 7500 5000 5500 5250 5500 4500 4000 4000 60003 444453444444544441122160 82 65 80 80 78 100 100 112 109,5 112 134 138 142 129 124 139 134 42 38,5 47 55|65 67 65 75 80 100 80 100 105 105100125150 176 2501115 130 115 130 110 122 120 135. 40 30 42 50350МопедыПримечание. В СССР поставляются «Пангония» Т5, «Ява-250» 559/07, «Ява-350» 360/00.КОРОТКОАвтомобиль СИМКА, выпускаемый Неуклонно растет число автомобилей в Чехословакии. Только в нынешф ранцузским филиалом американского нем году населению будет продано 113 концерна «Крайслер», — первая иностт ысячлегковыхмашин , а к 1975 году ранная машина, изъятая с автомобильнамечается увеличить производительного рынна США из-за введения новых стандартов на содержание вредных веность автозаводов на 40 процентов. В импорте автомобилей все большая ществ в отработавших газах. доля приходится на советские. Это объясняется той популярностью , которую • • • с нискали они учехословацких автомоАвтомобильные фирмы «Даймлер-Бенц» билистов. и МАИ (ФРГ), в ыпускающие тяжелые грузовикии автобусы, начали интенсив• • • ные исследования по применениюв каРуководство нонцерна ФИАТ заявило, честве топлива природного газа какв что фирма сможет представить общестс жатом , так ивсжиженном виде. Провенности электрический автомобиль не дукты сгорания этого газа содержат раньше чем через четыре-пять лет. меньше вредных примесей, чем бензин и дизельное топливо. Однако при пере• • • воде на газ двигатель развивает меньПо даннымамериканскойстатистики , ш ую мощность. Кроме того, значителен 8 мотоциклетном парке США преоблавес баллонов для газа. дают машиныяпонского производства: «Хонда», «Ямаха», «Кавасаки». Тяжелые • • мотоциклы «Харлей-Давидсон», выпу• Я понский завод «Ниссан» построил скаемые заводом в г. С прингфилд (около 35 тысячв год), не пользуются осоэ кспериментальный 42-местный автобус, мощнобой популярностьюи по удельному вес набженный газовой турбиной Скорость машины 120 су в общем парке страны находятся стью 300 л. с. км час. л ишь на седьмом месте.••••••«МЦет» ЕТС-150.••••••Турецкая фирма «Тофас» начала производство малолитражек «Мюрат-124» по лицензии итальянского концерна ФИАТ. Это вторая модель легкового автомобиля, освоенная вТурции . Первая, носящая название «Анадоль», в ыпускаетсяс 1966 года. Ее двигатель и ходовая часть заимствованы от «Форд-кортина-1300». Кузов из стенлопластина разработан английс кой фирмой «Огль». Завод «Отосан» вып ускаетв год оноло 4тысяч «анадолей->.Международная мотоциклетная федерация (ФИМ) с 1 января 1972 года ограничила минимальный вес кросс о1в ых мотоциклов: м ашины класса 500 см- не могут весить менее 100 нг, 250 см — 95 кги 125 смз — 85 кг . Этот шаг прод иктован стремлением положить предел чрезмерному облегчению экипажной части, которое приводило куменьшениюпрочности , а следовательно, и безопасности кроссовых мотоциклов.«Ява-калифорниан-IV»,31